В отдельных княжествах и землях Киевской Руси
Критерии | Владимиро-Суздальское княжество | Галицко-Волынское княжество | Новгородское княжество |
Природно-географические условия | |||
Основной род занятий | |||
Наличие/отсутствие связей с соседними уделами | |||
Возможность притока населения с других территорий | |||
Уровень развития городских центров | |||
Политические таланты князей | |||
Форма правления в каждом отдельном княжестве |
Студент должен уметь давать оценку политической раздробленности с учетом различных исторических подходов, понимать значение этого этапа в развитии русской государственности в исторической перспективе.
Студент должен прийти к выводу, что политическая раздробленность – характерный (типичный) этап в развитии большинства средневековых государств, имеющий некоторые особенности в рамках истории Древней Руси: временное запаздывание начала политической раздробленности по сравнению с Францией; особый комплекс условий, вызвавших переход к данному этапу; наличие постоянной внешней угрозы для отдельных княжеств, затруднявшее переход к дальнейшей централизации Русского государства.
Занятие 3.
Форма проведения семинарского занятия:доклад-презентация (в формате Power Point) с использованием ТСО (ноутбука, проектора, экрана).
Рекомендации к подготовке студентов по предложенной теме семинарского занятия.Для подготовки семинарского занятия необходимо заранее предложить студентам разделиться на две группы, в каждой из которых планируется два докладчика. Каждая из групп будет заниматься подготовкой одного из двух предложенных к семинару вопросов (культура Западной Европы и Киевской Руси). Для освоения данной темы студентам необходимо еще раз вспомнить материал первого семинарского занятия (раздел – классификация, характеристика и анализ исторических источников), второго семинарского занятия (для понимания условий развития культурных особенностей в странах Западной Европы и Киевской Руси).
Студенты должны уяснить, что истоки западноевропейской культуры кроются в сочетании античного наследия, языческих традиций древних германцев и утверждавшегося христианства, в то время как русская культура формировалась на основе синтеза восточнославянского язычества и заимствованного из Византии православия.
Студентам необходимо знать определение понятий «картина мира», «мировоззрение». Студенты должны понимать, что культура отражает специфику мировоззрения, а в рассматриваемый период в Западной Европе и в русских землях господствовала религиозная картина мира, предполагавшая иерархическую структуру: на вершине ее стоял Бог и небесные силы, которым противопоставлялись темные (демонические) силы. Промежуточное положение между ними занимала жизнь земная. Студентам необходимо понимать, что отражением картины мира являются конкретно-исторические проявления в материальной жизни – это искусство и быт народа.
Наглядными проявлениями сформировавшейся в рассматриваемый период картины мира в Западной Европе и на Руси являлись памятники архитектуры. В презентацию студентами должны быть включены «источники» из предложенного ниже перечня. Каждый слайд должен быть снабжен информацией о времени появления (создания), месте нахождения, назначении рассматриваемого объекта.
Анализ источников предполагает подготовку выступающих по следующим примерным вопросам:
· Отражение исторического контекста (реалий) – как исторические события повлияли на внешний вид (форму) памятников?
· Эстетические представления – как на основе данного памятника можно судить о категории красоты в раннесредневековых обществах?
· Отражение духовного мира – как в данном памятнике преломляется религиозная картина мира?
В результате семинарского занятия на основе рассмотренных изображений памятников средневековой культуры студенты должны овладеть навыками анализа архитектурных исторических источников, уметь выделять ключевые характеристики зодчества рассматриваемого периода. Понимать, как в рассмотренных источниках преломляется картина мира средневековых обществ Западной Европы и Древней Руси, выявлять общее и особенное.
Приложение.
Перечень исторических памятников для подготовки презентации.
1) Для вопроса «Культура Западной Европы IX – XIII вв.»:
Архитектурные памятники:
o Вормский собор
o Замок в Лоше
o Гентский замок
o Собор Сан Марко в Венеции
o Собор Парижской Богоматери
o Шартрский собор
o Амьенский собор
o Замок Сен-Мишель в Нормандии
2) Для вопроса «Культура Древней Руси домонгольского периода»: Архитектурные памятники:
o Софийский собор в Киеве;
o Софийский собор в Новгороде;
o Успенский собор во Владимире;
o Храм Покрова на Нерли;
o замково-храмовый комплекс Боголюбово,
o Дмитровский собор во Владимире,
o Золотые ворота во Владимире,
o Спас на Нередице под Новгородом.
Тема 3. Русские земли в XIII – XV веках и европейское Средневековье(4 часа)
Вопрос 1
Монголо-татарское нашествие на русские земли и его влияние на дальнейшее развитие Русского государства и русскую культуру. Феномен ордынского ига.
Вопрос 2
Экспансия западноевропейских феодалов в русские земли в XIII – XV (натиск крестоносцев, взаимоотношения с Литвой).
Вопрос 3
Московское княжество как центр объединения русских земель в XIV – начале XVI в. Процесс централизации Московского государства.
Вопрос 1.
При подготовке к данному семинарскому занятию студенту следует учитывать, что в условиях политической раздробленности русские земли стали особенно уязвимыми перед натиском внешних завоевателей. Одной из внешнеполитических угроз стала завоевательная политика Монгольской империи. Студенту необходимо знать – кто такие монголо-татары, каковы особенности их экономической, социально-политической и военной организации; выделять этапы становления государственности монголо-татар и причины их продвижения на запад. Студенту необходимо уяснить, что в процессе становления раннефеодального государства монголо-татар (при доминирующем кочевом образе жизни) организация оседлого земледелия и ремесленного производства представляла объективную сложность и толкала их к активной завоевательной политике.
Студент должен уметь характеризовать основные события, связанные с первым столкновением монголо-татар с русскими войсками и дальнейшим покорением русских земель (битва на р. Калке, завоевание северо-восточной и юго-западной Руси).
Студент должен уметь объяснять причины завоевательных успехов монголо-татар, и факторы, приведшие к уязвимости русских земель перед лицом военной угрозы с Востока.
Студенту необходимо разобраться в сущности нового для русских земель феномена – монголо-татарское иго, знать его особенности (сохранение русской княжеской династии и домонгольской политической организации, сохранение правовых норм домонгольского периода, специфическая организация сбора дани – институт баскачества, отсутствие необходимости постоянного военного пребывания на территории русских земель ордынских отрядов, невмешательство в деятельность русской православной церкви) и основные проявления зависимости покоренных русских земель от Золотой Орды: экономические и военно-политические.
Студент должен уметь выделять последствия установления ордынского ига, степень его влияния на экономическую, политическую и культурную жизнь русского общества; знать различные точки зрения и оценки в современной исторической науке влияния монголо-татар на дальнейшее развитие Руси.
Студент должен прийти к выводу, что период господства Золотой Орды над русскими землями можно охарактеризовать как цивилизационный кризис, который привел к усилению отставания в развитии русской государственности от классических западноевропейских образцов. Под воздействием ордынского ига произошло частичное заимствование Русью восточной модели политической организации и социальных отношений(тенденции к установлению деспотической власти монарха, нарастание разрыва между главой государства и его подданными, формирование модели «монарх – источник закона», частичная трансформация традиционных ценностей русского общества).
Вопрос 2.
Студенту следует понимать, что наряду с монголо-татарами угрозу для русских земель во второй трети XIII в. представляли западноевропейские крестоносцы. Студенту необходимо знать – кто такие крестоносцы, иметь представление об их военно-политической организации (ордена) и причинах ее возникновения. Понимать цели завоевательных походов на русские земли и знать примеры наиболее известных столкновений русских войск с крестоносцами (Невская битва, битва на Чудском озере), понимать, что опасность завоевательной политики немецких и шведских феодалов была связана не столько с возможностью территориальных потерь, сколько с перспективой утраты культурно-национальной идентичности («окатоличивание»).
Студент должен уметь оценивать роль А. Невского в отражении военной угрозы с Запада, а также понимать значение его побед для дальнейшего культурно-исторического развития Руси. Также студенту необходимо понимать, что А. Невский был не только выдающимся полководцем XIII века, но и талантливым дипломатом: в условиях установившегося в большинстве русских земель господства монголо-татар ему пришлось выстраивать отношения не только с Западом, но и с Востоком. Как происходило взаимодействие А. Невского с ханом Золотой Орды, и каковы были его последствия для русских земель?
Студент должен знать исторический контекст становления Великого княжества Литовского: время образования, основные княжеские династии и их представителей, национальный состав и вероисповедание. Студент должен представлять, какие из русских земель вошли в состав Литвы. Стоит заметить, что варианты вхождения в состав Великого княжества Литовского были различны: династические браки, военное покорение, добровольное признание вассальной зависимости от литовского князя для избегания уплаты дани Золотой Орде. Студенту необходимо понимать, что до второй половины XIV века (до Кревской унии 1385 г.) русское население в Литве считало ее правопреемницей Киевской Руси (до 9/10 территории Литвы составляли русские земли с русским населением, подобное соотношение сохранялось и в литовском ополчении). В связи с принятием великим князем Ягайло в 1385 г. католичества и последовавшим за этим крещением Литвы (1387 г.) ее внешнеполитический вектор направился в сторону Польши и католического мира. Изменилось и отношение к русскому населению – усилилась религиозная вражда между православными русскими и литовско-польскими католиками.
Студент должен понимать, что возможность формирования на территории Великого княжества Литовского крупного русского государства окончательно исчезла к середине XV века, когда Казимир Ягеллон стал одновременно великим князем литовским и королем польским. Русские княжества начали возвращаться под власть усиливавшегося Московского княжества.
В результате освоения материала к данному вопросу семинарского занятия студент должен прийти к выводу, что католическая экспансия с Запада в лице орденов крестоносцев и Великого княжества Литовского угрожала русским землям не только потерей государственности, но и культурной (религиозной) ассимиляцией. В свою очередь Золотая Орда не претендовала на политическое и религиозное (культурное) доминирование на подвластных ей русских землях. В этих условиях русские князья предпочли зависеть от монголо-татар.
Вопрос 3
Студент должен понимать, что во второй половине XII века Москва не являлась очевидным центром объединения русских земель, а была периферией Владимиро-Суздальского княжества. Студент должен знать первое летописное упоминание о Москве (дата и контекст исторического источника, в котором содержатся данные сведения).
Студент должен уметь выделять основные причины возвышения Москвы и понимать с чем были связаны ее успехи в борьбе с другими возможными центрами объединения Руси (Новгород, Тверь, Литва). Студент должен уметь характеризовать деятельность московских князей по возвышению Московского княжества и расширению его территорий (от Даниила Александровича Московского до Василия III). Студенту необходимо понимать, что деятельность московских князей была неразрывно связана с организацией отпора монголо-татарам, что позволило Московскому княжеству приобрести статус центра антиордынской борьбы. Студент должен уметь проиллюстрировать это положение примерами конкретных военных действий московских князей (битва на р. Воже, Куликовская битва, стояние на р. Угре).
Для понимания процесса централизации русских земель студент должен уметь выделять предпосылки их объединения, и сопоставлять их с аналогичными процессами в странах Западной Европы (на примере Франции); знать этапы объединения русских земель и уметь давать им характеристику. Студент должен понимать, что во второй половине XV века процесс объединения русских земель был в целом завершен (за исключением Смоленска, Пскова) и начался процесс централизации. Студент должен уметь выделять основные признаки этого процесса: формирование общегосударственных органов управления (Боярская Дума, Дворец, Казна), организация великокняжеской администрации на местах (кормление, наместничество), изменение статуса московского князя, оформление системы местничества, составление общерусского свода законов (Судебник 1497 г.). Студент должен уметь выделять сферы общественной жизни Московского государства, которые регулировал Судебник (политическая, судебная, социально-экономическая, административная). Особое внимание студенту необходимо обратить на изменение статуса владельческих крестьян (введение правила Юрьева дня) и начало законодательного оформления крепостного права.
В результате освоения материала к данному вопросу семинарского занятия студент должен прийти к выводу о значении этого этапа в истории Российского государства. Был преодолен цивилизационный кризис – политическая раздробленность в условиях постоянной внешней угрозы с Запада и Востока и зависимости от Золотой Орды: на территории разрозненных русских земель образовалось независимое Московское государство, синтезировавшее черты и восточной и западной цивилизаций.