Основные признаки государства

Каковы же основные признаки, отличающие государственную организацию?

Прежде всего, это наличие выделенного из общества и нередко стоящего над ним аппарата власти и управления. Он состоит из особого слоя людей,основным занятием которых является выполнение властных и управленческих функций. Они не производят непосредственно ни духовных, ни материальных благ, а лишь управляют. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основными частями аппарата государственной власти являются органы законодательной власти, исполнительной власти, суды, прокуратура и т.д.

Основным признаком государства является наличие аппарата принуждения. Он состоит из отрядов вооруженных людейввиде армии, полиции, разведки, контрразведки, всякого рода принудительных учреждений (тюрьмы, лагеря и т.п.). Аппарат управления вместе с особыми отрядами вооруженных людей в литературе нередко называют публичной властью, предавая ей первостепенное значение.

Среди основных признаков государства выделим такой, как разделение людей по территориальным единицам. Под территорией государства обычно понимается пространство в пределах которого осуществляется государственная власть. Составными частями территории государства являются следующие пространства и приравненные к ним объекты:

· Земля и её недра, образующие сухопутную территорию;

· Реки, озёра, искусственные водохранилища, а также морские внутренние и территориальные воды, омывающие территорию данного государства (водная территория государства);

· Воздушное пространство над сухопутной и водноё территорией (воздушная территория государства);

· Объекты, приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства и другие, принадлежащие государству объекты).

Каждое государство обладает на своей территории всей полнотой власти и исключает какое бы то ни было вмешательства в дела своего общества и государства иностранных властей (принцип территориальной целостности, территориальной неприкосновенности, территориальноговерховенства). Территориальное деление населения и распространение государственной власти лишь на население определенной территории неизбежно влекут административно - территориальное деление. Вся территория государства разбивается на ряд административно - территориальных единиц (округа, провинции, области, края, графства, районы и т.д.). Но их назначение и функции едины - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

Одним из основных признаков государства является суверенитет. Что он означает?

· Верховенство государственной власти внутри страны;

· Независимость её на международной арене.

Основным признаком государства, наряду с отмеченными, являются займы и налоги. Первоначально они были необходимы лишь для того, что бы содержать армию, полицию и другие принудительные органы, а также государственный аппарат. Позднее они стали использоваться и на различные осуществляемые государством образовательные, медицинские, культурные, воспитательные и иные программы.

Кроме названных основных принципов каждое государство характеризуется своими символами, памятными датами, атрибутами.У каждого государства есть свои гимн, флаг, установившиеся правила официального поведения, традиции, формы обращения людей друг к другу, приветствия.

Понятие и основные признаки права

Определение понятия права

Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.

Пытаясь выяснить, что такое право и какова его роль в жизни общества еще римские юристы обращали внимание, что оно не исчерпывается каким - либо одним смыслом. Право, писал один из них (Павел) употребляется, по меньшей мере, в двух смыслах. Во-первых оно означает то, что "всегда является справедливым и добрым", т.е. естественное право. Во - вторых, право - это то, что "полезно всем или многим в каком - либо государстве, каково цивильное право". По мере развития общества у людей, естественно, менялось и представление о праве. Появилось множество различных правовых идей, теорий, суждений. Однако изначальные основы, заложенные римскими юристами, особенно в такой отрасли права, как гражданское (цивильное), хотя и в модернизированном виде, но сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов, как собственность, наследование, купля - продажа и многих других.

Следует отметить, что многие институты римского права в качестве своеобразного первоисточника постоянно использовались и продолжают использоваться при разработке гражданских кодексов и иных нормативно - правовых актов и в других странах. Подобное влияние римского права на правовые системы многих стран, в значительной мере сказалось на характере и содержании этих систем, а так же на определении понятия самого права.

В полной мере сохранили свою значимость и актуальность, например положения, сформулированные древнеримскими и древнегреческими юристами о неразрывной связи права и справедливости, права и добра. Будучи "регулирующей нормой политического общения", право, как отмечал еще древнегреческий мыслитель Аристотель, должно служить "критерием справедливости".

Не утратили своего значения для современной юридической теории и практики положения, касающиеся естественного права.

Идеи и основные положения естественного права нашли своё отражение в конституционном и текущем законодательстве многих современных государств. Например, в Конституции Российской Федерации предусмотрено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения (ст.17 ч.2). Это значит, что они не даруются и не устанавливаются свыше, а возникают и существуют в силу естественных ни от кого не зависящих причин. Влияние идей естественного права просматривается и в Конституции Японии, провозглашающей, что народ беспрепятственно пользуется основными правами человека" и что эти права "предоставляются нынешнему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав".

Важную роль в представлении о содержании и сущности права, а также в его определении играют и такие факторы, которые связанны со служебной ролью и социальным назначением права в жизни общества и государства.

Общепризнан тот факт, что в социальном плане право никогда не бывает абстрактным. Оно всегда выражает и закрепляет, прежде всего, волю и интересы стоящих у власти социальных классов, слоев, групп, прослоек. Нет права "вообще". Оно всегда конкретно и реально.

В чем это проявляется? История развития права свидетельствует, что в первую очередь оно освещает и закрепляет имущественное, социальное и иное неравенство людей. Неравенство рабовладельца и раба, феодала, помещика и крепостного, работодателя и работополучателя. Не подлежит никакому сомнению тот факт (и это подтверждается повседневной государственно-правовой практикой), что право в любом обществе и государстве выражает волю и интересы в первую очередь экономически и политически господствующего при данной системе отношений класса или слоя, что оно обслуживает, прежде всего, стоящие у власти классы и слои.

Говоря о выражении в праве воли и интересов различных слоев общества, нации, классов, социальных групп следует также иметь ввиду, что западная социология, а отчасти и другие гуманитарные науки традиционно не только оперируют классовой структурой общества, но и рассматривают его под углом зрения деления на "страты" (горизонтальное деление общества на вполне определенные и отличающиеся друг от друга части общества, такие как слои, касты, классы и пр.). Некоторые авторы в процессе изучения общества и возникающих на его базе государственно-правовых явлений пользуются исключительно стратификацией. Другие же наоборот предпочитают классовую градацию.

Однако независимо от того, чему отдается предпочтение, важно, что бы в праве, рассматриваемом, как явление в целом или же в его отдельных отраслях и институтах в полной мере учитывались интересы не только части общества в виде господствующего класса, слоя, но и всего общества. В этом помимо всего прочего состоит залог эффективности права и его социальной значимости. В этом его ценность как элемента культуры человечества. Данное утверждение в равной мере относится как к национальному, так и к международному праву.

В юридической литературе, отечественной и зарубежной, нет единого подхода к определению понятия права, а тем более однозначного о нем представления. Спектр мнений здесь весьма широк и разнообразен.

Разработкой такого рода определений, когда право рассматривается в весьма абстрактном и одностороннем виде, как "институт принуждения поведения человека" или как "правила поведения, устанавливаемые и охраняемые государством", нередко увлекаются западные юристы. Отечественные же авторы, предпринимавшие попытки выработки общего понятия права в силу объективных и субъективных причин чаще всего ссылались на отдельные специфические черты, касающиеся "воли" того или иного господствующего класса, рассматривали право исключительно как классовый регулятор общественных отношений.

Анализ приведенного в качестве примеров определений показывает, что они пока довольно далеки от совершенства. Следовательно, окончательно не сформировавшись в единое, полностью удовлетворяющее потребностям государственно-правовой теории общее понятие, они не могут служить эффективным средством или путем преодоления негативных последствий множественности и противоречивости представлений о праве.

Не могут служить этой цели и "ходячие", по выражению известного немецкого теоретика права Иеринга, или "наиболее распространенные" (выражение Л. Петражицкого) воззрения на право как на "принудительные нормы, пользующиеся признанием и защитою со стороны государства", как на "совокупность, действующих в государстве принудительных норм". Ибо при всей своей "общепризнанности" и широкой распространенности они отражают лишь отдельные стороны этого многогранного явления.

Основные признаки права

Среди широко признанных признаков и черт национального права отечественными и зарубежными авторами выделяются такие, как:

· Системность и упорядоченность;

· Нормативность;

· Императивный, чаще - государственно-волевой, властный характер;

· Общеобязательность, общедоступность;

· Формальная определенность;

· Проявление в качестве всеобщего масштаба и равной меры по отношению ко всем индивидам;

· Обладание регулятивным характером;

· Всесторонняя (с помощью государственных и негосударственных институтов) обеспеченность и гарантированность.

Разумеется, исходя из сложности, многослойности и противоречивости такого явления как право трудно говорить об исчерпаемости и бесспорности названных признаков и черт. Однако они дают общее и наиболее четкое представление о праве и помогают решать традиционные проблемы правопонимания и связанные с ними проблемы сравнительного правоповедения.

Не имея возможности обстоятельно рассмотреть названные признаки и черты национального права, ограничимся анализом только некоторых из них.

1) Обратим внимание, прежде всего на то, что право - это, прежде всего совокупность, а точнее система норм или правил поведения. Это не случайный набор случайных норм, а строго выделенная, упорядоченная совокупность вполне определенных правил поведения, это - система. Система должна быть внутренне единой и непротиворечивой.

2) Право - это не простая система норм, а система норм, подавляющее большинство которых установлено или санкционировано государством. Создавая нормы права, государство действует через свои уполномоченные на то органы или же путем передачи отдельных своих полномочий на издание некоторых нормативно-правовых актов негосударственными органами или организациями.

3) Право всегда выражает государственную волю, которая воплощает в себе волю класса, правящей группы, народа, общества или нации. Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с тем неопровержимым фактом является и то она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, зачастую вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.

4) Право представляет собой систему норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права. Она возникает вместе с нормой права, вместе с ней развивается и изменяется, и одновременно с отменой акта, содержащего нормы права, прекращается.

5) Право охраняется и обеспечивается, прежде всего, государством, а в случае нарушений требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Государство не может безразлично относиться к актам им издаваемым или санкционируемым. Оно прилагает огромные усилия для их реализации, охраняет их от нарушений и их гарантирует. Одним из широко используемых методов при этом является государственное принуждение. Оно должно применяться только уполномоченными на то организациями, действующими строго в рамках закона, на основе закона, а также в соответствии с предусмотренными законом процессуальными правилами.

Вопрос

Форма государства –это совокупность существенных способов организации, устройства и функционирования государственной власти, совокупность внешних признаков государства. Она состоит из трех элементов: формы правления, территориального устройства и государственно-правового режима.

Элементы формы государства:

1.Форма правления- это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

История государства выделяет две формы правления – монархию и республику.

- Монархия:верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.

- Республика: государственная власть принадлежит народу, передается представителям народачерез выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.

2.Государственно-территориальное устройство- это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве. История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства – унитарную и федеративную.

- унитарное государство:территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

- федеративное государство:сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ).

Конфедерация не относится к формам государственно-территориального устройства, т.к. является не государством, а межгосударственным союзом.

3.Государственно-правовой режим– это элемент формы государства, который отражает совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть:

А)демократический режимпредполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства (либеральный, парламентарный режимы), отсутствие цензуры и политический плюрализм;

Б)антидемократические режимы:

- тоталитарный режимпредполагает всеобщий контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь), отсутствие прав человека, террористические методы осуществления государственной власти, жесткую цензуру, господствующую государственную идеологию и однопартийность (фашизм, расизм);

- авторитарныйрежимявляется переходным между тоталитарным и демократическим, предполагает ограничение реальных прав человека и роли выборных государственных органов, существует мягкая цензура, может допускаться деятельность политических партий под контролем правящей партии (СССР в 1970-е гг.).

Таким образом, каждое государство имеет определенную форму правления, государственно-территориального устройства и государственно-правовой режим. Их сочетание можно считать национальной моделью государства.

Вопрос

Форма государства –это совокупность существенных способов организации, устройства и функционирования государственной власти, совокупность внешних признаков государства. Она состоит из трех элементов: формы правления, территориального устройства и государственно-правового режима.

Элементы формы государства:

1.Форма правления- это элемент формы государства, который показывает: кому принадлежит государственная власть; как она передается; существует ли разделение властей; ответственен ли глава государства перед народом.

История государства выделяет две формы правления – монархию и республику.

- Монархия:верховная государственная власть формально сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха), является пожизненной, передается по наследству, разделения властей не существует, монарх не несет политической ответственности перед народом.

- Республика: государственная власть принадлежит народу, передается представителям народачерез выборы на определенный срок, реализуется принцип разделения властей, президент является главой государства и несет политическую ответственность перед избирателями.

2.Государственно-территориальное устройство- это элемент формы государства, который показывает, на какие составные части делится территория государства, какой вид власти осуществляется в них, сколько уровней органов государственной власти и уровней законодательства функционирует в государстве. История государства выделяет две формы государственно-территориального устройства – унитарную и федеративную.

- унитарное государство:территория состоит из муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление, существует единая система органов государственной власти и один уровень законодательства (Франция).

- федеративное государство:сложное государство, состоит из субъектов федерации, в которых осуществляется государственная власть; функционируют два уровня органов государственной власти (федеральные органы и органы субъектов федерации) и два уровня законодательства (Россия, США, ФРГ).

Конфедерация не относится к формам государственно-территориального устройства, т.к. является не государством, а межгосударственным союзом.

3.Государственно-правовой режим– это элемент формы государства, который отражает совокупность приемов, методов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть:

А)демократический режимпредполагает равноправие граждан, реальные права и свободы человека, участие граждан в решении государственных вопросов, правовой характер государства (либеральный, парламентарный режимы), отсутствие цензуры и политический плюрализм;

Б)антидемократические режимы:

- тоталитарный режимпредполагает всеобщий контроль государства над обществом и личностью (вмешательство в частную жизнь), отсутствие прав человека, террористические методы осуществления государственной власти, жесткую цензуру, господствующую государственную идеологию и однопартийность (фашизм, расизм);

- авторитарныйрежимявляется переходным между тоталитарным и демократическим, предполагает ограничение реальных прав человека и роли выборных государственных органов, существует мягкая цензура, может допускаться деятельность политических партий под контролем правящей партии (СССР в 1970-е гг.).

Таким образом, каждое государство имеет определенную форму правления, государственно-территориального устройства и государственно-правовой режим. Их сочетание можно считать национальной моделью государства.

Вопрос

Государство реально действует, проявляет себя только как система, как упорядоченная совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге государственные органы, должностные лица должны нести персональную ответственность за эффективность своей работы.

Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой государство проводит ту или иную политику.

1. он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой;

2. его целостность обеспечивается едиными целями и задачами;

3. его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

4. он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем.

Под структурой механизма государства понимают его внутреннее строение, порядок расположения его звеньев, элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.

В механизм государства входят

·

· законодательные органы (парламент),

· президент со своей администрацией,

· исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.),

· судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды),

· прокурорские и иные надзорные органы,

· силовые структуры (полиция, налоговая полиция, вооруженные силы) и т.д.

Структура механизма государства включает:

1.

1. государственные органы (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2. государственные организации (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3. государственные учреждения (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4. государственные предприятия;

5. государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;

6. организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Механизм государства и его структура не остаются неизменными. На них оказывают свое влияние как внутренние (культурно-исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил и пр.), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений с другими государствами и т.п.) факторы

Вопрос

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Они воплощают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

Наши рекомендации