Возможности конструирования будущего
Развитие всегда интересовало исследователей. Не только с точки зрения осмысления уже свершившейся реализации или с точки зрения понимания текущего процесса, но и с точки зрения возможностей прогнозирования событий общественной жизни. Кроме инерционного прогнозирования предельно интересна возможность влиять на будущее развитие.
В работе [573] авторами была выдвинута гипотеза о наличии связи процесса развития, т.е. временной реализации показателей, характеризующих основные стороны жизни общества, государства, общественных групп и т.д. с некоторыми невременными параметрами, которые могут количественно измеряться. Речь идет о текущем состоянии, которое в отличие от процесса может быть измерено в данный момент времени. Идея подхода заключается в том, что обнаружение чувствительных количественных оценок указанных параметров (в частности, политического спектра), которые можно уверенно оцифровывать и измерять, может дать возможность прогнозировать развитие.
В математической физике подобная связь хорошо известна в аппарате спектрального анализа Фурье. На рис.2.6.1 показана связь мгновенного частотного спектра и последующего временного процесса. Знание текущего состояния (спектра) позволяет предсказать развитие процесса.
Рис.2.6.1. Связь текущего состояния и процесса в преобразовании Фурье.
К показателям развития, волнующим общество и государство, можно относить следующие (в зависимости от конкретных задач проектирования будущего[574]).
1. Экономические показатели: национальное богатство, ВВП, ВВП на душу населения, валовое промышленное производство, уровень рентабельности промышленного производства, валовое сельскохозяйственное производство, основные фонды, национальное имущество, общий внешнеторговый оборот, экспорт, импорт.
2. Демографические показатели и показатели развития человеческого потенциала: рождаемость, смертность, продолжительность жизни, количество браков и разводов, младенческая смертность, численность детей, оставшихся без попечения родителей, численность инвалидов, индекс развития человеческого потенциала.
3. Гуманитарные показатели: выпуск специалистов из государственных ВУЗов, выпуск аспирантов с защитой диссертации, количество ученых, количество патентов, выданных отечественным заявителям.
4. Девиантные показатели: количество преступлений, количество убийств, количество самоубийств, социальные заболевания (психические расстройства, туберкулез, алкоголизм, наркомания и токсикомания).
Такой подход позволяет анализировать вопрос развития, не абстрагируясь от социального, экономического, культурного развития государства и общества, а, наоборот, выявлять их взаимозависимость и зависимость от текущего состояния. Можно ли в принципе быть уверенным, что по аналогии с преобразованием Фурье процесс глобального развития социума как-то связан с текущим состоянием? Рис.2.6.2. помогает увидеть, что такая связь существует.
Рис.2.6.2. Связь времен в общественном развитии существует
Но для создания методологии мониторинга текущего состояния и прогнозирования его развития нужны количественные характеристики состояния (см. рис.2.5.4.). Одной из возможностей является описание так называемого политического спектра. Хорошо известное понятие чаще всего ограничено представлением о правых, левых и центристах.
Но политический процесс в широком смысле – это развитие общества и государства. Состояние чисто политической системы, политических институтов и отношений связано с указанной трактовкой, но более узко и менее значимо с общих позиций процесса развития. Узкий подход часто отрывает политический процесс от жизненно важных проблем общества и государства, реформы ограничиваются институциональными целями, политические институты и власть занимаются самими собой. В результате, например, успехи политической стабилизации вполне могут сопровождаться вымиранием страны, как это происходит в современной России.
Поэтому представляется, что предлагаемый подход более широкого понимания политического процесса, как процесса развития вполне оправдан. Цели политического действия и результаты политического процесса более целесообразно видеть не только в собственно исключительном политическом пространстве.
Построение политического спектра в количественном отношении возможно, однако требует довольно специфических социологических данных. При дефиците достаточно качественных данных, тем не менее, возможно смоделировать ситуацию с динамикой политического спектра общества в целом на примере политического спектра законодательного органа России. Очевидно, что степень точности такой модели в значительной мере зависит от того, насколько адекватно представлены в законодательном органе отдельные идентифицируемые социальные и, соответственно, политические группы.
С этой целью и в связи с доступностью соответствующих данных были построены ежегодные политические спектры за период с 1990 по I-ое полугодие 2006 года, что позволяет проследить их динамику с момента перехода к многопартийной политической системе в России.
Спектры строились на основе количественных оценок результатов поименных голосований депутатов Съезда Народных Депутатов РСФСР (1990-1993гг) и Государственной Думы РФ (1994-2006гг), полученных, в частности, по первичным данным ИНДЕМ[575].
Рейтинг депутатов определяется на основе результатов поименных голосований, отобранных экспертным путем, и представляет собой количественную оценку позиции каждого депутата на заданном одномерном ценностном пространстве (на оси абсцисс с количественно заданными полюсными позициями).
При расчете рейтинга[576] использовалась модель «идеальных депутатов» (эталонов) – гипотетических законодателей, которые последовательно голосуют, руководствуясь своими политическими убеждениями. Каждый такой депутат представляет собой некоторый «идеал» политической последовательности и убежденности.
Рейтинг законодателей строится как некоторая мера сходства результатов голосований конкретного депутата с эталонными результатами. Положение каждого законодателя на заданной оси определяется, соответственно, приписанным ему значением рейтинга.
Для построения конкретного количественного политического спектра в работе был использован рейтинг депутатов, характеризующий их позицию по отношению к Президенту РФ и инициируемым им реформам, т. е. рассчитанный для проблемы на оси абсцисс «реформизм – антиреформизм» (сравним эту дихотомию с используемой в настоящей работе терминологией «модернизм-традиционализм») или «лояльность - оппозиционность». Минимально возможное значение рейтинга (0) характеризует потенциальную позицию депутата, целиком и полностью поддерживающего Президента РФ и предлагаемые правящей партией программы экономических преобразований. Максимальное значение рейтинга (1000) соответствует противоположной позиции - полного неприятия этого курса. Значение 500 показывает, что в половине случаев депутат поддерживает президента, а в остальных – находится в оппозиции.
При построении политического спектра значения рейтинга от 0 до 1000 были разбиты на 1000 интервалов. По оси абсцисс отображены порядковые номера интервалов от 1 до 1000 (политические частоты), каждому i-тому интервалу соответствуют значения рейтинга депутатов, попадающие в этот интервал. Значения отклика (политической амплитуды) по оси ординат представляют собой долю депутатов Съезда или ГД (%), значения рейтинга которых попадают в данный интервал.
В результате получены ансамбли политических спектров, установлена их изменчивость на протяжении 17 лет (рис. 2.6.3.)
Рис. 2.6.3. Динамика политического спектра России в 2002 – 2006гг.
Установлено, что эволюция спектров связана с общественно-политическими, социально-экономическими и гуманитарными явлениями, входящими в вышеуказанный перечень, определяющий политический процесс в широком смысле[577].
Необходимо отметить, что аналогичные результаты были получены в работах [578],[579], когда был смоделирован полуколичественный политический спектр на основе реальных политических событий в России 1990-1993гг, а также количественные спектры Государственной Думы 1994-1999гг, что подтверждает эффективность разработанного подхода к построению количественного политического спектра.
Следует отметить, что реальный политический спектр является многомерным, отражает широкое поле вопросов развития и соответствующих государственных и общественных управленческих решений, влияющих на будущие состояния[580].
На рис. 2.6.4.-2.6.14 показаны результаты построения спектров Государственной Думы РФ в период 1994 – 1999 гг. по каждому году, с усреднением по двум текущим годам и усредненные за весь период анализа.
Рис. 1.6.4. Политический спектр Государственной Думы по блоку вопросов «Государственный патриотизм».
Рис. 2.6.5. Политический спектр Государственной Думы по блоку вопросов «Государственный патриотизм». Сглажен методом наименьших квадратов.
Рис. 2.6.6. Усредненный за 1994 – 1999 гг. политический спектр Государственной Думы по блоку вопросов «Государственный патриотизм».
Рис. 2.6.7. Политический спектр Государственной Думы по блоку вопросов «Недоверие Правительству и Президенту».
Рис. 2.6.8. Политический спектр Государственной Думы по блоку вопросов «Недоверие Правительству и Президенту». Сглажен методом наименьших квадратов.
Рис. 2.6.9. Усредненный за 1994 – 1999 гг. политический спектр Государственной Думы по блоку вопросов «Недоверие Правительству и Президенту».
Рис.2.6.10. Политический спектр Государственной Думы по блоку вопросов «Поддержка бюджетных и налоговых предложений Президента и Правительства».
Рис.2.6.11. Политический спектр Государственной Думы по блоку вопросов «Поддержка бюджетных и налоговых предложений Президента и Правительства». Сглажен методом наименьших квадратов.
Рис. 2.6.12. Усредненный за 1994 – 1999 гг. политический спектр Государственной Думы по блоку вопросов «Поддержка бюджетных и налоговых предложений Президента и Правительства».
Рис. 2.6.13. Политический спектр Государственной Думы по блоку вопросов «Поддержка антифашистского законодательства».
Рис.2.6.14. Усредненный за 1994-1999 гг. политический спектр Государственной Думы по блоку вопросов «Поддержка антифашистского законодательства».
Для целей прогнозирования развития требуется введение количественных измеряемых характеристик политического спектра, аналога частотного профиля в преобразовании Фурье.
В этом качестве предложено использовать средневзвешенную по аргументу ширину политического спектра. Исходной моделью спектра является унимодальная функция, уширение спектрального пика которой рассчитывается как его ширина на полувысоте. Однако реальные политические спектры имеют мультимодальную природу, при которой ширина на полувысоте теряет смысл.
Средневзвешенная по аргументу ширина спектра (WA) вычисляется по формуле
,
где Xi – политическая частота, Yi - количество депутатов, значения рейтинга которых попали в заданную политическую частоту. Физический смысл введенной характеристики заключается в оценке эффективной ширины политического спектра, аналога ширины спектра в простейшем унимодальном случае.
Результат ее измерений для смоделированных спектров федеральных органов законодательной власти России представлен на рис. 2.6.15.
Рис. 2.6.15. Эффективная ширина политического спектра. Пунктиром обозначен оптимальный коридор
Оказалось, что введенная таким образом характеристика мгновенного политического спектра является чувствительной к общественно-политическим и экономическим (финансовым) процессам в жизни общества и государства
Возникает важный вопрос о причинно-следственной направленности этой связи. Что причина, а что следствие? Политический спектр определяет ход событий или, наоборот, предыдущий ход событий влияет на формирование политического спектра (политической системы, институтов, состояния элит, электоратов и т.д.)? А может быть на разных временных интервалах (возможно, циклических) причины и следствия могут меняться местами?
Вероятно, что в краткосрочной перспективе политический спектр «формирует» действительность. На более длительном отрезке времени она, в свою очередь, влияет на формирование политического спектра и … цикл повторяется. Обнаружение подобных связей и временных величин отрезков причинно-следственных конфигураций позволило бы более адекватно построить модель для прогнозирования, более того, для активного управления (или проектирования) будущим развитием. Например, очевидно, что характерное для 2006 года состояние политического спектра (рис.2.6.3) типа дельта-функции[581], напоминающее исторический аналог КПСС уже сейчас позволяет предположить схожие последствия в развитии страны.
С целью выявления устойчивых связей между многочисленными показателями развития и шириной политического спектра были построены диаграммы рассеяния. Результаты представлены на рис. 2.6.16-2.6.57. Самое существенноев них, что в диапазоне оптимальной ширины политического спектра (350 - 470 ед.) негативные явления (типа самоубийств) минимизируются, а позитивные (типа заключения браков) максимизируются. В этом собственно и проявляется оптимальность (по критериям общественного блага) коридора ширины политического спектра.
Рис. 2.6.16. Количество самоубийств (на 100 тыс. населения)
Рис.2.6.17. Валовой внутренний продукт (млрд. руб.)
Рис.2.6.18. Индекс развития человеческого потенциала
Рис.2.6.19. Рентабельность промышленного производства (%)
Рис.2.6.20. Количество преступлений (тыс.)
Рис.2.6.21. Численность лиц, впервые признанных инвалидами (на 10 тыс. населения)
Рис.2.6.22. Психические расстройства (на 100 тыс. населения)
Рис.2.6.23. Наркомания и токсикомания (на 100 тыс. населения)
Рис.2.6.24. Алкоголизм (на 100 тыс. населения)
Рис.2.6.25.. Больные туберкулезом с впервые установленным диагнозом (на 100 тыс. населения)
Рис.2.6.26. Количество абортов (на 100 родов)
Рис.2.6.27. Дети и подростки, оставшиеся без попечения родителей
Рис.2.6.28. Количество специалистов, выполняюших НИОКР (тыс. человек)
Рис.2.6.29. Выпуск аспирантов с защитой диссертации (тыс. чел.)
Рис.2.6.30. Выпуск специалистов из государственных ВУЗов
Рис.2.6.31. Количество убийств (на 100 тыс. населения)
Рис.2.6.32. Младенческая смертность (на 1000 родившихся)
Рис.2.6.33. Количество браков (на 1000 населения)
Рис.2.6.34. Количество разводов (на 1000 населения)
Рис.2.6.35. Численность работников, вовлеченных в забастовки (тыс. чел.)
Рис.2.6.36. Травматизм на производстве (на 1000 работающих)
Рис.2.6.37. Профессиональные заболевания (на 10 тыс. работающих)
Рис.2.6.38. Денежные доходы 20% населения с наибольшими доходами (%)
Рис.2.6.39. Доля расходов на продукты питания в потребительских расходах (%)
Рис.2.6.40. Индекс физического оборота алкоголя (в % к 1990 г.)
Рис.2.6.41. Доля расходов на алкогольные напитки (%)
Рис.2.6.42. Покупательная способность населения
Рис.2.6.43. Продажа мяса и птицы (тыс. тонн)
Рис.2.6.44. Выдано патентов отечественным заявителям
Рис.2.6.45. Рождаемость
Рис.2.6.46.. Смертность
Рис.2.6.47. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин (лет)
Рис.2.6.48. Ожидаемая продолжительность жизни женщин (лет)
Рис.2.6.49. Национальное богатство (млрд. руб.)
Рис.2.6.50. Объем сельскохозяйственного производства (млрд. руб.)
Рис.2.6.51. Валовое промышленное производство (млрд. руб.)
Рис.2.6.52. Основные фонды (млрд. руб.)
Рис.2.6.53. Национальное имущество (млрд. руб.)
Рис.2.6.54. Общий внешнеторговый оборот (млрд. долл.)
Рис.2.6.55. Экспорт (млрд. долл.)
Рис.2.6.56. Импорт (млрд. долл.)
Рис.2.6.57. Количество публикаций (тыс. печатных единиц)
Из приведенных на рисунках данных следует, что обнаруживается устойчивое явление оптимальной с точки зрения позитивных качеств процесса развития ширины спектра. Такие экономические, демографические, гуманитарные показатели, как ВВП, рентабельность промышленного производства, количество браков, рождаемость, ожидаемая продолжительность жизни количество ученых, количество патентов достигают своего максимума при значениях ширины политического спектра – 350-500. В этом же диапазоне политических частот такие негативные показатели, как смертность, число лиц, впервые признанных инвалидами, алкоголизм, количество убийств, количество самоубийств, число детей, оставшихся без попечения родителей минимальны.
Вывод о том, что существует оптимальный коридор ширины мгновенного политического спектра, в связи с которым достигаются максимально позитивные показатели процесса развития с точки зрения общепринятых для государства и общества ценностей, является фундаментальным.
Большинство негативных явлений связано с уширением политического спектра, с дестабилизацией в обществе, экстремистскими инициативами с одной стороны, а также с замиранием политического процесса, выражающемся в сужении политического спектра до минимального, - с другой.
Сужение политического спектра приводит к деградации модернизационных механизмов, генерирующих идеи развития, инициирующих пассионарные слои человеческого общества, которые максимально активно и эффективно могут способствовать прогрессивному развитию. В частности исторический опыт СССР, КПСС, единомыслия, модель политического спектра которого описывается минимально узким спектром, показал, что это чревато даже распадом государства.
В первом десятилетии 2000-х годов происходит резкое сужение политического спектра России (см. рис.2.6.15), что свидетельствует о переходе через нижнюю границу оптимального коридора ширины политического спектра и позволяет прогнозировать угрозы и риски, возникающие для дальнейшего развития.
Следует сказать о том, каким образом государство может управлять шириной политического спектра, тем самым конструируя свое будущее развитие. Это, конечно же, настоящая многопартийность в политическом пространстве, плюралистичность генерации идей и их воплощения, эффективность механизмов их артикуляции. Это роль СМИ, которые должны противодействовать идейной монополизации, идейной коррупции[582], которая ограничивает пространство выбора властных управленческих решений, а значит, что является вполне принципиальным, препятствует их оптимизации по критерию успешности последующего развития. Когда экспертный потенциал общества (наука, практикующие круги, группы интересов) утрачивает возможность вносить вклад вмодернизацию, влиять на решения властей, последние неизбежно становятся неоптимальными.
Это показатели активности и дееспособности гражданского общества в диалоге общество-власть. Это осознанное отношение власти к инакомыслию и к оппозиции, формирование профессиональной конструктивной оппозиции, не ручной, не псевдооппозиции, а оппозиции, на самом деле претендующей на замену власти и профессионально готовой ответственно эту власть принять на себя.
Представление об оптимальной ширине политического спектра говорит о том, что необходим мониторинг этого показателя, как исходного для построения государственных управленческих действий. Другими словами, правящий режим, государственная власть могла бы в явном виде сформировать государственно-управленческую функцию, оптимизирующую ширину политического спектра.
Логичной является постановка вопроса о том, что есть следствие, а что есть причина, можно ли найти доказательство того, что политический спектр является причиной последующего развития. Позволяет ли развиваемый подход на основании мониторинга политического спектра действительно прогнозировать и конструировать будущее, работая с его предвестниками сегодня и воздействуя на те факторы, которые в состоянии повлиять на будущие реализации. Или напротив, политический спектр может являться результатом, следствием воздействия материальных, социальных, экономических, психологических причин, которые описываются политическими процессами, и в этом случае причинно-следственная связь имеет противоположную направленность.
Для ответа на этот вопрос были проведены корреляционные вычисления с фазовой задержкой (лагом времени) между временным рядом ширины политического спектра и временными рядами составных процесса развития. Результаты расчетов представлены на рис. 2.6.58- 2.6.69.
Рис. 2.6.58. Корреляция ширины политического спектра и указанных параметров развития
Рис. 2.6.59. Корреляция ширины политического спектра и указанных параметров развития
* Сулакшин С.С. Российский демографический кризис. От диагностики к преодолению. М., Научный эксперт, 2006
|
Рис. 2.6.60. Корреляция ширины политического спектра и указанных параметров развития
Рис. 2.6.61. Корреляция ширины политического спектра и указанных параметров развития
Рис. 2.6.62. Корреляция ширины политического спектра и указанных параметров развития
Рис. 2.6.63. Корреляция ширины политического спектра и указанных параметров развития
Рис. 2.6.64. Корреляция ширины политического спектра и указанных параметров развития
Рис. 2.6.65. Корреляция ширины политического спектра и указанных параметров развития
Рис. 2.6.66. Корреляция ширины политического спектра и указанных параметров развития
Рис. 2.6.67. Корреляция ширины политического спектра и указанных параметров развития
Рис. 2.6.68. Корреляция ширины политического спектра и указанных параметров развития
Рис. 2.6.69. Корреляция ширины политического спектра и указанных параметров развития
Анализ полученных результатов показывает следующее. В целом ряде случаев политический спектр на глубине до 2-6 лет с очевидностью является причиной, а процесс развития, его проявления и составные – следствием, что поддерживает идею возможности прогнозирования и конструирования будущего. На временных глубинах, превышающих указанные, причины и следствия могут меняться местами.
Это означает, что в действительности существует циклический характер развития, в котором процесс и показатели, его характеризующие, с одной стороны являются причиной формирования политического спектра, и он в этом случае является следствием. Но на другом временном отрезке этот, сформированный как следствие, политический спектр, в свою очередь, начинает формировать действительность и выступает уже как причина.
В этом плане представляет интерес оценить изменчивость ширины политического спектра, имея ввиду возможную цикличность ее самой. На рис. 2.6.70 приведена аппроксимация данных для ширины политического спектра после 1990 года. Видно, что с весьма высокой значимостью (0, 947) ее изменчивость описывается гармонической (синусоидальной) кривой. Реконструированный период цикла равен 17,4 года.
Если считать, что революция типа 1990-91 гг может повториться, то произойдет это в 2017-18 г. Весьма символическая дата!
Рис.2.6.70. Ширина полиического спектра России 1990-2006 гг проявляет гармонический характер
Таким образом, использование аппарата количественного политического спектра для описания процесса социального развития также обнаруживает проявление цикличности развития и возможность управлять развитием, влияя на взаимодействие социальных энергий в текущий момент времени.