ЧЕЛОВЕК И ЭТНИЧНОСТЬ[Ю.Г.6] . С.В. Чешко
Если мы хотим исследовать этничность, а не поэтизировать ее, то должны, видимо, постараться выявить ее специфическую функцию. В данном случае я имею в виду <...> конкретную роль этничности в жизни людей.
Социальные связи конкретного человека образуют упорядоченную (его потребностями, интересами, наклонностями, социальными ориентациями и т.п.) структуру. Она может быть представлена в виде концентрических кругов сфер деятельности и общения индивида.
Каждому типу общества присуща, видимо, своя система, отличающаяся от других набором и последовательностью таких кругов. В современном обществе, о котором и пойдет речь, в качестве первого круга обычно выступает семья. <...> По всей видимости, непосредственная функция семьи состоит в создании для индивидов первичного микромира ("домашнего очага"), который предохраняет их от "перегрева" интенсивным воздействием социальной среды и в то же время сохраняет их в системе социальности. Семья — это предел "химической" делимости социального вещества, его молекула.
Следующий по значимости круг деятельности и общения связан с добыванием средств к существованию. Эта деятельность сосредоточивается в экономических структурах: на предприятиях, в учреждениях — трудовых коллективах.
Третий круг образуется из потребности в досуге. Он складывается из друзей, близких родственников, партнеров по увлечению и т.д.
Можно также выделить четвертый круг повседневных социальных связей — соседей. В основе этих связей — совместное использование непосредственной среды обитания.
<...> Концентрическая система социальных связей индивида включает также вторичные круги деятельности-общения. К ним можно отнести религиозные общины, политические партии и тому подобные объединения, построенные на идеологической основе. Они вторичны потому, что имеют свои корни не в жизненных потребностях "человека социального", а в его дополнительных, "сверхсоциальных" интересах, которые к тому же имеются не у каждого человека. Для других людей они могут играть, напротив, очень большую роль, даже заслонять первичные круги или накладываться на них. Это происходит, например, тогда, когда политика, искусство или религиозное подвижничество становятся для человека основным родом деятельности (в силу его материальной обеспеченности или аскетизма), преобладающей формой мировоззрения.
Вне начерченной выше системы концентрических кругов деятельности-общения находится другая, но связанная с нею система социальных связей индивида. Она также состоит из различных элементов, однако их трудно расставить в каком-то определенном порядке, по степени значимости для обобщенного "человека социального". Здесь речь идет не о непосредственной деятельности и непосредственном общении, а об идентификации человека с такими социальными группами, с которыми он не может вступить в прямой контакт. Это, например, этнос, нация-общество, конфессия (но не конкретная религиозная община), субгосударственная или супергосударственная общность (москвичи, сибиряки, европейцы, славяне и т.д.), раса, половозрастная группа, наконец, человечество в целом. Человек осознает себя частью этих (или каких-то других) общностей, но в своей повседневной жизни, в практической деятельности может иметь дело только с их отдельными маленькими частями, которые в действительности оказываются элементами первой (концентрической) системы. Так, человек ощущает свою принадлежность к определенной этнической группе, но его "этническая" деятельность-общение сосредоточена, самое большее, в локальной этнической общине, в национально-культурном центре или фольклорном ансамбле, т.е. в тех социальных группах, которые относятся к сфере первичных и вторичных потребностей.
Этничность не входит в эту сферу. Не случайно, что в повседневной жизни человек, как правило, не выстраивает свои социальные связи, не проводит целенаправленный отбор своих партнеров по деятельности и общению по этническому признаку. Правда, анкетные опросы, проводимые нашими этносоциологами, зачастую дают иные результаты, свидетельствующие именно о наличии такой селекции в социальном поведении людей. Однако подобные свидетельства, как и любые научные факты, нуждаются в анализе и объяснении.
<...> Этничность в целом лежит вне обыденности — подобно любой "сверхсоциальной" идеологии. Это, конечно, отнюдь не означает, что этничность не играет никакой роли в повседневной жизни людей. Если человек проходит процесс социализации в определенной этнической среде, то он, естественно, хотя бы в какой-то степени усваивает характерные для нее традиции, ценности, образ мысли и поведения. Плоды такой социализации сказываются не только тогда, когда индивид действует в своей этнической группе и как часть этой группы, но и тогда, когда он действует в "автономном режиме" — как индивид.