Необходимые принадлежности

1. Текст, академика РАН Д. С. Лихачева, 1976 г..

Задание

«Главной заботой государства должна стать культура» (из интервью академика РАН Д. С. Лихачева, 1976 г.). Обсуждение проблемы. Знаете, если говорить о будущем России, а этот вопрос занимает меня каждодневно и иногда целыми ночами, я бы сказал, что наше будущее — в открытости всему миру и просвещенности. Главной заботой государства, власти должна быть не химера национальной идеи, а культура. В самом широком ее понимании — образование, наука, искусство, отношение друг к другу и к природе. Культура как глубинное основание общественного устройства и всего социально-экономического развития. Не вульгарная «надстройка» в противовес «базису», а главный смысл и главная ценность существования как отдельных народов и малых этносов, так и государств. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла...

Задания и вопросы для обсуждения документа:

1. Прокомментируйте, как вы понимаете фразу Д. С. Лихачева: «...наше будущее — в открытости всему миру и просвещенности».

2. Предположите и поясните, каким образом «образование, наука, искусство, отношение друг к другу и к природе» могут стать основой для процветания 30 российской нации.

3. Какие меры, на ваш взгляд, первоначально необходимо осуществить, причем не только власти, чтобы выполнить «наказ» Д. С. Лихачева?

4. С чем вы согласны, а что хотели ли бы оспорить в высказываниях Д. С. Лихачева?

5.Как вы оцениваете усиление роли религии в культурной жизни общества

Оформление отчета

1. Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

Контрольные вопросы

1. Согласны ли Вы с утверждением, что культура общества это и есть его идеология. Обоснуйте свою позицию.

Литература

1.Основные источники:

1.Артемов, Виктор Владимирович. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : дидактические материалы : учебное пособие / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков . - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 368 с.

2. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с.

3.Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. - М.: Просвещение, 2014.- 432 с

Дополнительные источники:

1.История России ХХ - начала ХХI века. Учебник для СПО Чураков Д.О. Саркисян С.А.Издательство: Юрайт Серия: Профессиональное образование

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru

Практическое занятие по теме: « Перспективы развития РФ в современном мире».

Цель:обобщить знания по теме, повторить понятия и факты связанные с темой, применить знания по теме в ходе решения практических заданий.

По завершению практического занятия студент должен уметь:

ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.

Продолжительность: 1 аудиторных часа.

Необходимые принадлежности

- ознакомится с содержанием вопросов темы дискуссии, изложенных в рекомендованной основной и дополнительной литературе;- доработать конспект лекций по данной теме.

Задание

1. Укажите перспективные направления развития РФ (не менее 3-х) и перечень проблем (не менее 5) развития страны на современном этапе.

Оформление отчета

1. В тетрадях укажите перспективные направления развития РФ (не менее 3-х) и перечень проблем (не менее 5) развития страны на современном этапе.

Контрольные вопросы

1. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов – главное условие политического развития.

2.Инновационная деятельность – приоритетное направление в науке и экономике.

3.Сохранение традиционных нравственных ценностей и индивидуальных свобод человека – основа развития культуры в РФ.

4.Геополитический характер вызовов, с которыми столкнулась Россия на рубеже ХХ-ХХI вв. Достижения и просчеты России в области внешней политики

Литература

1.Основная

- Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник (для всех специальностей СПО). М., 2012.

- Безбородов А.Б., Елисеева Н.В.История России в новейшее время. 1985-2009 гг.: учебник. М., 2011.

- Герасимов Г.И. История России (1985-2008). Учебное пособие. М., 2013.

- Обществознание: Глобальный мир в XXI веке. Учебник. 11 класс / Под ред. Л.В. Полякова. М., 2008.

Дополнительная

- Арбатов А. Угрозы реальные и мнимые // Россия в глобальной политике. 2013. № 1.

- Кортунов С.В. Современная внешняя политика России. Стратегия избирательной вовлеченности. М., 2008.

- Крамаренко А. Окончание холодной войны: обретение смысла //Россия в глобальной политике. 2009. №1.

- Новая Евразия: Россия и страны ближнего зарубежья: аналит. альманах. Вып. 19/ Под ред. Е.М. Кожокина. М., 2008.

- Россия и ЕС в Центральной Азии/отв. ред. М.Г. Носова. М., 2008.

- Россия и страны Ближнего, Среднего Востока и Северной Африки: проблемы и перспективы сотрудничества: сборник статей/ отв. ред. Г.К. Прозорова. М.: Восток-Запад, 2009.

- Треугольник Россия-Китай-США в АТР: факторы неопределенности/ отв. ред. В.Б. Амиров, В.В. Михеев. М., 2009.

- Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая. СПб., 2010.

- Уткин А.И. Глобализация: процесс осмысления. М., 2011.

Текущий контроль
3 семестр

Контрольная работа№1

по теме:

«Сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.»

По завершению изучения темы студент должен знать:сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.;

Задание

Каковы особенности конфликтов в современные период? Каковы их причины и роль в истории человечества и конкретных стран?

2) Какие пути урегулирования конфликтов вы знаете? Приведите примеры из практики.

3) Какие страны официально являются ядерными державами? Почему другие страны (вопреки запретам) пытаются создать свою ядерную бомбу? Как остановить «расползание» ядерного оружия по планете?

4) Каковы причины международного терроризма? Какие цели преследуют террористы? Какие меры для борьбы с терроризмом применяются?

5) Расскажите о причинах и последствиях конфликтов в СНГ.

6) Почему Югославия стала ареной вооруженных конфликтов? Каковы были их результаты? Какую роль в них сыграли страны НАТО, Россия? При ответе используйте материалы СМИ, Интернета.

7) Перечислите основные очаги вооруженных конфликтов в странах Азии. Какую роль играют западноевропейские страны, США и Россия в данных конфликтах? При ответе используйте материалы СМИ, Интернета.

8) Каковы, на ваш взгляд, пути преодоления арабо-израильского конфликта? Войны в Афганистане?

9) Дайте общую характеристику конфликтов в странах Африки и Латинской Америке.

Выполнение контрольных работ призвано решать следующие задачи:

 сформировать навыки самостоятельной, творческой работы студента;

 изучить основную литературу по вопросам исследования, отечественный и зарубежный

опыт, и зафиксировать необходимую информацию;

 обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать,

 интерпретировать и грамотно изложить состояние рассматриваемого вопроса;

 показать умение правильного оформления контрольных работ.

Текущий контроль

Семестр

Контрольная работа№2

по теме:

«Основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира».

По завершению изучения темы студент должен знать:основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мир.

Задание

Дать определения терминам: глобализация, интернационализация, интеграция, модернизация, инновация, информатизация, транснационализация, конкурентное соперничество, информационно-коммуникативные технологии, трансграничность.

Выполнение контрольных работ призвано решать следующие задачи:

 сформировать навыки самостоятельной, творческой работы студента;

 изучить основную литературу по вопросам исследования, отечественный и зарубежный

опыт, и зафиксировать необходимую информацию;

 обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать,

 интерпретировать и грамотно изложить состояние рассматриваемого вопроса;

 показать умение правильного оформления контрольных работ.

Текущий контроль
3 семестр

Контрольная работа№3

по теме:

«Назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности».

По завершению изучения темы студент должен знать:назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности.

Задание

1.Расширение Евросоюза, формирование мирового «рынка труда»,

глобальная программа НАТО и политические ориентиры России.

2.Планы НАТО в отношении России.

Выполнение контрольных работ призвано решать следующие задачи:

 сформировать навыки самостоятельной, творческой работы студента;

 изучить основную литературу по вопросам исследования, отечественный и зарубежный

опыт, и зафиксировать необходимую информацию;

 обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать,

 интерпретировать и грамотно изложить состояние рассматриваемого вопроса;

 показать умение правильного оформления контрольных работ.

Текущий контроль
3семестр

Контрольная работа№4

по теме:

«Содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения»

По завершению изучения темы студент должен знать: содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения.

Задание

Всеобщая декларация прав человека.

Международный пакт об экономических, социальных,

политических и культурных правах.

Женевские конвенции международного гуманитарного

права.

Конституция Российской Федерации.

Становление нового миропорядка.

Этапы формирования международной политической системы.

Системные характеристики пропорядка: однополярный, биполярный и полицентрический. Основные составляющие

полицентрического миропорядка. Транснациональный мир.

Выполнение контрольных работ призвано решать следующие задачи:

 сформировать навыки самостоятельной, творческой работы студента;

 изучить основную литературу по вопросам исследования, отечественный и зарубежный

опыт, и зафиксировать необходимую информацию;

 обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать,

 интерпретировать и грамотно изложить состояние рассматриваемого вопроса;

 показать умение правильного оформления контрольных работ.

Текущий контроль
3семестр

Контрольная работа№5

по теме:

«О роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций».

По завершению изучения темы студент должен знать: о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Задание

1.Религия и церковь в современной общественной жизни.

2. Локальные конфликты и проблемы национального суверенитета в глобализованном мире.

3.Задача. Из работы русского просветителя В. Ф. Малиновского «Размышление о преобразовании государственного устройства России»

«Закон есть изъявление общей воли, и, чтоб новое законодательство не составлено было подобно старому уложению для одних рабов, надлежит всемерно пригласить все государство к соучастию в созидании его благоденствия; и тогда будут законы действия, благоразумия, справедливости и порядка. Когда же они сочиняются под смотрением одного министра, они будут действием единой власти составлены и во исполнение приведены...

Законоположение для народа «должно всегда сообразоваться нравственности его»: чтобы познать точно народ, рассеянный по великому пространству России, и определить его нравственность в настоящее время, надлежит его видеть и слышать в собрании своих полномочных.

По двум столицам не должно судить о нравственности Россиян: обозреть их и познать настоящий образ мыслей и определить нравственность столь же трудно и медлительно, как собрание законов. Хоть бы выбрали самых искусных людей в познании природы человеческой, то всякой по-своему бы изобразил состояние жителей; депутаты каждой провинции подадут верный способ познать настоящий образ мыслей народа и степень его нравственности, сами будучи живые подобия приславших».

Вопросы к документу:

1.Какова позиция автора по отношению к парламентаризму? 2.О каком старом уложении и новом законодательстве может идти речь в документе? 3. Какие понятия встречаются в тексте? Что вы о них знаете?4.Согласны ли вы с мнением, что по двум столицам не следует судить о нравственности Россиян? Почему?

Выполнение контрольных работ призвано решать следующие задачи:

 сформировать навыки самостоятельной, творческой работы студента;

 изучить основную литературу по вопросам исследования, отечественный и зарубежный

опыт, и зафиксировать необходимую информацию;

 обработать полученный материал, проанализировать, систематизировать,

 интерпретировать и грамотно изложить состояние рассматриваемого вопроса;

 показать умение правильного оформления контрольных работ.

Промежуточная аттестация
3 семестр

Дифференцированный зачет.

Вопросы дифференцированного зачета .

Задание 1

1. Есть ли у проекта образования Союзного государства России и Белоруссии перспектива реализации в ближайшем будущем?

2. Объясните причины политической нестабильности на Украине и есть ли из-за этого

угрозы геополитическим интересам России.

Задание 2

3. Объясните роль ОДКБ и ЕврАзЭСа в обеспечении национальных интересов России в

Центрально- Азиатском регионе.

4. Определите основные факторы необходимости присутствия России на постсоветском

пространстве.

Задание 3

5. С геополитическими интересами каких стран сталкивается Россия на южном

направлении?

6. Способны ли центральноазиатские страны решить свои проблемы без участия России?

Задание 4

7. Сформулируйте основные черты геополитической ситуации на Кавказе и на этой основе определите перспективы реализации геостратегических и геополитических интересов России.

8. Чем можно объяснить отсутствие движения к интеграции в странах «славянского

треугольника»?

Задание 5

9. Чем характеризуется ситуация в Каспийском регионе и какие риски и угрозы она

представляет для России?

10. Что сближает и что разделяет центральноазиатские страны?

З

Задание 6

11. Какие препятствия стоят на пути заключения нового соглашения о партнерстве и

сотрудничестве между Евросоюзом и Россией?

12. Какие этапы интеграции пройдены в рамках ЕС?

Задание 7

13. Какую роль для реализации геополитических интересов России на постсоветском

пространстве может сыграть русский язык и русская культура?

14. Определите роль энергетической составляющей в отношениях между ЕС и Россией.

Задание 8

15. Определите, имеет ли перспективу создание четырех общих пространств ЕС и России.

16. Представляет ли угрозу для национальной безопасности России расширение НАТО на Восток и выход альянса на постсоветское пространство?

Задание 9

17. Сделайте прогноз о возможности создания в ЕС собственных вооруженных сил быстрого реагирования вне структур НАТО и последствий этого для России.

18. Спрогнозируйте последствия подобного расширения для Евросоюза в целом, так и для

вновь вступивших стран.

Задание 10

19. Чем определяется стремительное расширение ЕС в последние годы?

20. Что собой представляет Евросоюз как геополитическое образование?

Задание 11

21. В чем сущность концепции унилатерализма?

22. Выясните, в чем заключается сущность стратегии «программирующего лидерства» США.

Задание 12

23. Какие инструменты «жесткой силы» и «мягкого влияния» используются для достижения геополитических и геостратегических целей США?

24. Какие цели преследуют США, тормозя процесс создания собственной военной

организации Евросоюза?

Задание 13

25. На какой основе строятся геополитические установки США?

26. Объясните, почему США рассматривают Азиатско-Тихоокеанский регион как зону своих важнейших стратегических интересов?

Задание 14

27. Определите последствия для национальной безопасности России возможности вхождения в ЕС Украины.

28. Определите, по какому принципу осуществляется Соединенными Штатами деление

государств мира на группы.

Задание 15

29. Почему Германия, Франция и Италия сопротивляются военно-политическому

Доминированию США в Европе?

30. Чем можно объяснить поворот США на военное сотрудничество с Индией?

Задание 16

31. В чем заключаются противоречия национальных интересов России и США?

32. Выделите проблемы общей заинтересованности США и России, а также области их

интересов друг к другу.

Задание 17

33. Какие страны региона и на каком основании претендуют на лидерство в нем?

34. Определите области и степень остроты противоречий ведущих стран АТР.

Задание 18

35. Определите показатели, характеризующие Азиатско-Тихоокеанский регион как наиболее динамично развивающийся по сравнению с остальными регионами мира.

36. Определите причины сближения и взаимопроникновения стран АТР.

Задание 19

37. Почему эти страны активно используют политику «мягкого влияния» для обеспечения своих претензий на лидерство?

38. Представляют ли угрозу для национальной безопасности России модернизация

Вооружений армий Китая и Индии и быстрый рост военных расходов в этих странах?

Задание 20

39. Чем можно объяснить политику двойных стандартов американской администрации в

отношении России?

40. Чем объясняется необходимость учитывать роль Индии, южноазиатской страны, в

геополитических отношениях в АТР?

Задание 21

41. В чем состоит отличие глобализации от глобализма?

42. Какие выгоды может извлечь Россия от активного участия в политико-экономических

процессах в АТР?

Задание 22

43. Какие из трех рассмотренных регионов относятся к проблемным и какие к

активизирующимся?

44. На какие вызовы , происходящие из АТР, предстоит в ближайшее время дать ответ

России?

Задание 23

45. Определите и сгруппируйте причины, породившие международный терроризм.

46. Определите общие и специфические для каждого региона причины, ограничивающие

возможность их модернизации.

Задание 24

47. Подтвердите или опровергните с помощью аргументов тезис: «Международный

терроризм можно победить только вооруженной силой».

48. Почему интеграционные процессы в Латинской Америке носят антизападный характер?

Задание 25

49. Что такое «левый поворот», и каково его влияние на альтернативу развития

латиноамериканских стран?

50. Что такое глобализация? Соберите имеющиеся определения глобализации. Объясните причину их обилия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Асташин В. В. История международных отношений и внешней политики России. –Ростов

н/Д: Феникс, 2010. – 382 с.

2. Ашенкапф Н. Н., Погорельская С. В. Геополитика: учебник для вузов. – М.:Академический

Проект, 2010. – 447 с.

3. Исаев Б. А. Геополитика: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с.Международные

отношения: теории, конфликты, движения, организации: учебное пособие / П. А. Цыганков,

Г. А. Дробот, М. М. Лебедева. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 336 с.

4. Нартов Н. А. Геополитика: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2010. – 639 с.

Дополнительная литература

1. Алаев Л. Б., Вигасин А. А., Сафронова А. Л. История Индии: учебник для вузов. –М.:

«Дрофа», 2010. – 544 с.

2. Андрианова Т. В. Геополитические теории XX века (Социально-философское

исследование). –__

Необходимые принадлежности - student2.ru ГБПОУ ВО «ЛИСКИНСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ТРАНСПОРТНЫЙ

ТЕХНИКУМ ИМЕНИ А.К. ЛЫСЕНКО»

ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ №_______

Учебный год 20___/20___ Курс ___ Семестр ___

Форма обучения очная Специальность _______ _____________________________

Группа _____

Форма контроля дифференцированный зачет

Дисциплина ______________________________­­­­­­__________________________________________

Фамилия, имя, отчество преподавателя: ______________

Дата проведения «___»_________ 20__г.

Фамилия, имя, отчество студента Номер вопроса, варианта, билета Оценка Подпись преподавателя
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Число обучающихся в группе _________________________

из них получивших «отлично» _________________________

получивших «хорошо» _________________________

получивших «удовлетворительно»_______________________

получивших «неудовлетворительно»_____________________

Число не явившихся обучающихся_____________________

Число не допущенных обучающихся____________________

Преподаватель_____________ / _____________/ Зам.директора по УР___________/Ю.А. Попова/

5. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы

Основные источники:

1.Артемов, Виктор Владимирович. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей : дидактические материалы : учебное пособие / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков . - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2013. - 368 с.

2. История (для всех специальностей СПО) : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. — 3-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 256 с.

3.Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. - М.: Просвещение, 2014.- 432 с

Дополнительные источники:

1.История России ХХ - начала ХХI века. Учебник для СПО Чураков Д.О. Саркисян С.А.Издательство: Юрайт Серия: Профессиональное образование

Интернет-ресурсы:

http://school-collection.edu.ru

Наши рекомендации