Политическое сознание, его формы и уровни. Политическая психология
Сознание — сложнейшее образование. Одним из его компонентов является политическое сознание, представляющее собой совокупность представлений, взглядов, установок, выражающих отношение как отдельных людей, так п их различных общностей к политической власти, государству и его органам, партиям, политическим организациям и движениям, традициям, нормам политической жизни, политическим ценностям. Без изучения политического сознания невозможно достаточно полно познать законы формирования, функционирования и развития политической власти, понять действия субъектов и объектов политики.
Политическое сознание — это, с одной стороны отражение в сознании людей политического бытия, а с другой стороны, выражение интересов людей и их общностей. В целом политическое сознание — это субъективный образ политического бытия. Субъективность образа означает прежде всего принадлежность его субъекту, а не объективному миру. Вместе со сторонами, которые представляют собой копии, фотографии реального и существовавшего ранее политического бытия, в нем содержится и то, что обусловлено спецификой жизненного опыта, интересами, установками, социальной позицией субъекта. Субъективность образа предполагает также неполноту отражения. Образ воспроизводит сущность политических процессов и явлений лишь с большей или меньшей степенью приближения (см.: Андреев С. С. Политическое сознание и политическое поведение// Социально-политический журнал. — 1992. — № 8. — С. 10).
Политическое сознание проявляется на двух уровнях, которые тесно взаимосвязаны друг с другом, вместе с тем характеризуются специфическими чертами.
Первым уровнем политического сознания, вырастающим непосредственно из политического бытия, является эмпирический. Эмпирическое (психологическое, обыденное, массовое) политическое сознание образуют представления, взгляды, настроения, чувства, стремления и т. д. людей, которые возникают у них в процессе непосредственного участия в политической жизни и фиксируют непосредственные проявления политического процесса. Это сознание включает в себя, вместе с тем, и мысли, перешедшие от прошлых поколений и воспринимаемые людьми каких собственные, а также традиции, обычаи, привычки.
Образы эмпирического сознания теоретически не обобщены.
Они зачастую не отражают сущности явлений политической жизни. Знания людей о политическом процессе, политических явлениях на эмпирическом уровне поверхностны. Фиксация отношения К политическим явлениям на этом уровне сознания неустойчива, переменчива. На этом уровне политического сознания мысли сплошь и рядом не отделены от эмоций.
Важнейшей особенностью эмпирического политического сознания является то, что характерные для него мысли, взгляды, чувства могут прямо перерастать в действие, поведение.
Совершенно другие характерные черты имеет второй — идеологический (теоретический) уровень политического сознания.
«Если обыденный уровень политического сознания приходит сам и выступает как результат стихийного процесса духовного освоения действительности в рамках повседневной практической деятельности (освоение обобщенного жизненного опыта людей), то теоретический уровень предполагает более или менее организованный духовный труд» (Там же. — С. 15). Теоретическое политическое сознание формируется идеологами классом, социальных слоев и групп. Они разрабатывают концепции, программы, платформы, выдвигают идеи, создают теории и т. д., составляющие в своей совокупности идеологии этих классов, социальных слоев, групп.
Понятие «идеология» в науку ввел в начале XIX века французский философ и экономист Дестют де Траси для обозначения учения об идеях. «Идеология — читаем у В. И. Даля, — мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли». В современном научном смысле идеология — система взглядов, идей, представлений, духовных ценностей, знающих и оценивающих отношения людей друг к другу, к обществу в целом, осмысливающих цель социальной деятельности людей и их общества в целом. Идеология — это теоретическое осознание людьми споет общественного бытия, отраженное в системе понятий разных форм общественного сознания — философии, политическом, правовом сознании, морали, искусстве, религии.
Важнейшая особенность идеологического уровня политического сознания состоит в том, что на этом уровне знание теоретически обоснованно. Во многих случаях взгляды, представления этого уровня политического сознания верно отражают сущность политических явлений, раскрывают их с достаточной полнотой. Однако так бывает далеко не всегда потому, что они представляют собой не только отражение политического бытия, но и выражение политических интересов определенных социальных сил.
Многие из этих сил в зависимости от конкретных условий, реализуя корпоративные, а нередко и корыстные, политические цели, зачастую бывают заинтересованы не в адекватном отражении действительности, а в ее искажении, завуалировании реальных политических процессов. Для реализации этих целей их идеологи разрабатывают определенные концепции, выдвигают и обосновывают определенные идеи, создают нужные теории. Эти концепции, идеи, теории благодаря их усиленной пропаганде получают иногда значительное распространение, хотя далеко не адекватно отражают политическую реальность.
Теоретическая обоснованность представлений, взглядов на идеологическом уровне политического сознания не является его единственной особенностью. Второй их существенной особенностью является то, что по сравнению с представлениями, взглядами обыденного сознания они в значительно большей мере освобождены от чувств, настроений. Однако, отмечая эту особенность представлений, взглядов идеологического уровня политического сознания, нельзя представлять этот уровень политического сознания полностью освобожденным от эмоциональных моментов. Человек — не только мыслящее, по и чувствующее существо. В связи с этим взгляды, представления, идеи идеологического уровня политического сознания закономерно включают эмоциональные моменты.
Граница между эмпирическим и идеологическим уровнями политического сознания весьма условна. Это обусловливается тем, что, с одной стороны, эмпирическое политическое сознание составляет основу, исходный пункт для формирования идеологического, теоретического политического сознания, а теоретическое политическое сознание, с другой стороны, выполняет активную роль в формировании обыденного сознания.
Граница между эмпирическим и теоретическим уровнями политического сознания была условной с момента появления этого сознания. В настоящее время степень этой условности многократно возросла. Это связано со все возрастающей ролью средств массовой информации в формировании представлений, взглядов и т. д. людей на политические процессы. В настоящее время обыденное сознание значительной части людей представляет собой конгломерат представлений, взглядов, настроений и т. д., которые возникли не только как результат отражения непосредственного политического бытия, но и как следствие массированного воздействия на их сознание средств массовой информации, особенно электронных, распространяющих не только конкретные идеологические концепции, теории, по и представления порой невежественных и безнравственных люден, имеющих доступ к некоторым из этих средств массовой информации.
Являясь отражением действительности, политическое сознание вместе с тем обладает относительной самостоятельностью. Относительная самостоятельность политического сознания проявляется, во-первых, в том, что, с одной стороны, оно обладает способностью опережать ход развития политических процессов, а с другой стороны, ему присуща тенденция отставать от развития политического бытия. Во-вторых, относительная самостоятельность политического сознания проявляется в том, что оно не просто отражает действительность, а стремится ее осмыслить, преобразовать в ходе практической деятельности.
«Человек, — совершенно правильно отмечает С. С. Андреев, — имеет возможность логически мыслить, таким образом, что знания оказываются не копией воспроизводимых процессов и явлений, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий. Отрываясь от непосредственно отраженной действительности, человек создает то, чего она еще не знала. Формами такого предвосхищения идеальных общественных устройств были «утопии», в том числе и библейское «царство божие». Но причуды относительно самостоятельного политического сознания оказались способными видеть идеальное и в прошлом. Это нашло свое отражение не только в средневековых ересях, но и в наше время. Наиболее массовый характер приобрела идеализация буржуазных политических институтов, более ограниченный — идеализация политических порядков дореволюционной России» (Там же. — С. 15).
Представления людей о прошедших и совершающихся политических процессах, явлениях могут приобретать самые причудливые формы, далекие зачастую не только от научности, по и здравого смысла. В этом легко убедиться па примерах, свидетелями которых мы явились и последнее время. В частности, совершенно правильно, к примеру, подвергая критике утопичность представлений Н. С. Хрущева о возможности построения в течение нескольких десятилетий справедливого коммунистического общества, многие люди в то же время считали возможным утверждение общества «всеобщего благоденствия» путем реализации программы «500 дней». Подобная несуразица обнаруживается и в настоящее время, когда многие, правильно заявляя, что назад возврата нет, подразумевая при этом, что нельзя вернуться на 7—10 лет назад, полагают, что все проблемы, связанные с повышением жизненного уровня, можно решить путем возвращения назад на 100—200 лет.
40. Политическая культура: понятие и основные типы
В науке сложились два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений и символов.
Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований, совокупность типичных образцов поведения, способ политической деятельности и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.
Наиболее последовательно такой подход выражается в понимании политической культуры как явления, базирующегося на ценностных, т.е. глубинных представлениях человека о политической власти, которые воплощаются в самых типичных для него способах взаимодействия с государством, формах практической деятельности. Характеризуя таким образом неразрывную связь практических действий человека с длительным и подчас мучительным поиском им своих политических идеалов, политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты его поведения, не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И. Шапиро, П. Шаран).
Характеризуя самые устойчивые представления человека и наиболее типичные формы его взаимоотношений с властью, стиль его политической деятельности демонстрирует, насколько им восприняты и усвоены общепризнанные нормы и традиции государственной жизни, как в повседневной активности сочетаются творческие и стереотипизированные приемы реализации ими своих прав и свобод и т.д. Тот же разрыв (противоречие), который складывается между освоенными и неосвоенными человеком нормами политической игры, стандартами гражданского поведения, является важнейшим внутренним источником эволюции и развития политической культуры.
В то же время сосуществование ценностной и сиюминутной (чувственной) мотиваций поступков, известное несовпадение намерений и действий человека придают политической культуре внутреннюю противоречивость, позволяют сосуществовать в ней «логичным», «нелогичным» и «внелогичным» элементам (В. Парето), способствуют одновременному поддержанию ею активных и пассивных форм политического участия индивида.
Строго говоря, политическая культура отличается также и от предполитического (потестарного) участия граждан в отношениях власти, основанного не на рациональных, а на иррациональных ориентирах, направленность которым задает круговая порука этноса, земляческая мифология, «единая кровь» своей общины. Носители подобного рода воззрений, не зная «общего интереса» и дисциплины (И. Ильин), понимая свободу как «бесчинство разнузданности» (С. Франк), служат источником классового и социального эгоизма, способствуют распространению болезненных этнофобий и вспышек насилия в обществе.
Констатируя невозможность построения всех форм участия граждан в политике на образцах культуры, а также разную степень обусловленности институтов власти общепринятыми ценностями, следует признать, что политическая культура способна сужать или же расширять зону своего реального существования. Поэтому в целом она не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса. Развиваясь по собственным законам, она способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.