Понятие и виды правонарушений
Правонарушение - это общественно опасное или общественно вредное, виновное, противоправное деяние, влекущее правовую ответственность. Виды правонарушений:
1. По степени общественной опасности:
а) общественно опасные - преступления, закрепленные в уголовном кодексе (убийство, кража, террористический акт);
б) общественно вредные - проступки:
- административный проступок, нарушающий порядок управления (нарушение правил дорожного движения);
- гражданско-правовой проступок (деликт), нарушающий имущественные отношения и тесно связанные с ними неимущественные (причинение ущерба нарушением договора);
- дисциплинарный проступок, нарушающий правила внутреннего трудового распорядка работником или служащим (прогул);
- материальный проступок, причиняющий материальный ущерб работником или работодателем друг другу (несвоевременная выплата заработной платы);
- процессуальный проступок, нарушающий порядок реализации норм материального права (нарушение порядке рассмотрения жалобы или заявления).
2. По формам вины:
- умышленные правонарушения - совершаются лицом, которое осознает неправомерный характер своего деяния, предвидит возможность наступления неблагоприятных последствий, желает их наступления (прямой умысел) или относится к ним безразлично (косвенный умысел). Только с умыслом совершается кража, может совершаться убийство.
- неосторожные правонарушения - совершаются лицом, которое осознает неправомерный характер своего деяния, но легкомысленно рассчитывает на ненаступление (предотвращение) негативных последствий и не желает их наступления (легкомыслие); либо не осознает неправомерного характера своего деяния, хотя может и должен осознавать (небрежность). В форме легкомыслия и неосторожности совершаются, например, дорожно-транспортные происшествия.
Таким образом, правонарушения делятся преступления и проступки, совершенные умышленно или по неосторожности.
46. Состав правонарушений: понятие и значение
Состав правонарушения - это совокупность субъективных и объективных признаков правонарушения.
Элементы состава правонарушения:
1. Субъект правонарушения - это деликтоспособное вменяемое физическое лицо, достигшее определенного возраста, деликтоспособное юридическое лицо, государственный орган и должностное лицо. При совершении некоторых видов правонарушений должен быть специальный субъект - дезертирство может совершить только военнослужащий.
2. Объект правонарушения - общественные отношения, охраняемые правом и нарушенные или поставленные под угрозу правонарушением. Различают общий объект (любые общественные отношения, охраняемые правом), родовой объект (группа сходных общественных отношений, поставленных под угрозу правонарушением - отношения собственности при краже) и непосредственный объект (конкретное общественное отношение, которое нарушено - отношение собственности гражданина Иванова на угнанный автомобиль марки «Шевроле»). Предмет правонарушения - это вещь материального мира, на которую направлено посягательство (украденная вещь).
3. Объективная сторона - проявление правонарушения вовне: противоправное деяние в форме действия или бездействия (производство выстрела), общественно вредные последствия деяния (огнестрельное ранение, повлекшее смерть человека), причинно-следственная связь между деянием и последствиями (смерть наступила именно в результате огнестрельного ранения).
Факультативные элементы: время, место, способ, обстановка совершения правонарушения.
4. Субъективная сторона - психическое отношение лица к совершенному правонарушению: вина, которая может быть в форме умысла (прямого или косвенного) или неосторожности (легкомыслие или небрежность).
Факультативные элементы: цель (получение наследства, устранение конкурента) и мотивы (кровной мести, ревности) совершения правонарушения.
Состав правонарушения является основанием юридической ответственности.
47. Юридическая ответственность: понятие, цели, принципы и виды
Юридическая ответственность (ретроспективная) - это возлагаемая в установленных законом процессуальных формах обязанность виновного лица претерпевать определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное правонарушение.
Юридическая ответственность (позитивная) - требование к будущей сознательной правомерной деятельности.
Признаки юридической ответственности:
- предполагает государственное принуждение, налагается от имени государства;
- мера и объем государственного принуждения четко предусмотрены санкцией нормы права, поэтому принуждение является легализованным;
- ответственность следует за правонарушением и обращена на правонарушителя;
- влечет за собой негативные последствия для правонарушителя: ущемление прав я возложение дополнительных обязанностей;
- возлагается компетентными правоприменительными государственными органами по установленной законом процедуре.
Основания юридической ответственности:
Норма права —» состав правонарушения —»отсутствие оснований для освобождения от юридической ответственности —» правоприменительный акт —» государственное принуждение.
Цели юридической ответственности: защита правопорядка, восстановление социальной Справедливости, предупреждение совершения новых правонарушений (частная и публичная превенция).
Виды юридической ответственности.
1. По отраслям права:
- уголовная (осуждение по приговору суда физического лица и отбывание наказания за преступление),
- административная (наказание физического или юридического лица по акту административных органон за административный проступок),
- гражданско-правовая (возмещение ущерба физическим, юридическим лицом или государством за деликт
- дисциплинарная (наказание работника или служащего за дисциплинарный проступок работодателем),
- материальная (возмещение материального ущерба, причиненного работником работодателю или наоборот):
2. По порядку возложения: налагаемая в судебном порядке (за преступление, за деликт) и налагаемая в административном порядке (за проступок).
Принципы юридической ответственности: законность; целесообразность, справедливость, неотвратимость, гуманизм, своевременность, вины, ответственность за деяние.
Таким образом, юридическая ответственность имеет отличительные признаки, цели и виды.
48. Законность и правопорядок: понятие, принципы, соотношение, гарантии
Законность может пониматься в различных значениях:
■ это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов;
■ это принцип деятельности государственных органов;
■ это метол государственного руководства обществом,
■ это режим общественной жизни, основанные на всеобщем соблюдении правовых предписаний.
Принципы законности:
- единство: единообразное понимание, толкование и применение нормативно-правовых актов;
- верховенство закона над подзаконными актами;
- гарантированность прав и свобод личности: обязанность государства их защищать;
- всеобщность и непререкаемость: не должно быть государственных органов или иных субъектов права, находящихся вне закона;
- неотвратимость наказания за нарушение законности;
- недопустимость противопоставления законности и целесообразности:
Гарантии законности - это объективные и субъективные условия и специальные юридические средства и способы обеспечения законности. К ним относятся:
- общие условия: политические (методы осуществления государственной власти, уровень демократии), экономические (уровень экономического развития обшества, уровень жизни населения), правовые (степень нормативного урегулирования общественных отношений, непротиворечивость законодательства) и духовные или идеологические (уровень обшей и правовой культуры населения);
- специальные юридические средства: средства предупреждения, выявления, пресечения правонарушений, средства защиты, юридическая ответственность, организационные средства.
Правопорядок - это основанная на праве и законности организация общественной жизни, которая отражает качественное состояние общественных отношений на определенном этапе общественного развития.
Принципы правопорядка:
- определенность: правопорядок должен быть основан на формально-определенных правовых предписаниях;
- системность: единство и взаимосвязь системы права и законодательства,
- организованность: его реализуют специально созданные правоохранительные органы;
- гарантированность государством;
-устойчивость: его дестабилизация пресекается, нормы действуют длительное время;
- единство: государственная воля и законность едины на всей территории государства. Государство является главным элементом и необходимым условием правопорядка.
Таким образом, правопорядок является результатом реализации принципа и режима законности на территории всего государства.
49.Понятие и элементы механизма правового регулирования
Механизм правового регулирования - это взятая в единстве система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Элементы правового регулирования:
1. Норма права - это общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на урегулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
2. Юридический факт — конкретные жизненные обстоятельства, порождающие, изменяющие или прекращающие правовые отношения.
3. Правоприменительный акт - это официальный документ компетентного государственного органа или должностного лица, изданный на основе норм права и содержащий индивидуальное государственно-властное предписание по конкретному делу.
4. Правовое отношение - связь субъектов права, основанная на норме права.
5. Акты реализации прав и обязанностей - это воплощение норм права в правомерное поведение субъектов правоотношений.
6. Законность - это точное, строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов; принцип деятельности государственных органов, метод государственного руководства обществом, режим общественной жизни, основанные на всеобщем соблюдении правовых предписаний
Методы правового регулирования:
1. Диспозитивный (метод равноправия сторон и выбора варианта поведения).
2. Императивный (отношения власти-подчинения, заданное поведение). Типы правового регулирования:
1. Общедозволительный - «разрешено все, что не запрещено», применяется в частном праве.
2. Разрешительный — «запрещено все, что прямо не разрешено законом», применяется в публичном праве.
Способы правового регулирования:
1. Основные:
- дозволение - предоставление субъектам прав на совершение определенных действий;
- обязывание - возложение обязанности совершать определенные действия;
- запрет - возложение обязанности воздерживаться от запрещенных действий;
2. Дополнительные:
- поощрение - награждение субъекта за надлежащую реализацию норм права;
- рекомендация - предложение избрать наиболее целесообразный вариант правомерного поведения.
Стадии правового регулирования:
1. Нормативная регламентация общественных отношений: создание общей нормы права и закрепление ее в нормативно-правовом акте.
2. Индивидуальная регламентация правовых отношений (возникновение правоотношений на основе нормы права): начинается с юридического факта, который порождает правоотношение. Заканчивается принятием правоприменительного акта, который предписывает персонифицированные права и обязанности или возлагает ответственность на стороны возникшего правоотношения.
3. Реализация норм права: непосредственное использование субъективных прав и исполнение юридических обязанностей.
Таким образом, механизм правового регулирования имеет свои элементы, стадии, методы и типы.
50. Основные правовые системы современности, их общая характеристика
Правовая система (правовая семья) - это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны.
Элементы правовой системы:
- система права - внутреннее строение права, деление его на отрасли, на частное и публичное;
- система законодательства - комплекс нормативно-правовых актов высшей юридической силы, отражающих систему права;
- правовые института и учреждения;
- правовые понятия, принципы, символика;
- правовая политика, идеология, культура;
- юридическая практика.
Основные правовые системы (семьи):
1. Романо-германская правовая система (Россия, ФРГ, Франция, Япония, Латинская Америка): - исторически сложилась в результате рецепции (заимствования и приспособления) римского права; основным источником является нормативно правовой акт; система права четко делится на отрасли, выделяется частное и публичное право.
2. Англо-американская правовая система (Англия, США, Канада, Австралия): -исторически сложилась в Англии в результате формирования общего права, дополненная правом справедливости и толкованием статутов; основной источник - норма, сформулированная судьями и выраженная в судебных прецедентах; отрасли права почти не выражены, нет деления на частное и публичное право, хотя приоритет остается за частным правом. «Зачем такое публичное право, в котором нет частного интереса?» - вопрошают англосаксонские юристы
3. Мусульманское право (Иран, Ирак, Пакистан): исторически сложилась на основе мусульманской религии - ислама; основными источниками являются религиозные тексты - Коран, Сунна, иджма, кияс; в системе права выделяются уголовное, семейное и судебное право (шариат), деление на публичное и частное право отсутствует, хотя в праве преобладают коллективные
(публичные) качала.
4. Обычное право стран Африки: сложилось в результате санкционирования правовых обычаев, которые являются основным источником права; характеризуется дуализмом (двойственностью): обычное право действует параллельно с заимствованным правом бывших колонизаторов, имеет тенденцию к слиянию, отрасли не выделяются. Не имеет четко выраженной внутренней структуры, выражает коллективные интересы.
В современную эпоху глобализации общественных отношений все большее значение приобретает система международного права, которая устраняет и сглаживает различия между национальными правовыми системами различных государств и правовых систем.