Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации – коллегиальный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, осуществляющий руководство государственным управлением на всей территории Российской Федерации.

Правительство осуществляет исполнительную власть Российской Федерации в первую очередь в рамках, определенных ст. 114 Конституции.

Правительство Российской Федерации - student2.ru

Часть 1 ст. 111 Конституции определяет, что формирование Правительства начинается с назначения его ключевой фигуры - Председателя Правительства РФ. Главная прерогатива в определении его кандидатуры принадлежит Президенту Российской Федерации, который в конечном счете назначает Председателя Правительства с согласия Госдумы.

Часть 2 ст. 111 устанавливает предельный срок (две недели) для внесения кандидатуры Председателя Правительства после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Госдумой.

Часть 3 ст. 111 отводит Государственной Думе недельный срок для рассмотрения представленной Президентом кандидатуры Председателя Правительства РФ. Срок исчисляется с момента официального поступления кандидатуры в Государственную Думу в установленном ее Регламентом порядке.

Правительство Российской Федерации - student2.ru

Полномочия Правительства Российской Федерации:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет, обеспечивает его исполнение, отчитывается об исполнении федерального бюджета перед Государственной Думой;

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного осуществляет меры по обеспечению порядка, борьбе с преступностью;

· обладает правом законодательной инициативы и правом внесения предложений, об изменении и дополнении Конституции Российской Федерации;

· принимает постановления (нормативного, общего, смешанного характера) и распоряжения (акты конкретно-индивидуального характера);

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, законами и указами Президента Российской Федерации.

Подготовка и проведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии с Регламентом Правительства РФ.

Материалы заседаний Правительства РФ и принятые по этим материалам решения относятся к служебной информации, порядок распространения которой устанавливается Регламентом Правительства РФ, если иное не определено федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Правительство Российской Федерации информирует граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на своих заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.

В целях эффективной работы Правительства расходы на его содержание определяются в федеральном бюджете отдельной строкой. Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений образуется Аппарат Правительства РФ. Аппарат Правительства РФ взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания.

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.

Вопросы отставка или, иначе говоря, конституционной ответственности Правительства в нашей стране регулируются ст.117 Конституции Российской Федерации. Правительство может по собственному решению, принимаемому коллегиально, подать в отставку. Согласия Госдумы для этого не требуется. Президент единолично решает, принять или отклонить просьбу Правительства Российской Федерации; если он принимает отставку или может «уговорить» Правительство изменить свое решение, то дальнейшие действия Президента и Правительства понятны.

Часть 2 ст. 117 посвящена решению вопроса об отставке Правительства уже по инициативе Президента, который может решить этот вопрос самостоятельно. При этом Конституция не предусматривает мотивировок, по которым Президент вправе принять такое решение. Отставка Правительства является, по сути, его безоговорочным правом, повлиять на которое никто не в состоянии.

Часть 3 ст. 117 предоставляет Государственной Думе возможность выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Соответствующее решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Однако и в этом случае решение об отставке Правительства принимает Президент, который может согласиться с мнением депутатов, а может и оставить его без ожидаемой ими реакции.

В свою очередь, в течение трех месяцев после первого выражения недоверия Правительству Госдума может выразить недоверие повторно. В этом случае Президент уже не может оставить без внимания позицию депутатов: он либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Государственную Думу.

Согласно ч. 4 ст. 117 в качестве лица, организующего работу Правительства, вопрос о доверии ему может поставить перед Госдумой и единолично Председатель Правительства РФ. В этом случае при отказе в доверии Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Госдумы и назначении новых выборов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение Правительства Российской Федерации. Охарактеризуйте его состав.

2. Какие акты издает Правительство Российской Федерации?

3. Охарактеризуйте порядок отставки Правительства Российской Федерации.

Судебная власть

Судебная власть – вид государственной власти, осуществляемой специфическими органами – судьями посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства в строго установленном процессуальном порядке.

Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие.

Судебная власть, охраняя права и свободы человека, защищая законные интересы государства, становится, по существу, участником осуществления всех функций государства. Ее роль в условиях динамично развивающегося российского общества, функционирования рыночного хозяйства, безусловно, возрастает. И это важно, поскольку в демократически организованном обществе разрешение возникающих конфликтов должно осуществляться без произвола и насилия, на основе известных всем правовых установлений, что должно в идеале обеспечиваться судебной властью.

Таким образом, судебная власть представляет собой самостоятельную ветвь государственной власти Российской Федерации, осуществляемой независимым судом в сотрудничестве с другими институтами государства и общества.

Российская судебная система представляет собой установленную Конституцией РФ и принятым на ее основе федеральным конституционным законом совокупность судов разных уровней, организованных и действующих в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно-территориального деления страны. Конституционные положения, устанавливая роль и место высших судебных органов страны (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), тем самым предопределяют основные параметры судебной системы.

Правительство Российской Федерации - student2.ru

Конституционные принципы осуществления судебной власти:

· осуществление правосудия только судом;

· законность;

· независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону;

· коллегиальность и единоличное разрешение дел в судах;

· состязательность и равноправие сторон;

· гласность судебного разбирательства;

· принцип национального языка судопроизводства;

· презумпция невиновности;

· недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление;

· право на пользование квалифицированной юридической помощью.

Функции органов судебной власти:

· осуществление правосудия;

· осуществление судебного контроля (надзора) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений);

· толкование правовых норм (Конституционный Суд Российской Федерации, уставной суд);

· удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим, установление родственных отношений);

· ограничение конституционной и иной отраслевой правосубъектности гражданина (признание недееспособности).

Судьями в соответствии с законом являются лица, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подчинены.

Единство статуса судей обусловлено тем, что каждый судья является полноправным носителем государственной власти и при исполнении обязанностей судьи принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам. Содержание этого единства выражается в общих принципах назначения судей на должности, едином порядке прекращения полномочий судей, в их несменяемости и неприкосновенности, в общих принципах реализации права на отставку судей, а также в том, что эти права судьи защищаются федеральным законом в равной мере, независимо от должности.

Неприкосновенность судьи как гарантия независимого правосудия не означает его безнаказанности. Судью можно преследовать за поступки, несовместимые с авторитетом судейской должности, несовместимые с законом. Но вина судьи подлежит доказыванию в особом порядке. Неприкосновенность судьи означает только одно - судья в случае нарушения законодательства должен преследоваться в особой процедуре, не так, как обычный гражданин.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованнаясистема органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на территории государства законов.

Функции прокуратуры Российской Федерации:

· надзор за исполнением законов участниками общественных отношений (в пределах предоставленных прокуратуре полномочий);

· участие прокуроров в рассмотрении дел судами;

· расследование преступлений;

· координация деятельности по борьбе с преступностью;

· участие в правотворческой деятельности.

Прокуратура осуществляет надзор:

· за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

· за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

· за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

· за исполнением законов судебными приставами.

Вопросы для самоконтроля:

1. Охарактеризуйте структуру судебной власти.

2. Назовите основные конституционные принципы судебной власти.

3. Перечислите основы конституционно-правового статуса судей.

4. Назовите основные функции прокуратуры.

Наши рекомендации