Глава 11 конституционно-правовая ответственность

1. Понятие и признаки конституционно-правовой ответственности

Понятие Конституционно-правовую ответственность можно определить как установленный нормами конституционного права особый вид юридической ответственности, представляющий собой ответственность за ненадлежащее осуществление публичной власти должностными лицами и органами публичной власти
Цель Целью конституционно-правовой ответственности является охрана и обеспечение нормального порядка осуществления публичной власти, следование органов и должностных лиц, участвующих в осуществлении публичной власти, предписаниям норм Конституции РФ и конституционно-правового законодательства, предупреждение (превенция) посягательств на порядок осуществления публичной власти
Признаки Общие - установление ее оснований, санкций и иных аспектов в форме нормативно-правового акта - правонарушение как основание возникновения ответственности - специальная процедура привлечения
Специальные - применение к нарушителю средств государственного принуждения - особый субъект ответственности (должностные лица органов публичной власти и сами органы публичной власти) - предметом защиты посредством конституционно-правовой ответственности выступает надлежащий порядок осуществления публичной власти - нормативно-правовое регулирование конституционно-правовой ответственности осуществляется исключительно нормами конституционного права. Эта ответственность предусмотрена Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ и другими источниками конституционного права

2.Особенности конституционно-правовой ответственности

4. Санкции, применяемые за то или иное правонарушение

(окончание)

1. Специфическое основание для установ­ления конкретной ответственности органа или должност­ного лица основанием конституционно-правовой от­ветственности является конституционный деликт[97]; например, совершение определен­ных действий, повлекших утрату доверия избирателей – издание противоречащих Конституции РФ нормативных актов, не­выполнение планов экономического разви­тия территории, нецелевое расходование бюджетных средств и т.д.
2. Специальный субъ­ект ответственности должностные лица органов публичной вла­сти и сами органы публичной власти
3. Отсутствие единого нормативно-правового акта, в котором закре­плялись бы основания ответственности актами, устанавливающими конституцион­но-правовую ответственность, являются Конституция РФ, федеральные конститу­ционные законы, федеральные законы
4. Санкции[98], применяе­мые за то или иное правонарушение предупреждение, выносимое главе органа исполнительной власти (высшему должно­стному лицу), законодательному (предста­вительному) органу власти субъекта РФ ли­бо главе муниципального образования, представительному органу местного само­управления
отзыв высшего должностного лица субъек­та РФ (руководителя высшего исполни­тельного органа государственной власти субъекта РФ)
отзыв депутата законодательного (предста­вительного) органа местного самоуправле­ния
увольнение в отставку органа исполнитель­ной власти субъекта РФ
увольнение в отставку главы органа испол­нительной власти (высшего должностного лица) субъекта РФ или главы муниципаль­ного образования вследствие отрешения его от должности Президентом РФ или вследствие выражения ему недоверия зако­нодательным (представительным) органом субъекта РФ
роспуск законодательного (представитель­ного) органа субъекта РФ либо представи­тельного органа муниципального образова­ния
отрешение от должности Президента РФ
досрочное прекращение полномочий Пред­седателя Центрального Банка РФ, Предсе­дателя, заместителя Председателя и аудито­ров Счетной палаты РФ

[1] Существует проблема наименования отрасли: государственное право или кон­ституционное право. По этому поводу высказываются много точек зрения. Одни считают, что эти термины равнозначны, другие – различны. Однако, если судить по содержанию учебной литературы, касающейся исключительно вопросов россий­ского конституционного права, то принципиальной разницы между государствен­ным и конституционным правом не прослеживается.

[2] Этот метод правового регулирования был выделен М.П. Авдеенковой и Ю.А. Дмитриевым.

[3] Этот метод правового регулирования был выделен В.И. Червонюком.

[4] Гипотеза – указание на условия, при наличии которых норма должна осуществляться.

[5] Диспозиция – определение самого правила поведения (юридической обязанности либо правомочия).

[6] Санкция – это меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции.

[7] См. например, ст. 6 Конституции РФ: «Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения».

[8] Однако чаще в научной литературе в качестве критерия классификации правовых норм на императивные и диспозитивные называют особенности метода, способа правового регулирования.

[9] Как правило, развитие правоотношения, его движение побуждаются целой системой, цепью юридических фактов. Например, возникновение правоотношений по гражданству порождаются таким событием, как рождение гражданина. Обращение в государственный орган будет являться действием, а уклонение от подписания закона, принятого парламентом, бездействием и т.д.

[10] Источниками конституционного права России являются действующие в настоящий период времени нормативно-правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

[11] Например, см. Указ Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Распоряжение Президента РФ от 26 июля 1995 г. № 350-рп -Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью» и др.

[12] Например, Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 «О порядке признания граждан инвалидами».

[13] Например, Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 15 мая 2002 г. «О Положении о Почетной грамоте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

[14] Например, Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 6 марта 2002 г. «Об изменениях в составах некоторых комитетов Государственной Думы».

[15] Например, Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 № 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года «О правовом положении иностранных граждан в СССР» в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» и др.

[16] Демократия (гр. demokratia – народ + власть) – форма государства, власть в котором осуществляется избираемым населением коллегиальным органом.

[17] Переходный политический режим – это промежуточная форма политического режима, возникающая в результате ликвидации тоталитарного и авторитарного режимов в государствах, находящихся на стадии становления демократического общества, осуществляемого «сверху» государственной властью, характеризующаяся использованием ряда демократических методов осуществления государственной власти (не получивших еще достаточного развития) и сохраняющая в себе элементы авторитаризма.

[18] Переходный политический режим – это промежуточная форма политического режима, возникающая в результате ликвидации тоталитарного и авторитарного режимов в государствах, находящихся на стадии становления демократического общества, осуществляемого «сверху» государственной властью, характеризующаяся использованием ряда демократических методов осуществления государственной власти (не получивших еще достаточного развития) и сохраняющая в себе элементы авторитаризма.

[19] Территория – это область, занимаемая государственным союзом, т.е. то пространство суши, воды и воздуха, на котором государство осуществляет свою власть (ч. I ст. 67 Конституции РФ).

[20] Власть можно рассматривать в двух значениях: как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств – воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.) и как политическое господство, систему государственных органов.

[21] Население (или народ) есть совокупность людей, живущих в пределах государственной территории и объединенных подчинением государственной власти.

[22] Свободные выборы – исходный принцип организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

[23] В самом общем виде плюрализм можно определить как принцип, согласно которому на каждый существенный вопрос допускается возможность нескольких взаимоисключающих друг друга ответов.

[24] С юридической точки зрения новая Конституция приобрела более совершенный вид. Четко выделялись государственно-правовые институты, объективно систематизировались конституционные нормы.

[25] Прекращением существования СССР было обусловлено исключение из Конституции статей, ограничивающих суверенитет России. Изменилась государственная символика России. Подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность ее внешней и оборонной политики.

[26] Приведенный перечень функций не следует рассматривать как исчерпывающий.

[27] Как документ светского характера конституция черпает свою силу в религиозных нормах и принципах. Конституция в таких странах закрепляет «исламское правление» как особую форму теократического государства. Конституция Ирана говорит, что она основана на вере в Аллаха и его всеобъемлющую власть.

[28] Поправки – это частичные изменения Конституции РФ, не затрагивающие ее принципиальных положений.

[29] Для принятия федеральных законов достаточно простого большинства от общего числа депутатов парламента РФ (ст. 105 Конституции РФ).

[30] Способы толкования – методы, которые используются при толковании права. Разделение их носит условный характер.

[31] Реализация (от позднелат. realis – вещественный, действительный) – осуществление какого-либо плана, проекта, программы, намерения. Реализация права – процесс воплощения правовых предписаний в поведении субъектов права.

[32] Уполномочивающие нормы права – нормы права, которые предоставляют лицам возможность совершения определенных действий, влекущих юридические последствия.

[33] Субординация актов (от лат. subordinate – подчинение) – взаимоотношение актов относительно сфер их влияния.

[34] Генерация (от лат. generation) – рождение, поколение.

[35] Поколение прав человека и гражданина – группа основных прав и свобод человека и гражданина, возникших на одном определенном историческом этапе. Основные права и свободы обычно подразделяют на три поколения. Все права и свободы неотделимы друг от друга и взаимосвязаны, поэтому такое разделение носит условный характер.

[36] Например, ст. 41 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что «участвующее в настоящем Пакте государство может в любое время заявить, что признает компетенцию Комитета по правам человека получать и рассматривать сообщения о том, что какое-либо государство – участник утверждает, что другое государство-участник не выполняет своих обязательств по настоящему Пакту».

[37] Многие конвенции запрещают чрезмерное использование «ограничительных» положений, ведущее к уничтожению того или иного права. Так, ст. 5 Международного пакта о гражданских и политических правах предусматривает, что «ничто в настоящем Пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте».

[38] Под правовым статусом понимается совокупность прав и свобод, обязанностей и ответственности личности, устанавливающая ее правовое положение в обществе. Вместе с тем не существует единого понимания данного термина и его содержания. Многие авторы отождествляют правовой статус с правами, свободами и обязанностями субъекта, другие считают его более широким понятием. Так, А.А. Безуглов, Е.А. Лука-шева, С.А. Солдатов определяют конституционно-правовой статус человека и гражданина как систему прав, свобод и обязанностей личности, закрепленных Конституцией РФ. Некоторые ученые включают в структуру правового статуса гражданство, общую правоспособность, гарантии, законные интересы, юридическую ответственность и др.

[39] Политические, экономические и социальные гарантии следует отнести к определенным условиям жизни общества, мерам, предпринимаемым в соответствующей сфере жизни.

[40] Равноправие следует понимать как равенство гарантированных возможностей, а будут ли востребованы эти возможности, воспользуется ли ими индивид или нет – выходит за пределы содержания равноправия.

[41] Пропорциональность в отдаваемом и получаемом составляют суть справедливости. Так, работающий много должен получать больше, чем потрудившийся мало, совершивший тяжкое преступление должен быть наказан более сурово, чем совершивший преступление небольшой тяжести.

[42] Не все правовые нормы являются юридическими гарантиями прав и свобод граждан, а лишь те из них, которые содержат определенные средства и способы, при помощи которых достигается беспрепятственное пользование правами, защита прав и свобод и восстановление их в случае нарушения.

[43] Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей

[44] Под выдачей (экстрадицией) понимается передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству в целях привлечения его там к уголовной ответственности или для приведения в исполнение вынесенного там приговора, вопрос о выдаче российского гражданина возникает обычно в случаях, когда такой

[45] См., например, Договор между РФ и Республикой Кыргызстан от 14 сентября 1992 г. «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам». Ст. 59 // Бюллетень международных договоров. 1995. № 3.

[46] Филиация – в конституционном праве – приобретение гражданства по рождению. Термин «филиация» не используется в российском законодательстве.

[47] Натурализация – прием в гражданство по просьбе или с согласия заинтересованного лица. Термин «натурализация» не используется, как несвойственный отечественной правовой науке, и заменен синонимом – приемом в гражданство.

[48] Термин «реинтеграция» не используется в российском законодательстве.

[49] Трансферт – автоматическая утрата населением, проживающим на этой территории, прежнего гражданства и приобретение гражданства государства, к которому эта территория отходит.

[50] Оптация (право выбора гражданства) – право лица посредством определенного действия (бездействия) отказаться от нового гражданства и сохранить прежнее.

[51] Выход из гражданства (экспатриация) – это прекращение гражданства по волеизъявлению лица или его представителей (для несовершеннолетних).

[52] Лишение гражданства заключается в его прекращении по инициативе государственных органов и представляет собой санкцию за поведение, не соответствующее интересам государства, например в случае натурализации обманным путем.

[53] Утрата гражданства – это автоматическое прекращение гражданства при наличии определенных в законе обстоятельств, например, потеря фактической связи лица, проживающего за границей, с государством, гражданином которого он является.

[54] Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

[55] Беженец – лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

[56] Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

[57] См., например: Распоряжение Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 2081-р // СЗ РФ. 1999. № 52. Ст. 6443.

[58] То есть формы общественных объединений, отражающие их специфический статус, особенности порядка создания, цели и задачи деятельности, организационное строение.

[59] Как правило, на выбор той или иной избирательной системы оказывают влияние характер, социально-экономическое развитие определенной страны, конституционные принципы организации структуры и полномочий представительных органов власти, национальные, исторические и местные особенности, которые, в свою очередь, могут придавать избранной системе (системам) особую специфику

[60] Ранее и вплоть до настоящего времени российское избирательное законодательство закрепляло проведение выборов федерального парламента на основе смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы, допуская использование различных видов избирательных систем как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Согласно Федеральному закону от 20 декабря 2002 г. № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» из 450 депутатов Государственной Думы РФ 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам и 225 депутатов – по партийным спискам. Однако в ближайшее время избирательная система России должна стать пропорциональной. Иными словами, в выборах смогут участвовать только партии.

[61] В юридической литературе не выработана единая классификация принципов избирательного права. Так, для советского периода развития избирательной системы характерным было отождествление принципов избирательного права применительно к условиям реализации гражданами субъективного права избирать и быть избранными в органы государственной власти. В качестве принципов рассматривалось исключительно участие граждан в выборах на основе общего прямого равного избирательного права при тайном голосовании.

[62] Сейчас в России наметилась тенденция расширительного понимания принципов избирательного права, включения в их систему не только концептуальных условий участия граждан в выборах, но и фундаментальных начал избирательного процесса, отражающих демократическую природу выборов как политического института народовластия и обеспечивающих свободное и открытое участие граждан в формировании представительных основ публичной власти.

[63] Взаимосвязь каждого принципа системы избирательного права друг с другом осуществляется так же, как и взаимосвязь множества различных по форме и объему сообщающихся сосудов.

[64] В отличие от выборов голосование на референдуме придает юридическую силу не мандату какого-либо лица, а решению какого-либо вопроса. Принятое решение считается решением народа, и его юридическая сила нередко выше юридической силы законов, принятых парламентом.

[65] Выборы отражают определенный тип политической системы и непосредственно влияют на нее. Основополагающим законодательным актом, регулирующим избирательный процесс в нашей стране (как на федеральном, региональном, так и на местном уровнях), является Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

[66] Региональных выборов уже не существует. Президентом РФ 12 декабря 2004 г. были подписаны поправки в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Отныне губернаторы, избиравшиеся ранее населением конкретного региона, избираются законодательными собраниями субъектов РФ по представлению Президента РФ.

[67] Эта инициатива не может быть выдвинута в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории России на основании решения уполномоченного федерального органа, а также в случае, если проведение референдума приходится на последний год полномочий Президента РФ и Государственной Думы РФ.

[68] Если Конституционный Суд РФ признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда РФ назначает референдум. Если же инициатива признана не соответствующей Конституции РФ, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ.

[69] Если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта.

[70] Если избирательный округ включает в себя часть территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно-территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта.

[71] При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей 5000 избирателей, кандидаты не обязаны представлять в избирательную комиссию эти сведения.

[72] В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем – в органы государственной власти субъекта РФ, а затем – в органы местного самоуправления.

[73] Законодатель не указывает субъектам РФ, как должны наименоваться образуемые в них органы, поскольку эти органы образуются в субъектах РФ самостоятельно. Однако схема основных органов и их взаимоотношений должна соответствовать федеральной, т.е. включать органы, аналогичные Президенту, Федеральному

[74] Конституционный принцип равноправия субъектов РФ запрещает одному или нескольким субъектам РФ иметь иные, чем у других субъектов РФ, права. Следовательно, каждый субъект РФ должен выразить свое согласие на изменение своего конституционного статуса, равно как и РФ должна выразить свое согласие на изменение прав субъектов РФ.

[75] Федеративный договор включает в себя Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации и Федеративный договор включает Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе России.

[76] Так, в Уставе Иркутской области (гл. 6) указывается, что Усть-Ордынский Бурятский автономный округ находится в составе России, является ее субъектом и входит в Иркутскую область. Область строит свои отношения с этим автономным округом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, своим уставом, а также принятыми договорными обязательствами с учетом взаимных интересов.

[77] Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами РФ, без чего государственная власть не может носить демократический характер.

[78] Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами РФ, без чего государственная власть не может носить демократический характер.

[79] Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами РФ, без чего государственная власть не может носить демократический характер.

[80] Федерация не может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она обязана делиться этими полномочиями с субъектами РФ, без чего государственная власть не может носить демократический характер.

[81] Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства

[82] Следует отметить, что государственно-властными полномочиями наделены не все государственные органы (например, Счетная палата РФ, Администрация Президента РФ и др.). Согласно ст. 11 Конституции РФ государственную власть в России осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ и суды РФ.

[83] Государственный аппарат – система органов государства, с помощью которых осуществляется государственная власть, выполняются основные функции, достигаются стоящие перед государством на различных этапах его развития цели и задачи.

[84] Конституционные принципы построения и деятельности системы органов государственной власти закрепляются в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», которая может быть изменена только путем принятия новой Конституции РФ. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими деятельность как федеральных, так и органов власти субъектов Федерации.

[85] Например, Государственная Дума РФ может выразить Правительству РФ вотум недоверия и заставить его уйти в отставку, угрожать Президенту РФ отрешением от должности (импичмент), а Президент РФ, со своей стороны, может распустить Государственную Думу РФ, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием РФ.

[86] Федеральная служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы РФ, борьбы с преступностью, общественной безопасности. (Федеральная антимонопольная служба. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная миграционная служба и др.)

[87] Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. (Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и др.)

[88] В российском законодательстве отсутствует понятие «правоохранительные органы». Однако в нормативных актах данная формулировка встречается. Например, в п. I Положения о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью, утвержденного Указом Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567, речь идет о координации деятельности органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, других федеральных органов в целях повышения эффективности борьбы с преступностью.

[89] Основы местного самоуправления – это совокупность норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее основополагающие отношения, возникающие в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории РФ, в соответствии с которыми должны находиться все другие муниципально-правовые нормы нормативно-правовых актов. Основы местного самоуправления подчиняют себе логически и юридически все его институты и издаваемые в их развитии законы и нормативные правовые акты.

[90] Конституционно-правовые основы – это основополагающие принципы, которые закрепляют права и свободы человека в качестве высшей ценности, которые должны определять смысл, содержание и деятельность местного самоуправления.

[91] Поскольку правовое регулирование сферы местного самоуправления отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, следует учитывать, что перечень вопросов, отнесенных к полномочиям местного самоуправления, может осуществляться законодательством субъектов РФ (п. «н» ст. 72 Конституции РФ).

[92] Конституционно-правовые основы – это основополагающие принципы, которые закрепляют права и свободы человека в качестве высшей ценности, которые должны определять смысл, содержание и деятельность местного самоуправления.

[93] Заседания правомочны при участии не менее двух третей от установленного числа депутатов. Решения принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов

[94] В некоторых субъектах РФ в сельсоветах с численностью от 1 тыс. до 2 тыс. человек функции представительного органа местного самоуправления может осуществлять собрание старост населенных пунктов сельсовета, избираемых населением.

[95] Одновременно с роспуском представительного органа местного самоуправления законом субъекта РФ либо федеральным законом назначаются новые выборы.

[96] Если глава муниципального образования не отменяет акта, то закон обязывает высшее должностное лицо субъекта РФ письменно предупредить главу муниципального образования о возможности его отрешения от должности. Если в течение месяца со дня вынесения письменного предупреждения глава муниципального образования не исполняет судебного решения об отмене акта, он подлежит отрешению от должности.

[97] Конституционный деликт – это противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие) органа публичной власти или должностного лица такого органа, которое причинило либо создало опасность причинения вреда общественным отношениям в сфере осуществления публичной власти, и за которое нормами конституционного права РФ предусмотрена конституционно-правовая ответственность.

[98] Конституционно-правовые санкции – это предусмотренные федеральным законом меры государственного принуждения, влекущие наступление неблагоприятных последствий морального и материального характера для правонарушителя, наступающие за совершение им конституционно-правового деликта.

Наши рекомендации