Они связаны с потребностями, интересами и целями общества и позволяют оценить степень удовлетворения данных потребностей и интересов, а также уровень реализации названных целей

Эти критерии включают не только результаты обще-ственного (совокупного) производства, но и социальные последствия потребления всевозможных «продуктов» (материальных и духовных), не только экономические, но и социальные, духовно-культурные, психологические, исторические, экологические и демографические явле-ния, происходящие в объекте ГУ.

ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ КРИТЕРИИ ОБЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГУ:

- уровень производительности труда, соотносимый с мировыми параметрами по его видам;

- темпы и масштабы прироста создаваемого обществом богатства, оцениваемое по специальной методике ООН;

- уровень благосостояния населения соответствую-щей страны (в расчёте на душу населения) в сравнении с другими странами;

- упорядоченность, безопасность и надёжность регулируемых государством общественных отношений и их прогрессивное развитие.

КРИТЕРИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГУ:

1.Целеориентированность (целевая обоснованность) функцио-нирования субъекта ГУ, которая определяется через степень соот-ветствия её управляющих воздействий целям функционирования и развития субъекта государственного управления, крупных её подсистем. Показатели цели могут быть те же, что и показатели общей социальной эффективности государственного управления, но отнесенные на соответствующий уровень.

2.Затраты времени на решение управленческих вопросов и осуществление управленческих действий, т.е. это время, которое тратится на обработку и прохождение управленческой информации от «входа» до «выхода» в системе управления (аппарате управ-ления). Значимость затрат времени на решения и действия органов государственной власти и местного самоуправления сегодня воз-растает. В государственном аппарате должны быть установлены жесткие нормативы затрат времени на выработку и прохождение управленческой информации.

3. Стиль функционирования государственно-управляющей сис-темы (СГУ) и её подсистем. На стиль очень сильно влияют возможности личности (государственных деятелей, руководите-лей, государственных слушателей)

4. Сложность организации СГУ, его подсистем и звеньев. Сложность той или иной организационной структуры непосредственно влияет на её внутреннюю жизнедеятельность (реализацию внутренних функций) и формирование управляющих воздействий (осуществление внешних функций). Чрезмерная громоздкость и сложность государственного аппарата советского периода, снижали уровень рациональности и эффективности государственного управления. Сложность подавляет инициативу и творчество в управленческих процессах.

5. Общие (совокупные) издержки на содержание и функцио-нирование государственно-управляющей системы (СГУ) и её подсистем. При оценке этого критерия следует учитывать разную сложность управленческих проблем разных субъектов государст-венного управления.

КРИТЕРИИ КОНКРЕТНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГУ:

1. Степень соответствия направлений, содержания и результатов управленческой деятельности органов и должностных лиц тем её параметрам, которые обозначены в правовом статусе органа и государственной должности. В системе государственного управле-ния каждый должен заниматься своим делом;

Законность решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, а также должностных лиц.

Реальность управляющих воздействий.

Содержание управленческих актов. В содержании любых управленческих актов должно находить отражение запросов и нужд людей.

5. Уровень демократизма управленческой деятельности, который характеризуется объёмом взаимосвязей и взаимодействия управ-ленческих органов и должностных лиц с гражданами и их объеди-нениями.

Наши рекомендации