Внутригосударственное и международное право

О взаимодействии международного права с национальны­ми правовыми системами можно говорить лишь при условии признания первого в качестве самостоятельной правовой сис­темы. Между тем в истории развития юридической мысли встречались далеко не однозначные взгляды на указанную проблему. Есть мнение, согласно которому международное право лишено правового характера. Августин, например, ут­верждал, что отношения между государствами основываются не на праве, а на позитивной морали. Некоторые точки зрения на"международные права связываются с монистическими или дуалистическими концепциями.

Монистические концепции исходят из единства междуна­родного и внутригосударственного права. Одни из сторонни­ков этой доктрины признают примат международного права (Дюги, Кельзен), другие — внутригосударственного. Кельзен, например, рассматривает внутригосударственные системы права в качестве подсистем международного права. Между­народное право и внутригосударственное право, с его точки зрения, имеют один источник (основную норму) и логическое единство. Другие, напротив, исходят из главенства внутриго­сударственного права, считая международное его продолже­нием, частью, так как сила международного права основыва­ется на воле соответствующего государства.

Дуалистические концепции признают самостоятельность указанных правовых систем, их различия с точки зрения ис­точников, субъекта, предметов регулирования и т. д. Но одни из них исходят из примата внутригосударственного права над международным, другие — наоборот.

Бывший СССР проделал эволюцию от первой до второй концепции, признав примат международного права. На этой позиции стоит фактически и современная Россия. В п. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного догово­ра».

Следует отметить, что положения о признании норм меж­дународного права частью внутригосударственного содержат­ся и в конституциях других стран, принятых в последние де­сятилетия (например, ст. 28 Конституции Греции, ст. 25 Конс­титуцииФРГ, ст. 96 Конституции Швеции). Представляется, что подобная конституционная практика не лишает между­народное право его самостоятельности и обособленности. В своеобразной форме мы имеем здесь дело с признанием главенства международного права над внутригосударствен­ным. Однако и такой примат не является абсолютным, ибо частью внутригосударственного права признаются лишь те нормы международного права, которые содержатся в догово­рах, ратифицированных соответствующими странами.

Весьма лаконично изложение концепции взаимоотноше­ний внутригосударственного и международного права отра­жает реальные связи и взаимодействие указанных правовых систем, которые проявляются в разных формах: а) влияние национальных систем на международное право; б) влияние международного права на конкретные национальные право­вые системы; в) роль международного права как фактора, спо­собствующего усилению и упорядочению связей между наци­ональными системами, их унификации; г) применение норм международного права на основе их признания внутригосу­дарственным правом.

Очевидно, что международное право находится под воз­действием национальных правовых систем. Прежде всего это

проявляется в том, что в международном праве используются терминология, юридические конструкции, приемы толкова­ния, отдельные правовые институты, сложившиеся в наци­ональных правовых системах, но с определенной специфи­кой.

Изменения, происходящие в национальных правовых системах, появление в них новых институтов, имеющих зна­чение для других стран, рано или поздно находят отражение в международном праве, конечно, при условии, что в этом заинтересованы соответствующие государства. Примеров то­му — великое множество. Например, проблема прав и свобод вначале возникает как проблема внутригосударственного пра­ва, решается путем принятия конституций и других законов внутри отдельных государств. По мере развития общества она актуализируется в интернациональном плане и в результате находит отражение в международном праве (декларации, пак­ты, конвенции о правах и свободах).

Аналогично обстоит дело с экологическими проблемами, Первоначально они возникают в какой-то отдельной стране, решаются посредством национального законодательства, но, приобретая региональные, глобальные масштабы, становятся международными задачами и решаются с помощью междуна­родного права с учетом опыта стран, в которых соответствую­щее законодательство сложилось.

Авторское, изобретательское право первоначально сложи­лись как подотрасли национальных правовых систем. Разви­тие международных связей обусловило принятие соответст­вующих международных актов (Всемирная конвенция об ан' торском праве. Соглашение о взаимном признании авторски) свидетельств и иных охранных документов на изобретение, двусторонние договоры государств и др.).

Очевидно, что перечень подобных примеров мог бы бьт весьма длинным, охратывая многие сферы правового регули­рования. Воздействие национальных систем права в данно!» случае носит идеологический характер (они влияют на меж-дународное право своими правовыми идеями, конструкция ми, терминологией и т. д.), отражает интересы государств 1 борьбу за проведение в международное право идей, заложен ных в праве внутригосударственном,

С другой стороны, международное право, его институты юридические конструкции, терминология, те или иныеспо

собы решения правовых проблем заключены в международ­но-правовых актах (декларациях, пактах, конвенциях, дого­ворах) и начинают оказывать обратное воздействие на наци­ональные системы как по линии внутригосударственного пра-вотворчества, так и в реализации норм международного права, в том числе их применения в рамках национального правопорядка. Это естественно, ибо государство — участник международных пактов, конвенций, договоров, подписав и ратифицировав последние, тем самым берет на себя обяза­тельство реализовать их путем соответствующей деятельности своих органов и граждан. В одних случаях для этого необхо­димо внесение изменений в законодательство, в других — учет международно-правовых актов в ходе правоприменения, в третьих требуется целая система организационно-правовых мер. 6 июля 1978 г. был принят Закон о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР, разд. III которого предусматривает указанные способы реали­зации договоров госорганами.

Наука международного права, рассматривая проблему со­отношения национального и международного права, обычно оперирует такими терминами, как «имплементация», «инкор­порация», «трансформация». Следует отметить, что разными авторами зачастую вкладывается в эти термины различный смысл, порой некоторые из них употребляются как синони­мы. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, отметим, что по своему значению, связанному с происхождением указан­ных терминов, они различны и обозначают разнообразные технико-юридические способы, отражающие влияние между­народного права на национальное, рецепцию (восприятие), учет международного права национальным.

Инкорпорация (тсогрогаНо) означает включение в свой состав, присоединение. Очевидно, что применительно к дан­ной проблеме под инкорпорацией можно понимать включе­ние в состав национального права каких-то норм междуна­родного права или их совокупности без существенных изме­нений.

Трансформация (1гап5Гогтацо) означает преобразование, превращение и предполагает определенное преобразование норм международного права путем их развития, конкретиза­ции и приспособления к национальной системе права и вклю­чение в состав последней.

Имплементация Отр1етеп1) — исполнение, осуществли-ние, наполнение. Это термин более широкого значения, включающий в себя помимо трансформации случаи отсылок в коллизионных нормах национального права к международ­ному. Отсылки бывают частными, к конкретным международ­но-правовым актам, и общими. Последние в нашем пращ обычно формулируются .в таком виде: «...если международ­ным договором установлены иные правила (чем те, которые содержатся в настоящем законе), применяются правила меж­дународного договора». Отсылки подобного рода содержатся в конкретных законах и в Конституции РФ. В этом случае имеет место единовременное, совместное применение норм' международного и внутригосударственного права. Правопри-менительдает юридическую квалификацию фактов на основе международных правовых норм, к которым отсылает колли­зионная норма внутригосударственного права; в основу ре­шения кладутся и те и другие нормы. Аналогичная структура складывается при применении норм иностранного права.

Наши рекомендации