Влияние уровня угроз и факторов неопределенности на развитие военно-политической и военно-стратегической обстановки в мире
Военная опасность - состояние, характеризующееся существованием потенциальной возможности применения военной силы против государства для достижения политических и иных целей каким-либо субъектом военно-политических отношений. Отличие военной угрозы состоит в том, что она указывает не на потенциальную возможность, а на реально обозначившееся намерение одной из сторон применить военную силу. Военная угроза представляет собой более высокую степень напряженности, которая характеризуется открытым противостоянием сторон, их намерениями разрешить существующие противоречия военно-силовыми методами.
Военная опасность не обязательно связана с началом военных приготовлений противоположной стороны. Ее источники, как правило, скрыты от поверхностного взгляда людей. Ими могут быть самые различные явления и процессы общественной жизни:
-пересечение политических интересов людей, социальных групп, классов, государств или коалиций стран;
-противоречия на экономической, социальной, этнической или религиозной почве;
-производство и накопление ядерных или обычных вооружений;
-наличие и развертывание массовых армий;
-угроза экологических катастроф в результате неосторожного обращения или преднамеренного использования боевых средств и многое другое.
Поскольку военная опасность предполагает возможность применения военной силы для решения возникающих противоречий и этим она отличается от других видов опасности государству, стране, главным ее признаком является наличие связи рассматриваемого явления с военно-силовыми методами разрешения возникающих противоречий.
Характерными признаками военной опасности для страны можно считать:
-наличие острых противоречий, разрешение которых возможно лишь с применением военной силы;
-наличие у одной из сторон достаточного количества военных сил и средств для разрешения противоречия в свою пользу или способность государства создать такие силы в перспективе;
-наличие у лидеров или правительств политической воли или решимости пойти на применение силы, способности использовать вооруженные силы для разрешения возможного конфликта;
-наличие надежных союзников среди государств, их коалиций или иных субъектов военно-политических отношений;
-благоприятные геополитические условия и реальная (либо прогнозируемая) военно-политическая обстановка для осуществления военных акций и т.д.
Источники военной угрозы проявляются, как правило, в области военно-политических отношений. Их признаки обнаруживаются в конкретных военно-дипломатических и военно-экономических акциях сторон, в действиях войск (сил), активизации информационно-психологического противоборства и диверсионно-разведывательной деятельности государств.
Сложившаяся новая геополитическая ситуация, связанные с ней сложные, а порой и трудно прогнозируемые коллизии, возникающие в военно-политической и стратегической обстановке, потребовали от руководства практически всех ведущих государств пересмотра военных доктрин, стратегических концепций, принципиальных взглядов на военное строительство и применение вооруженных сил.
Россия не стала исключением. Перенос основных акцентов в международных отношениях из области политики и идеологии в сферу экономических интересов позволил Российской Федерации перейти к налаживанию взаимодействия с Западом на основе формирования если не общих, то достаточно близких стратегических интересов, которые проявились в ходе контртеррористической операции в Афганистане, создания нового формата отношений с США и НАТО.
Взаимная ответственность и растущая зависимость от глобальных финансово-торговых связей будет объективно и все больше сдерживать конфликты между великими державами - Соединенными Штатами, Европой, Китаем, Индией, Японией и Россией. В то же время обстановка в мире остается весьма сложной и динамичной, и имеет тенденцию к усилению глобальной, том числе, военно-политической нестабильности. Сегодня, в развитии внешней военно-политической сферы России, вес более отчетливо проявляются новые негативные тенденции.
Несмотря на адаптацию российской внешней и военной политики к современным глобальным политическим реалиям, несмотря на качественно новый уровень политических отношений с Соединенными Штатами Америки и другими развитыми западными государствами, рост процесса глобализации в международных отношениях и сопряженные с ними геоэкономические интересы государств выдвигают на первый план учет фактора неопределенности. -
Этот фактор объективно расширяет сферу приложения военной силы и сохраняет ее высокую востребованность как эффективного средства парирования новых вызовов и угроз, таких, как борьба с международным терроризмом, торговлей наркотиками, организованной преступностью, пиратством и так далее.
Более того, очевидный прогресс в области современного вооружения (увеличение радиуса действия новых ракет, авиационных и морских систем доставки зарядов, возросшая разрушительная сила конвенциональных боеприпасов и внезапность их применения) обеспечивает неуязвимость тем, кто владеет современным оружием, и создает условия, провоцирующие упреждающее применение военной силы.
Для наиболее развитых государств мира характерна тенденция ускоренною развития своей военной организации, с тем, чтобы обладать возможностями по ведению войны с любым противником, обладающим высокотехнологичным оружием. В них осуществляется разработка, накопление и практическое апробирование научно-технических достижений в военной области. Результатом таких действий станет колоссальный качественный скачок в развитии вооружений, в формах и способах вооруженной борьбы, способный привести уже в 2020-2025 годах к новой революции в военном деле. Становится реальностью осуществление международных операций по применению вооруженных сил вне традиционных военно-политических организаций, в рамках коалиций, сформированных на временной основе, вне всякого права, и проводимых под предлогом "гуманитарных операций".
Невозможность обеспечения своей национальной безопасности в рамках существующего международного права вызывает стремление многих государств к обладанию оружием массового поражения в любых его формах и приобретения его любым путем, а так же использование методов ведения террористических войн на территориях их противников.
В целом, спектр глобальных военно-политических угроз включает:
-военно-политические конфликты, вызванные геоэкономическими и информационными войнами за ресурсы развития;
-военно-политические конфликты вызванные "новым национализмом", все более принимающие этно-религиозный, расовый и цивилизационный характер;
-неконтролируемое расползание оружия массового поражения;
-конфликты, вызванные социально-экономическими причинами и катастрофической региональной демографией;
-международный терроризм;
-выход из рамок существующего мирового права и самовольное присвоение себе права самостоятельно применять военную силу собственным решением, игнорируя и прямо нарушая Устав ООН, государствами и группами государств, считающими себя выше принятых мировым сообществом норм поведения в этой сфере;
-конфликты, вызванные территориально-пограничными спорами;
-международное пиратство на морях;
-деятельность преступных международных сообществ но торговле наркотиками, людьми, человеческими органами, оружием и так далее.
В этих условиях фактор военной силы был, и будет оставаться неотъемлемым элементом международных отношений, а иногда важнейшим или даже определяющим их фактором. Несмотря на это, оценка развития военно-политической и военно-стратегической ситуации в мире дает основание считать, что ни одна из существующих ныне конфликтных ситуаций в различных районах мира пока не создает прямой угрозы военной безопасности Российской Федерации.
Одержать вооруженным путем победу над Россией и по-прежнему невозможно.
Тем не менее, Россия должна поддерживать имеющийся потенциал стратегического сдерживания на уровне "способности нанесения гарантированного заданного ущерба" потенциальному агрессору, не формируя при этом ощущения непосредственной военной угрозы, в первую очередь у своих соседей.
В современных условиях, национальная оборона страны, стратегическая направленность ее развития и военная политика России должны обеспечить предотвращение вооруженных столкновений с другими государствами. Эта задача достижима через:
- формирования дееспособных систем региональной безопасности;
-формируемые через договорные процессы и обоюдные более низкие уровни вооруженности;
-установление партнерских и союзнических отношений между государствами и их вооруженными силами;
- распределение и взаимное ограничениеответственности и военной активности;
-выполнение совместных научных, миротворческих, учебных, патрульных и других задач.