Проблема взаимоотношений севера и юга

Во взаимоотношениях стран Севера и Юга и сейчас су& ществует довольно много проблем. Как уже отмечалось в од& ном из предшествующих параграфов, глобализация отнюдь не ведет к выравниванию уровней развития и потребления в планетарном масштабе. Более того, она нередко даже обо& стряет уже существующие противоречия и поляризацию между развитым, богатым Севером (под которым понимают& ся ныне наиболее успешные и богатые страны Запада, вклю& чая Японию) и развивающимся, бедным Югом. Разрыв в до& ходах между развитыми странами Севера и Югом постоянно растет. Собственно тенденцию роста экономического отO ставания развивающихся стран от ведущих держав Зала да принято обозначать в литературе под названием проO блемы Север—Юг.

Неравноправные взаимоотношения между европейскими метрополиями и колониальными владениями существовали на протяжении столетий. Однако возникновение проблемы Север—Юг относится к моменту известного вам из курса ис& тории крушения колониальной системы империализма в

50—60&х гг. XX в. Появление на карте мира десятков но& вых независимых государств породило оптимистические прогнозы относительно перспектив их развития в постколо& ниальный период. Предполагалось, что, избавившись от ко& лониального наследия, эти страны довольно быстро достиг& нут экономического и культурного процветания. В 60&е гг. этот оптимизм подпитывался реально более высокими, чем в развитых странах мира, темпами роста экономик развива& ющихся стран. Однако в 70—80&х гг. этот рост резко замед& лился, а кое&где сменился стагнацией или даже необрати& мым упадком и распадом. Возник феномен так называемых

«неудавшихся», «несостоявшихся» государств (вроде Афга& нистана, Заира или Сомали), которые стояли буквально на грани распада из&за полной деградации политической и со& циальной систем. Произошло заметное падение доли разви&

 

вающихся стран в мировой торговле. К середине 80&х гг. од& но за одним эти государства стали объявлять себя или при& знаваться мировыми финансовыми институтами неплатеже& способными. Возник кризис задолженности развивающихся стран странам Запада. Все это нашло отражение в измене& нии соотношения развитых и развивающихся стран по ва& ловому национальному продукту на душу населения. Если в

1960 г. оно составляло примерно 25 : 1, то к концу века —

уже более 4 0 : 1 .

Но особенно актуальной проблема отставания стала на рубеже тысячелетий, когда, помимо разрыва в доходах, на& метился глубочайший технологический, или, как его еще иногда называют, цифровой разрыв (от англ. digital divide). Зависимое индустриальное развитие почти нигде в мире (за исключением Восточной и отчасти Южной Азии) не пере& ходит в постиндустриальное. Историческая дистанция,

«разрыв» между Югом и Севером, зависимость развития продолжают возрастать. В результате в большинстве раз& вивающихся стран не решены проблемы внутренних ис& точников накопления, финансирования собственного раз& вития; смягчения поляризации доходов и преодоления нищеты; достижения устойчивых темпов развития; совер& шенствования системы образования.

Взаимоотношениям Севера и Юга был посвящен за по& следние годы целый ряд международных форумов под эги& дой ООН или такой влиятельной международной организа& ции, как Большая восьмерка. Встреча лидеров Большой восьмерки в Шотландии в июне 2005 г. должна была быть почти целиком посвящена проблемам развития беднейших стран мира (парадокс состоит в том, что проявления другой глобальной проблемы современности — международного терроризма (теракты в Лондоне) — скорректировали повест& ку дня и в который раз отодвинули проблемы развития стран третьего мира на второй план). Однако приемлемого решения проблемы взаимоотношений Севера и Юга по сей день найдено не было, как, впрочем, и оптимального реше& ния иных глобальных проблем современности. Поиски по& добных решений неизбежно станут частью политического опыта тех, кто заканчивает сегодня школу и готовится к са& мостоятельной жизни в этом непростом, глобальном и не ли& шенном серьезных противоречий мире.

311 Основные понятия:глобальные проблемы, экологический кризис, демографический кризис, взаимоотношения С е в е р & Юг.

ШШТермины:цифровой разрыв, демографический транзит, мальтузианство, неомальтузианство, устойчивое развитие, зеленая революция.

 
Проверьте себя

1) Чем обусловлен планетарный по охвату характер гло& бальных проблем современности? 2) Какова роль научно& технического прогресса в развитии современного мира?

3) Чем вызвано возникновение глобального экологического кризиса? 4) В чем состоит и как проявляется демографиче& ская проблема? 5) Каковы проявления проблемы взаимоот& ношений Север—Юг? 6) В чем состоит взаимосвязь глобаль& ных проблем современности?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. Нередко можно слышать утверждения о том, что «при& рода сама справится» с возникающими экологическими про& блемами. Насколько справедливыми представляются вам по& добные утверждения? Обоснуйте свой ответ.

2. Не так давно Ж. Эллюль утверждал: «Присутствие им& мигрантов, сопровождаемое распространением в Европе ис& лама, несомненно, приведет к деградации всего западного общества. В результате безрассудства, которое мы проявля& ем уже в течение 20 лет, Запад окажется еще через 20 лет в таком же положении в мировом масштабе, как сегодня бе& лое меньшинство в ЮАР перед лицом черного большинст& ва». Что вы думаете по поводу этого высказывания и что вы могли бы возразить известному французскому мыслителю?

3. В последние годы с экранов телевизоров, в прессе до& вольно часто можно встретить утверждения о том, что мы становимся членами единого, но находящегося на грани ги& бели планетарного сообщества. Разделяете ли вы такую пес& симистическую оценку?

4. Научно&технический прогресс способен дать ключ к разрешению всех глобальных проблем. Согласны ли вы с по& добной точкой зрения?

Поработайте с источником

Познакомьтесь с рассуждениями современных исследователей о гло&

бальных проблемах.

Результаты нашего исследования [книги «За пределами роста»] произвели фурор. Некоторые восприняли его как предсказание конца света, каковым она ни в коем случае не является. Эта работа не о предначертанном будущем, а о вы& боре пути. В ней, конечно, содержалось предупреждение, но также выражалась и обоснованная надежда на спасение. Вот три общих вывода, к которым мы пришли в 1972 году. Вто& рой из них оптимистичен, и наши расчеты показали, что для этого оптимизма были и есть веские основания. Возмож& но, его стоило бы поставить в списке под первым номером.

1. Если процессы демографического роста, индустрилиза&

 

ции, загрязнения окружающей среды, производства продук& тов питания и истощения природных ресурсов будут и в дальнейшем идти такими же темпами, планета достигнет предела своего репродуктивного потенциала примерно через сто лет. С большой вероятностью это приведет к внезапно& му и неконтролируемому сокращению населения и сниже& нию производственных мощностей.

2. Существуют возможности регулирования этих процес& сов и обеспечения долговременной экологической и эконо& мической стабильности. [В результате] можно добиться со& стояния глобального равновесия, при котором будут удовлетворяться основные материальные потребности каж& дого человека, и всем будут обеспечены равные возможно& сти для реализации своих способностей.

3. Если люди предпочитают второй вариант развития первому, то чем раньше они начнут работать в этом направ& лении, тем больше у них шансов на успех.

Эти выводы не привели нас в отчаяние, а заставили за& думаться о том, как создать общество, в котором люди жи& ли бы в материальном достатке, пользуясь благами социаль& ной справедливости и экологической устойчивости, и в котором жизнь была бы комфортнее, чем в обществе, чрез& мерно увлеченном проблемами роста.

Мидоуз Донелла, Мидоуз Денис, Рандерс Йорген. За пределами допустимого: глобальная катастрофа или стабильное будущее//Новая постиндустриальная волна на Западе. — М., 1999. — С. 576—577.

Вопросы и задания к источнику. 1) В чем состоит опасность не& контролируемого демографического роста, все более масштабной индустриализации и растущего загрязнения окружающей среды?

2) Существует ли альтернатива катастрофическому сценарию раз&

вития событий на нашей планете?

Выводы к главе IV

1. Современный мир, в котором существуют около

200 государств, характеризуется многообразием вариантов экономического, социального, политического, культурного развития. В ряде стран сохраняется традиционный уклад жизни. Вместе с тем опыт таких стран сегодня свидетельст& вует об их способности к глубокой социально&экономической трансформации. Индустриальные общества столкнулись в XX в. с серьезными проблемами. Однако научно&техничес& кая революция помогла им найти возможные решения этих проблем. На базе электронно&вычислительной техники нача& лись глубокие перемены в общественном развитии, которые характеризуют переход к информационному, постиндустри& альному обществу. Но этот переход сопровождался появле&

 

нием новых противоречий. Такие противоречия, в частнос& ти, присущи развернувшемуся процессу глобализации. С од& ной стороны, это рост взаимозависимости различных стран и регионов мира. С другой — отмечается опасность обезли& чивающей унификации национальных культур, углубления дифференциации стран по уровню экономического и соци& ального развития.

2. Современное общество все в большей степени превра& щается в общество самоорганизующихся, полицентричных сетевых структур, для которых характерны децентрализа& ция власти и ответственности, а также преобладание гори& зонтальных связей составляющих их сегментов. Сетевые формы организации возникают и в сфере политики, при этом они могут использоваться для достижения самых раз& ных целей. Наиболее опасные проявления этого связаны с феноменом международного терроризма, питательной средой которого выступает политический экстремизм. Политичес& кий терроризм применяет насилие в отношении гражданско& го населения и символов государственности для достижения политических целей. Противодействие ему возможно лишь на основе межгосударственного сотрудничества.

3. В процессе глобализации экономические, социальные, экологические, политические проблемы, ранее считавшиеся исключительно внутриполитическими, превращаются в об& щемировые, международно&политические. Решение таких проблем предполагает преодоление экологического кризиса и его последствий, стабилизацию демографической ситуации на планете, сокращение разрыва в уровне развития между ведущими странами Запада и беднейшими развивающимися странами. Глобальные проблемы требуют совместных уси& лий государств, международных организаций, общественно& сти. Угрозы и вызовы XXI в. предъявляют новые, более вы& сокие требования к уровню общественной организации, политического мышления, приоритетным духовно&нравст& венным ориентирам отдельных людей и человечества в це& лом.

Вопросы и задания к главе IV

1. Дайте развернутое толкование формулы «Единство в многообразии».

2. Как соотносятся в современном мире национальные особенности различных стран и процесс глобализации?

3. Дайте оценку процесса глобализации, опираясь на со&

временные подходы к проблеме прогресса.

4. В чем состоит связь возникновения и развития сете& вых структур с процессами глобализации и информатиза& ции?

 

5. Каковы особенности международного терроризма и чем они объясняются?

6. Охарактеризуйте основные глобальные проблемы со&

временности.

Готовимся к экзамену

1. Глобализация характеризуется:

1) расцветом культур всех народов мира;

2) выравниванием экономического потенциала всех стран мира;

3) возросшей взаимозависимостью народов и государств;

4) ускорением темпов экономического развития всех на&

циональных экономик.

2. Сетевые структуры от прочих структур отличаются:

1) преобладанием вертикальных связей;

2) децентрализацией власти и ответственности;

3) высокой степенью закрытости;

4) ориентацией каждой структуры на решение многооб&

разных задач.

3. Верны ли следующие суждения?

А. Глобализация охватывает разные сферы жизни обще&

ства.

Б. Глобализация означает, что расстояния и территори& альные границы между государствами перестают играть прежнюю роль.

1) Верно только А.

2) Верно только Б.

3) Верны и А, и Б.

4) Оба суждения неверны.

4. Дополните перечень последствий глобализации.

1) Весь мир превращается в глобальную экономическую систему.

2) В мировой экономике возрастает роль транснациональ&

ных корпораций.

3) ...

4) ...

5. Напишите с использованием понятия «терроризм» три предложения, содержащие какую&либо информацию об этом явлении.

6. Процесс глобализации вызывает дискуссии. Одни гово& рят, что она содействует демократизации, развитию и рас& ширению возможностей. Другие — что она порождает но& вые формы неравенства, позволяет корпорациям избегать контроля и порождает новые экологические проблемы. Ка& кова ваша точка зрения? Приведите аргументы в ее под& держку.

 

Учебное издание

БоголюбовЛеонид Наумович

ЛазебниковаАнна Юрьевна

КинкулькинАльберт Тимофеевич и д р.

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

Наши рекомендации