Внутригосударственное и международное право
О взаимодействии международного права с национальными правовыми системами можно говорить лишь при условии признания первого в качестве самостоятельной правовой системы. Между тем в истории развития юридической мысли встречались далеко не однозначные взгляды на указанную проблему. Есть мнение, согласно которому международное право лишено правового характера. Августин, например, утверждал, что отношения между государствами основываются не на праве, а на позитивной морали. Некоторые точки зрения на"международные права связываются с монистическими или дуалистическими концепциями.
Монистические концепции исходят из единства международного и внутригосударственного права. Одни из сторонников этой доктрины признают примат международного права (Дюги, Кельзен), другие — внутригосударственного. Кельзен, например, рассматривает внутригосударственные системы права в качестве подсистем международного права. Международное право и внутригосударственное право, с его точки зрения, имеют один источник (основную норму) и логическое единство. Другие, напротив, исходят из главенства внутригосударственного права, считая международное его продолжением, частью, так как сила международного права основывается на воле соответствующего государства.
Дуалистические концепции признают самостоятельность указанных правовых систем, их различия с точки зрения источников, субъекта, предметов регулирования и т. д. Но одни из них исходят из примата внутригосударственного права над международным, другие — наоборот.
Бывший СССР проделал эволюцию от первой до второй концепции, признав примат международного права. На этой позиции стоит фактически и современная Россия. В п. 4 ст. 15 Конституции РФ сказано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрено законом, то применяются правила международного договора».
Следует отметить, что положения о признании норм международного права частью внутригосударственного содержатся и в конституциях других стран, принятых в последние десятилетия (например, ст. 28 Конституции Греции, ст. 25 КонституцииФРГ, ст. 96 Конституции Швеции). Представляется, что подобная конституционная практика не лишает международное право его самостоятельности и обособленности. В своеобразной форме мы имеем здесь дело с признанием главенства международного права над внутригосударственным. Однако и такой примат не является абсолютным, ибо частью внутригосударственного права признаются лишь те нормы международного права, которые содержатся в договорах, ратифицированных соответствующими странами.
Весьма лаконично изложение концепции взаимоотношений внутригосударственного и международного права отражает реальные связи и взаимодействие указанных правовых систем, которые проявляются в разных формах: а) влияние национальных систем на международное право; б) влияние международного права на конкретные национальные правовые системы; в) роль международного права как фактора, способствующего усилению и упорядочению связей между национальными системами, их унификации; г) применение норм международного права на основе их признания внутригосударственным правом.
Очевидно, что международное право находится под воздействием национальных правовых систем. Прежде всего это
проявляется в том, что в международном праве используются терминология, юридические конструкции, приемы толкования, отдельные правовые институты, сложившиеся в национальных правовых системах, но с определенной спецификой.
Изменения, происходящие в национальных правовых системах, появление в них новых институтов, имеющих значение для других стран, рано или поздно находят отражение в международном праве, конечно, при условии, что в этом заинтересованы соответствующие государства. Примеров тому — великое множество. Например, проблема прав и свобод вначале возникает как проблема внутригосударственного права, решается путем принятия конституций и других законов внутри отдельных государств. По мере развития общества она актуализируется в интернациональном плане и в результате находит отражение в международном праве (декларации, пакты, конвенции о правах и свободах).
Аналогично обстоит дело с экологическими проблемами, Первоначально они возникают в какой-то отдельной стране, решаются посредством национального законодательства, но, приобретая региональные, глобальные масштабы, становятся международными задачами и решаются с помощью международного права с учетом опыта стран, в которых соответствующее законодательство сложилось.
Авторское, изобретательское право первоначально сложились как подотрасли национальных правовых систем. Развитие международных связей обусловило принятие соответствующих международных актов (Всемирная конвенция об ан' торском праве. Соглашение о взаимном признании авторски) свидетельств и иных охранных документов на изобретение, двусторонние договоры государств и др.).
Очевидно, что перечень подобных примеров мог бы бьт весьма длинным, охратывая многие сферы правового регулирования. Воздействие национальных систем права в данно!» случае носит идеологический характер (они влияют на меж-дународное право своими правовыми идеями, конструкция ми, терминологией и т. д.), отражает интересы государств 1 борьбу за проведение в международное право идей, заложен ных в праве внутригосударственном,
С другой стороны, международное право, его институты юридические конструкции, терминология, те или иныеспо
собы решения правовых проблем заключены в международно-правовых актах (декларациях, пактах, конвенциях, договорах) и начинают оказывать обратное воздействие на национальные системы как по линии внутригосударственного пра-вотворчества, так и в реализации норм международного права, в том числе их применения в рамках национального правопорядка. Это естественно, ибо государство — участник международных пактов, конвенций, договоров, подписав и ратифицировав последние, тем самым берет на себя обязательство реализовать их путем соответствующей деятельности своих органов и граждан. В одних случаях для этого необходимо внесение изменений в законодательство, в других — учет международно-правовых актов в ходе правоприменения, в третьих требуется целая система организационно-правовых мер. 6 июля 1978 г. был принят Закон о порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров СССР, разд. III которого предусматривает указанные способы реализации договоров госорганами.
Наука международного права, рассматривая проблему соотношения национального и международного права, обычно оперирует такими терминами, как «имплементация», «инкорпорация», «трансформация». Следует отметить, что разными авторами зачастую вкладывается в эти термины различный смысл, порой некоторые из них употребляются как синонимы. Не вдаваясь в полемику по этому вопросу, отметим, что по своему значению, связанному с происхождением указанных терминов, они различны и обозначают разнообразные технико-юридические способы, отражающие влияние международного права на национальное, рецепцию (восприятие), учет международного права национальным.
Инкорпорация (тсогрогаНо) означает включение в свой состав, присоединение. Очевидно, что применительно к данной проблеме под инкорпорацией можно понимать включение в состав национального права каких-то норм международного права или их совокупности без существенных изменений.
Трансформация (1гап5Гогтацо) означает преобразование, превращение и предполагает определенное преобразование норм международного права путем их развития, конкретизации и приспособления к национальной системе права и включение в состав последней.
Имплементация Отр1етеп1) — исполнение, осуществли-ние, наполнение. Это термин более широкого значения, включающий в себя помимо трансформации случаи отсылок в коллизионных нормах национального права к международному. Отсылки бывают частными, к конкретным международно-правовым актам, и общими. Последние в нашем пращ обычно формулируются .в таком виде: «...если международным договором установлены иные правила (чем те, которые содержатся в настоящем законе), применяются правила международного договора». Отсылки подобного рода содержатся в конкретных законах и в Конституции РФ. В этом случае имеет место единовременное, совместное применение норм' международного и внутригосударственного права. Правопри-менительдает юридическую квалификацию фактов на основе международных правовых норм, к которым отсылает коллизионная норма внутригосударственного права; в основу решения кладутся и те и другие нормы. Аналогичная структура складывается при применении норм иностранного права.