Трудовая теория стоимости.
Товар и его свойства.
Всякий продукт натурального производства имеет единственное свойство – полезность,т.е. способность удовлетворять какие-то потребности людей.
Субъективно оцениваемая полезность во многом зависит от редкости самих благ и объема их потребления. Известно, что по мере насыщения потребностей (в отношении ограниченного круга предметов первой необходимости, таких, например, как вода, хлеб) человек может чувствовать убывающую полезность каждой дополнительной порции товара. Одно дело, скажем, первый глоток газированной воды в жаркий день и иное – пятый и десятый. Правда, такой тенденции не наблюдается, когда человек приобретает товары длительного пользования с улучшенными характеристиками, например, компьютер нового поколения взамен морально устаревшего.
Теперь рассмотрим свойства товара. Как и натуральный продукт, товар обладает полезностью (в английской политической экономии это свойство назвали “потребительная стоимость”).
Потребительная стоимость– свойство товара, выражающееся в полезности, способности удовлетворять какую-либо человеческую потребность.
Вряд ли стоит доказывать, что если товар не обладает полезностью, то он никому не нужен. Однако если всякий товар – полезная вещь, то можно ли считать, что в развитом товарном хозяйстве любая полезная вещь – товар? Ответ мы получим, если определим условия, при которых полезная вещь становится товаром. Этих условий три.
Первое. Товаром признается продукт, на который затрачен человеческий труд. Даровые продукты природы – вода, дикорастущие плоды и т.п. – товарами не являются.
Второе. Товарами являются полезные вещи, созданные для других людей, а не для собственного потребления, или, другими словами, общественные полезности.
Третье. Товарами являются общественные полезности, передаваемые на рынке потребителям не безвозмездно, а путем эквивалентного(равноценного) обмена на другую вещь.
Значит, товар– продукт труда, произведенный для продажи.
Из данного определения видно, что товар при обмене на равноценный продукт получает на рынке меновую стоимость.
Меновая стоимость– способность товара обмениваться на другие товары в определенных пропорциях (соотношениях).
Такие обменные операции можно представить в алгебраическом виде:
хА = уВ = zC,
где А, В, С – полезные вещи;
х, у, z – количественные пропорции обмена.
Очевидно, что в обмен вступают неодинаковые количества совершенно разнородных вещей. Что же в таком случае является равным в меновой пропорции? Общим содержанием менового равенства является одинаковая по величине стоимость,воплощенная во всех товарах.
Таким образом, товар имеет два свойства:полезность и стоимость.
Экономисты-теоретики создали две прямо противоположные концепции стоимости.
Трудовая теория стоимости.
Исторически первую трактовку стоимости дали английские классики политэкономииА. Смит, Д. Рикардо и др. Наиболее глубоко изучил этот вопрос К. Маркс в 1 томе «Капитала».
Существо трудовой теории стоимости можно изложить в следующих основных положениях.
Первое положение. Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость, поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенный меновой пропорции.
Второе положение.Стоимость всех товаров создается общественным трудомтоваропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не для себя, а создает полезную вещь для других. Значит стоимость - воплощенный в товарах общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда.
Третье положение. Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой (не требующий какой-либо подготовки) и сложный(квалифицированный) труд, на который предварительно затрачивается время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания. Поэтому один час сложного труда приравнивается к нескольким часам простого труда.
К. Маркс писал, что «сравнительно сложный труд означает только возведенный в степень или, скорее, помноженный простой труд. Товар может быть продуктом самого сложного труда, но его стоимость делает его равным продукту простого труда».1
Четвертое положение. Труд имеет внутреннее мерило - рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству (допустим, простой труд), то он измеряется протяженностью во времени.
Пятое положение.В каждой отрасли товарного хозяйства работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства, отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых усилий. Поэтому товаропроизводители поставляют на рынок свои продукты одного и того же вида и качества, но имеющие разную по величине индивидуальную стоимость.
Но на рынке одинаковые товары не могут продаваться по индивидуальной стоимости каждого производителя. Ведь в таком случае больше других выгадал бы тот человек, который затратил на свой продукт больше всего рабочего времени (это мог быть самый ленивый и неумелый). Поэтому на изделия одного вида и качества устанавливается общественная(рыночная) стоимость.
Основной закон товарного хозяйства – закон стоимостивыражает объективную необходимость, чтобы стоимость товаров определялась общественно необходимым рабочим временем. Это то рабочее время, которое затрачивается на изготовление продуктов при следующих условиях: а) общественно-нормальном (господствующем) состоянии производства; б) средней квалификации работников и в)средней интенсивности труда. Практически данное время затрачивается на создание большинства товаров.
Подведем итог. Трудовая теория стоимости характеризует экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле:
Стоимость товара зависит прямо пропорционально от количества труда и сложности труда, обратно пропорционально - от производительности труда. Здесь представлен взгляд на товарно-рыночные отношения лишь спозициитоваропроизводителя и продавцаполезной вещи.
А. Смит развивал теорию стоимости с двойственных позиций. Подчеркивая важную роль труда в установлении “действительной цены” товара, он в то же время отмечал, что стоимость определяется как сумма доходов (заработной платы, прибыли и ренты), поскольку в каждом развитом обществе все эти три составные части в большей или меньшей мере входят в цену громадного большинства товаров. В этом своем высказывании он более склонен не к трудовой теории, а к теории издержек.
Другой классик политэкономии - французский экономист Жан Батист Сэй (1767-1832 гг.), строивший свое учение на трудах Смита, разработал теорию трех главных факторов производства, в которой показал взаимосвязь и взаимообусловленность труда, капитала и земли как основных факторов общественного производства и создания стоимости общественного продукта. Фактор производства “труд” порождает заработную плату как доход рабочих, фактор “капитал” порождает прибыль как доход капиталистов, а фактор производства “земля” – ренту как доход землепользователя.
Таким образом, трудовая (затратная) теория стоимости сводила стоимость к издержкам, затратам труда. В настоящее время мы находим продолжение этого подхода в оценке цены товара через расчет затрат на производство продукта и включение в нее определенной прибыли. Исходной базой для этого служит концепция себестоимости. Себестоимость– это денежное выражение стоимости затрат на производство и реализацию произведенной предприятием продукции.