Международная правосубъектность физических лиц.

Специальная правосубъектность —это способность акторов быть участником лишь определенного круга правоотношений в рамках отдельной отрасли международного права. Специальной правосубъектностью, например, обладают физические лица (индивиды). Их правосубъектность, в частности, признана Всеобщей декларацией прав человека 1948 г. (ст. 6),Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 2 и далее), Международной конвенцией о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. (ст. 8 и далее).

Государства как основные субъекты международного права.

Под государством в международном праве понимается страна со всеми присущими ей признаками суверенного государства. Однако не всякая страна может быть государством в международно-правовом смысле и субъектом международного права (например, колониальные страны и другие геополитические единицы).

Наиболее важными признаками государства являются суверенитет, территория, население и власть.

Государство - необходимый субъект в социально-политической сфере в целом.

Государство является не только основным, но также первоначальным и универсальным субъектом международного права. Первоначальный означает, что государство становится субъектом в результате самого факта его образования. Иные субъекты наделяются этим статусом государствами. Универсальный означает, что государство вправе участвовать в любых международно-правовых отношениях.

Субъектом международного права является государство в целом, а не представляющие его органы и должностные лица. Об этом следует помнить, встречаясь с такими понятиями, как "межправительственная организация", "межправительственное соглашение". Государство несет полную ответственность за деятельность своих органов.

Участие субъектов РФ в международных и внешнеэкономических связях.

Степень самостоятельности определяется конституцией либо федеративным договором, либо договором о разграничении предметов ведения между федерацией и её субъектами.

Конституция РФ – ст. 71, 72, 73; ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей в субъектах РФ» Субъекты РФ вступают в международные и внешнеторговые связи с субъектами других федеративных государств и с административно-территориальными образованиями иных государств, с иным государством в целом – только с разрешения правительства РФ.

Международные и внешнеэкономические связи – культурные, экономические, гуманитарные, научно-технические и другие связи. По этим вопросам субъекты РФ могут заключать международные соглашения.
Порядок заключения международных соглашений:
1. ОГВ субъектов РФ уведомляют о вступлении в переговоры по поводу заключения соглашений федеральные ОГВ.
2. ОГВ субъектов РФ должны предоставить проект в МИД РФ либо в другой федеральный ОИВ не позднее месяца до подписания такого соглашения.
3. федеральный ОИВ должен ответить в 20-дневный срок на проект. В случае разногласий – согласительная комиссия. Соглашение не должно противоречить Конституции РФ, федеральному законодательству, международным договорам РФ.
Субъекты РФ могут участвовать в работе международных межправительственных организаций в рамках органов, созданных специально для этих целей (например, конгресс местных и регион-ых властей).
Субъекты РФ могут открывать свои представительства в иных государствах. Они не являются дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями. Работники не обладают дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

Признание государств.

Признание нового государства осуществляется обычно путем заявления признающего государства, адресованного признаваемому госу­дарству, о намерении вступить с ним во взаимоотношения как с суве­ренным государством, в частности установить с ним дипломатические сношения.

По поводу признания международной правосубъектности вновь возникшего государства в международно-правовой доктрине имели хождение две теории о существе такого признания: конститутивная и декларативная. Согласно первой из них, государство приобретает ка­чество субъекта международного права исключительно благодаря его признанию другими государствами. Согласно второй — признание является лишь констатацией факта появления нового субъекта междуна­родного права.

Между тем само по себе признание нового государства, будучи актом политическим и не регламентированным международным правом, безусловно влечет за собой существенные юридические последст­вия, поскольку этот акт есть выражение признающим государством своей готовности уважать суверенитет и независимость признаваемого государства, поддерживать с ним международно-правовые отношения и, в частности, дипломатические сношения.

Вопрос о своего рода коллективном признании возникает по пово­ду членства нового государства в международных организациях, в част­ности в Организации Объединенных Наций. Однако практика ООН в этом случае отнюдь не единообразна и не позволяет сделать какие-либо конкретные заключения. Так, когда Египет и Сирия объединились в Объединенной Арабской Республике, то последняя была признана чле­ном ООН без каких-либо специальных процедур, а после распада ОАР членство в ООН сохранили Египет и Сирия. Но после разделения Пакистана на два государства Пакистан сохранил свое членство в ООН, а Бангладеш был принят в ООН в качестве нового члена, и т.д.

По поводу членства государств в ООН наблюдались и трудно объ­яснимые, парадоксальные ситуации. Так, при создании ООН было принято политическое решение о том, что первоначальными членами ООН наряду с СССР станут две его союзные республики — Белорус­сия и Украина, государствами, естественно, не являвшиеся. А после развала СССР пришлось принимать политическое решение о членстве в ООН Российской Федерации со статусом постоянного члена Совета Безопасности. Белоруссия и Украина сохранили свое членство в ООН уже в качестве независимых государств, а другие бывшие союзные республики были приняты в ООН в качестве новых ее членов.

Наконец, укажем ситуацию, когда признание нового государства в наше время вообще недопустимо: в случае его образования в результате вооруженной интервенции другого государства. Конкретно речь идет о положении на Кипре, где Турция с помощью своих вооруженных сил создала на части его территории марионеточное государство, никем, кроме самой Турции, не признанное.

12. Правопреемство государств: понятие, источники, объекты.

Международное правопреемство есть переход прав и обязанностей от одного субъекта международного права к другому вследствие возникновения или прекращения существования государства либо изменения его территории. Пределы правопреемства определяются суверенной волей этого государства в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Объектом правопреемства выступают:

  • международные договоры;
  • государственная собственность, долг, архивы;
  • границы;
  • членство в международных организациях.

Источники:
1) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении международных договоров (1978г.), вступила в силу с 1996г.
2) Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов 1983г. (недействительна).

Обе конвенции исходят из принципа, что вопросы правопреемства могут решаться по соглашению сторон, а положения конвенции будут применяться только при отсутствии договоренности. Неурегулированные в конвенции вопросы будут регулироваться принципами общего МП.
Теории по вопросам правопреемства:

1) Негативная: новое государство никак не связано с государством - предшественником (теория Табула Раса – «чистой доски»).

2) Теория Континуитета (продолжение)

Теории не применялись на практике.

Наши рекомендации