Основные направления и формы государственного управления в сфере экономики

Регулир-е экономики гос-м представляет собой. систему действий государства по отношению к деятельности хоз субъектов и самой рыночной системе в целях обеспечения норм условий для функц-я рын механизма и решения соц проблем.

Основополагающие группы выполняемых гос-м экономических функций:

• поддержка функционирования рыночной системы и создание конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство;

• перераспределение дохода и богатства, стабилизации экономики посредством контроля над уровнем занятости и инфляции;

• ограничение действия некоторых элементов рыночного механизма (в сфере распределения бюджетных ресурсов на поддержание и охрану общ порядка, нац оборону, транспортную систему). Гос и регион органы обеспечивают функцион-е систем образ, здравоохр, эколог контроля с учетом рыночных и общ интересов;

• сохранение национальных конкурентных преимуществ в мир экономике (развитие способности нац фирм конкурировать в новых и традиционно сложившихся отраслях на мир рынке).

Методы гос. управления эконом.сферой - их сущность сост. в том, чтобы путем косвенного воздействия на экономические интересы управляемых объектов с помощью эконом. рычагов создавать мех-м их ориентации на наиболее эффективную деятельность по возможности без непосредственного вмешательства адм. органов, но в установленных ими рамках.

К инструментам эконом.воздействия на эконом. сферу относятся:

- налоговая система;

- кредитно-финансовая система;

- бюджетная система.

Административные методы гос. управления эконом.сферой - являются конкретизацией правовых методов в условиях функционирования структур исполнительной власти, ответственных за осуществление экономической политики. Условно делятся на три группы:

а) организационно-стабилизирующие - это правила, регулирующие деятельность ИОГВ, проводящих экономическую политику, и их взаимоотношения с хозяйствующими субъектами (постановления, положения и т.п.).

б) распорядительные - обуславливают динамику управления и применяются для согласования и координации деятельности субъектов эконом.взаимоотношений (приказы, распоряжения, инструкции и пр.).

в) дисциплинарные - заключаются в установлении конкретных форм ответственности и их практической реализации, предназначены для поддержания стабильности в эк. сфере.

Правовые методы гос. регулирования эконом.сферой - это специфические функции, выполняемые правовыми нормами по регулированию отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами в процессе их деятельности, и созданию юридических гарантий нормального функционирования каждого субъекта экономических отношений и всего хозяйственного механизма в целом.

В качестве инструмента правовых методов регулирования эконом.сферы государство использует законодательство: гражданское, хозяйственное, финансовое, трудовое, уголовное и пр. Нормативные акты, используемые для регулирования данной сферы во многом универсальны и применимы ко множеству сходных ситуаций, но по особо важным специфическим ситуациям издаются особые правовые акты, изданием которых занимаются Федер. Собрание, Президент, Правительство и т.д.

Органами управления экономикой являются:

Государственное регулирование реализуется через:

1. Парламент РФ – определяет общую стратегию экономического развития страны, утверждает бюджет и заслушивает отчет Правительства о его выполнении.

2. Президент РФ – решает организационные вопросы по образованию или реорганизации министерств и ведомств, издает указы и распоряжения, заслушивает доклады министров.

3. Правительство РФ – утверждает положения министерств и ведомств, осуществляет общее руководство различными сферами экономики в пределах ведения федерации....

4. Министерства и ведомства осуществляют оперативное руководство в соответствующих отраслях экономики согласно функциональным направлениям деятельности или осуществляют межотраслевое регулирование.

5. Органы субъектов федерации (законодательные, главы администрации, правительства) министерства, департаменты осуществляют приблизительно такое же руководство и решают приблизительно те же задачи, что и федеральные структуры.

6. Органы местного самоуправления участвуют в государственном управлении только в пределах делегированных полномочий или в отношении государственных объектов переданных в оперативное управление.

Для обеспечения успешного комплексного развития экономики необходимо выполнение общеэкономических функций, определяя экономический курс, программы, решая основные вопросы собственности, бюджета, налогов и безусловно вопросы совершенствования организации управления.

30. Социальная политика государства: понятие, содержание, формы реализации.

Социальная политика — система мероприятий, проводимых правительством через органы власти и управления, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций:

- регулирование социально-экономических условий жизни общества.

- создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве.

- выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;

- оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;

- интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;

- прогностическая;

- социальная защита населения;

- управление социальными процессами и др.

Главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

- гуманизм, социальная справедливость;

- системность, непрерывность, преемственность;

- сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);

- открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики – наличие «обратной связи» органов управления с массами);

- демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);

- действенный контроль общества над реализацией социальной политики;

- адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Направления соц политики гос-ва:

1. созд-е повыш- уровня жизни;

2. сдерживание роста цен и тарифов на соц услуги;

3. упорядоч труд отношений наемных работников и работодателей;

4. сокращ безработицы и стабилизация занятости;

5. социальная защита наиболее уязвимых категорий.

Гос управление в соц. сфере реализуется так же по отраслям:

Соц. обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов; Здравоохранение; Культура…

Распределяется в соответствии с конституцией и ФЗ. «Об основах социального обслуживания населения в РФ» № 195, ФЗ «О государственной социальной помощи» № 178, ФЗ "О социальной защите инвалидов № 181 и др.

Для реализации существуют специальные органы. Ф, Р, М.

Так, федеральные органы власти принимают законодательные и нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики в РФ; устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры; разрабатывают целевые социальные программы; формируют внебюджетные государственные фонды. Региональные органы власти разрабатывают и реализуют региональные законы и социальные программы, разрабатывают направления адресной социальной помощи и планируют развитие инфраструктуры, определяют жилищную политику, политику в области образования, здравоохранения и т. д. Мун. уровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей, определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, в привязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местного самоуправления, как наиболее приближенных к населению, является непосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающих условия жизни человека и его воспроизводство.

Наши рекомендации