Занятие 3. Признаки государства

Задание 1

Запишите общие признаки государства. Изменялись ли они по мере развития человечества, если да, то, как именно?

________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

В чем различие между государственным и национальным (этническим) суверенитетом? Как решается на современном этапе вопрос о праве народов на самоопределение, сецессию (выход, отделение) и образование самостоятельного государства?

____________________________________________________________________________________

Задание 3. Выберите правильный вариант ответа

Суверенитет государства внутри страны выражается:

1. в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны;

2. в независимости ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами;

3. в обеспечении и поддержании цивилизованного правопорядка внутри государства и на мировой арене;

4. в недопустимости вмешательства во внутригосударственные дела извне.

Задание 4.

Верно ли утверждение: "лагерь детского отдыха обладает признаками государства"?

________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Занятие 4. Теории происхождения государства

Задание 1.

Определите, какой из перечисленных выше теорий придерживались авторы, оставившие нам следующие строки:

1. «Боги поставили Хаммурапи править «черноголовыми»… Человек является тенью Бога, раб является тенью человека, а царь равен Богу». (Законы царя Хаммураппи)

________________________________________________________________

2. «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены». (Послание апостола Павла к римлянам)

________________________________________________________________

3. «Человеком движут естественные страсти, стремление к наживе, алчность и недоверие друг к другу. Если их не сдерживать, то люди просто погибнут в войне. Но человек имеет разум, а потому, чтобы выжить, осознанно уступает часть своей свободы государству, которое должно быть грозным». (Т. Гоббс «Левиафан»)

________________________________________________________________

4. «Государство и классы начинают свое существование одновременно. Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Первые классы и государства образуются из племен, спаянных друг с другом актом завоевания». (К. Каутский)

________________________________________________________________

5. «Государство возникло из потребности держать в узде противоположность классов; так как оно в то же время возникло в самих столкновениях этих классов, то оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса… С исчезновением классов неизбежно исчезнет и государство. Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место; в музей древности рядом с прялкой и топором». (Ф. Энгельс)

Занятие 5. Моя теория происхождения государства

Задание 1. Какой теории происхождения государства придерживаетесь вы или предложите свою теорию? Ответ обоснуйте.

____________________________________________________________________________________________________________________

Задания для самоконтроля по теме 1.1. Происхождение и сущность государства

1.Напишите небольшое эссе по теме: “ Нужна ли современному обществу власть?”

________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Власть необходимо отличать от влияния. На примере жизненной ситуации: один человек убедил другого бросить курить, определите, что это – власть или влияние?

____________________________________________________________________________

3. Термин «общество» используется в разных значениях. На примере трех словосочетаний объясните, какое значение может вкладываться в данный термин.

Капиталистическое общество

____________________________________________________________________

Российское общество

________________________________________________________________________

Общество цветоводов

________________________________________________________________________

4.Составьте схему: «Органы власти в первобытном обществе».

5. Назовите обычаи, существующие в современном обществе

________________________________________________________________________________________________________

Тема 1.2 Форма государства

Наши рекомендации