Вопрос 4. . Первобытный строй и формы социальной организации в догосударственном обществе.
Происхождение государства и права – одна из сложнейших проблем современной теории государства и права.
Возникновение государства так же, как и возникновение права, неразрывно связано с появлением неравенства между людьми, группами людей, их слоями, классами и противоречий в обществе.
Государство отнюдь не существовало извечно. Оно появляется лишь на определенной ступени развития общества, когда с ростом производительности труда возникает острая потребность в урегулировании сложных социальных ситуаций, противоречий, дел, споров, конфликтов между людьми и т.д., образуется частная собственность и общество раскалывается на слои, группы, классы. Это же в полной мере касается и права.
Иными словами, государство и право возникают из внутреннего развития самого общества. С появлением частной собственности и образованием неравных слоев, групп людей, классов и др. в обществе создаются непримиримые противоречия. Последствием этого и является государство.
Государство – это и в самом деле есть продукт общества на известной ступени своего развития, признание того, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях с жизнью, в отношениях с людьми раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно в силах лишь с помощью специального аппарата, т.е. государства. И это действительно так.
Известно, что до образования неравенства между людьми и возникновения государства и права человеческое общество существовало и развивалось в условиях первобытного строя, т.е. в условиях догосударственного общества.
При первобытном строе основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Причина того, что в первобытном строе существовала общественная собственность, лежит в крайне низком уровне развития производительных сил, в беспомощности обособленной личности, в ее неспособности бороться за существование собственными силами. Люди вынуждены были сообща добывать средства на жизнь, изготовлять орудия производства. Никто не мог в одиночку идти на охоту, располагая одними орудиями из дерева и камня или даже появившимися позднее луком и стрелами. На зверя шли массой людей и одолевали, убивали зверя совместными усилиями. Жилые постройки, лодки, важнейшие орудия труда также производились массой людей, всем миром. В результате такого коллективного производства присвоение продуктов общего труда становится также коллективным. Общий труд вел к общей собственности на средства производства, равно как на продукты производства. Этот первобытный тип коллективного или совместного производства был, конечно, результатом слабости отдельного человека, а не обобществления средств производства.
При первобытном строе нет еще понятия частной собственности на средства производства, нет неравенства между людьми, эксплуатации, ущемления прав, свобод человека и т.д. Как же жили люди и какие формы социальной организации были в этом догосударственном обществе?
Долгое время люди жили в условиях так называемого первобытного стада, объединяясь в небольшие стада-коммуны. Еду они добывали собиранием плодов, кореньев, позднее – примитивной охотой, причем охотились лишь на мелких животных; спали в пещерах и на деревьях; одежды сначала вовсе не имели, позднее стали кутаться в звериные шкуры. Орудиями служили неотделанные камни и палки. Этот период в жизни человечества называли в свое время «младенчеством человеческого рода» – низшей ступенью дикости. В таком состоянии человечество оставалось десятки, а вероятнее всего, сотни тысяч лет.
Большие изменения в состоянии первобытного общества произошли в связи с тем, что человек научился пользоваться огнем и вследствие этого начал употреблять в пищу рыбу.
Начинается новый этап в развитии первобытного общества, который ученые называют средней ступенью дикости. Овладение огнем доставило человеку, помимо рыбы, и другие новые продукты питания – крахмалистые корни и клубни, испеченные в горячей золе или в примитивных печах. Овладение огнем, как доказано в ходе исследований, окончательно оторвало человека от животных и животного мира. Совершеннее стали орудия человека, которые теперь подвергаются уже некоторой отделке, хотя они все еще остаются весьма несовершенными. Это грубо выделанные каменные ножи, каменные наконечники для палок, копья, крючки из костей и т.п. С появлением острых орудий заметное место среди промыслов человека приобретают занятия в лесу и на воде. Охотятся теперь не только на мелких, но и некрупных животных (диких быков, носорогов, мамонтов). Рыболовство увеличивает продолжительность пребывания людей на одном месте. Подготавливается переход их к оседлости.
На средней ступени дикости образуется более обширное и более прочно организованное объединение людей, чем первобытные бродячие группы, появляется род.
Род – это группа лиц, состоящих в действительном или предполагаемом родстве друг с другом (первоначально со стороны матери) и не допускающих брачных отношений между собой (экзогамия). Род возник из групповой семьи, по всей вероятности, из групповой семьи – пуналуа. Группа родных, двоюродных и более отдаленных сестер, входящих в эту семью с их детьми и их братьями, с материнской стороны составляет именно тот круг лиц, из которого образовался род в его первоначальной форме.
Этот первоначальный род есть материнский (матриархат) – признанное потомство одной определенной родоначальницы, основательницы рода. Отец стоял вне данного рода, он принадлежал к иному роду, нежели мать. Поэтому отца не считали состоящим в родстве с его детьми. Самый факт существования формы группового брака исключал между отцом и детьми близкие родственные отношения. Группа была связана родством, исчисляемым по женской линии.
При этом род с самого начала был не только объединением людей, связанных между собой узами родства, но и общественной группой, сложившейся для совместного ведения хозяйства. Род был хозяйственной организацией, в которой все члены были тесно связаны между собой коллективным производством и совместным потреблением. В этой хозяйственной структуре женщина первоначально выдвигалась на первое место. Домашнее замкнутое хозяйство, в котором ведущую роль играла женщина, занимало центральное положение в общем хозяйстве семейной группы до появления скотоводства и примитивного земледелия. Женщина, таким образом, стояла в центре хозяйственной деятельности. В добывании средств существования она также играла большую роль: занималась собиранием плодов и кореньев, примитивным земледелием.
Все это привело к тому, что первоначальный род был материнским, или матриархальным, и что женщина занимала в обществе главное место.
Существование матриархата в первобытном обществе подтверждается большим числом пережитков (обычаев, поверий, обрядов), сохраняющихся у различных народов и племен.
С самого своего возникновения род был тесно связан с каким-либо другим родом, с членами которого у него создались экзогамные брачные отношения. Позднее, в связи с ростом населения и разукрупнением первоначальных родов, а также в связи с оседлостью и растущей производительностью труда, общественная организация ширится и крепнет. Появляется племя. Племя, включавшее первоначально лишь два рода, становится союзом значительно большего числа родов. Род делается «основной ячейкой догосударственного общества, целой общественной системы», состоящей из племен, распадающихся на фратрии и роды и объединяющихся в союзы племен.
Родовое устройство, возникшее на средней ступени дикости и достигшее своего расцвета на низшей ступени варварства, представляет собой универсальную форму социальной организации догосударственного человеческого общества. Оно широко распространено среди самых различных народов мира, и следы его мы легко обнаруживаем у народов, давно перешедших к государственной организации общества. Рассмотрим его основные особенности.
Во-первых, род есть чисто личный, а не территориальный союз. В то время как государство проводит разделение своих подданных по территориальному принципу и исходит из территориального размещения граждан, связь членов рода между собой основана на начале кровного родства, не имеющего ничего общего с их территориальным расселением.
Во-вторых, что гораздо существеннее, это отсутствие особого государственного аппарата для систематической реализации властных функций. Здесь отсутствует публичная власть, обособляющаяся от общества и стоящая как бы над ним. Мы видим господство человеческих обычаев, авторитет, уважение, власть, которой пользовались старейшины рода, но нигде не находим особой группы людей, элиты, класса и др., которые выделяются, чтобы управлять другими.
При первобытном строе в пору его расцвета – без солдат, жандармов и полицейских, без сборщиков налогов, наместников, префектов и судей, без тюрем – все идет своим установленным порядком. Всякие конфликты, споры и недоразумения между людьми разрешаются коллективом тех, кого они касаются, – родом или племенем, а также отдельными родами между собою. Только как крайнее, редко применяемое средство используется кровная месть; смертная казнь представляет только ее цивилизованную форму со всеми положительными и отрицательными сторонами цивилизации. Хотя общих дел существует гораздо больше, чем ранее, домашнее хозяйство ведется у ряда семейств сообща и мирно, земля является собственностью всего племени (только мелкие огороды предоставлены во временное пользование отдельным хозяйствам), тем не менее у них и следа нет нашего широко разветвленного и сложного государственного аппарата. В большинстве случаев вековой обычай уже все регулирует. Бедных и нуждающихся не может быть – само хозяйство и род знают свои обязанности по отношению к престарелым, больным и изувеченным на войне. Все равны и свободны, не исключая женщин. Для рабов еще нет места; как правило, нет его и для порабощения чужих племен.
Старейшины рода избираются всем составом рода и являются как бы первыми среди равных. Их власть, не опирающаяся на специальный аппарат управления, носит часто моральный, отеческий характер. Собрание членов рода может при этом в любое время сместить старейшину рода. Дела рода обычно решаются общим собранием членов рода, причем все члены рода могут свободно высказываться на этом собрании. Выборными являются также и все органы племени, т.е. союзы родов.
В частности, анализ жизни североамериканских индейцев – ирокезов показывает, что у них как сахем, возглавляющий род (старшина для мирного времени), так и все остальные вожди были выборными. Они избирались свободным голосованием всех взрослых мужчин и женщин рода. Род по своему усмотрению мог и смещать сахема и вождей. Ирокезы называли сахема «советником народа», хорошо оттеняя этим особенности этой должности, исключающие всякое единовластие. Все наиболее важные дела рода решались советом рода, т.е. собранием всех взрослых членов рода, как мужчин, так и женщин. Роды объединяются у ирокезов во фратрии и племена. Три-четыре рода составляют фратрию, а две фратрии объединяются в племя.
Две фратрии у ирокезов составляли племя, т.е. союз нескольких родов, члены которых говорили на одном и том же диалекте. Высшая власть в племени принадлежала племенному совету. Он состоял из всех сахемов и вождей отдельных родов, но заседал публично в окружении всех членов племени, причем каждый член племени мог взять слово и высказать свое мнение. Решение, однако, выносилось только членами совета, причем для принятия решения требовалось единогласие.
У ирокезов мы находим наряду с племенной организацией образование еще и союза – конфедерации племен. Еще в XV в. пять ирокезских племен заключали друг с другом «вечный союз» на основе полного равенства этих племен между собой и с сохранением независимости каждого племени в его внутренних делах. Делами союза племен ведал союзный совет, состоявший из пятидесяти сахемов. Единоличного главы конфедерация ирокезов не имела. Союз племен имел лишь две постоянных должности военных вождей. Власть военачальника была разделена таким образом между двумя лицами с равными полномочиями, что один мог сдержать и «нейтрализовать» другого.
Такова социальная организация догосударственного общества у ирокезов. Нет особого аппарата управления и нет власти, обособившейся от остальной массы населения и опирающейся на этот аппарат. Заинтересованные члены рода сами решают все дела рода и все дела племени. Авторитет старейшин и сила вековых обычаев способствуют сохранению мира и устранению конфликтов и столкновений внутри племени и рода.
У древних греков родовые старейшины, архонты, также избирались и смещались собранием рода. Во главе племени стоял совет старейшин. Наконец, все важнейшие вопросы, касавшиеся племени, разрешались на народном собрании, в котором принимал участие каждый взрослый мужчина.
Функции военачальников выполнял племенной вождь – базилевс. Ни в какой мере этот вождь не обладал властью, какая свойственна монархам. Поэтому неправильно переводить греческое слово «базилевс» как «царь» или «король», а «базилейя» как «царство». Должность базилевса была выборной, но фактически она закреплялась наследственно в одной семье, так как обычно на эту должность избирался или утверждался советом сын умершего базилевса.
Аналогичные черты мы встречаем в родовом общественном устройстве древних римлян. Каждое племя имело свой совет старейшин, свое народное собрание и своего выборного вождя – рекса. Рекс был полководцем, а также жрецом, но не имел гражданских функций, которыми пытались его наделить некоторые историки государства и права.
У восточных славян наряду с племенным вождем, князем, органами племенной организации были племенной совет («старцы градские») и племенная сходка – вече.
В-третьих, члены рода обязаны помогать друг другу, защищать друг друга от всякой опасности и всякого нападения и совместно мстить за нанесенные кому-либо обиды и совместно отвечать за обиды, причиненные кем-либо чужеродцу. Род ставит каждого своего члена под защиту всех остальных сородичей. Отсюда обычай кровной мести, которая осуществляется совместно членами обиженного рода в отношении членов того рода, к которому принадлежит обидчик.
Например, убийство члена рода наносило оскорбление и ущерб всему роду, поэтому весь род реагировал на убийство своего члена, поднимался мстить за убитого.
Первоначально вражда сторон ничем не регулировалась. Впоследствии появляются известные ограничения. Месть становится обязанностью лишь ближайших родственников убитого, круг которых определялся обычаем. Но это не значит, что только ближайшие родственники имеют право мести: и самые отдаленные люди при удобном случае не должны упускать врага из своих рук.
Обычай определяет также, против кого должна быть направлена месть. В этом вопросе эволюция состоит в том, что кровная месть ограничивается все более узким кругом родственников.
Первоначально всякое посягательство могло быть отмщено кровью без всякой меры, особенно если лицо было поймано на месте. Вор, прелюбодей, убийца могли быть безнаказанно уничтожены. Позднее устанавливается принцип талиона («равным за равное»), а еще позднее месть заменяется выкупом, сначала при менее значительных посягательствах, а потом даже и в случаях убийства. Устанавливается обычай откупаться от мести взносом в пользу потерпевшего или его ближайших родственников. Взнос этот делается сначала натурой – скотом, зерном и т.д., позднее – деньгами.
Размер вознаграждения определяется обычаем. На вознаграждения влияет положение убитого или потерпевшего. На стадии разложения родового общества уже формируются особые, неприкосновенные группы людей, образуется некая элита, особый слой. Поэтому убийство или оскорбление представителя этой родовой знати, элиты и др. влечет более высокий выкуп, чем убийство рядового общинника.
Таким образом, пока не возникло деление общества на особых людей, группы, слои, классы и т.д., не было особого аппарата для систематического применения власти и подчинения людей насилию. Не было особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими и постоянно владеть специальным аппаратом, вооруженными отрядами людей, сборщиков налогов, тюрьмами и т.п.
Производство было коллективным. Разделение труда имело примитивный характер. Частной собственности не было. В силу этого отсутствовали неравенство и угнетение одной части общества другой, отсутствовали непримиримые противоречия внутри общества и общественное сознание обладало единством, которое исчезло с возникновением разделения людей на богатых и бедных.