Глобализация и ее воздействие на МО

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.Активный процесс, начавшийся после Второй мировой войны и ускоривший темпы после окончания Холодной войны. Бывает экономическая, политическая, технологическая и идеологическая.Предпосылки:• Научно-технический прогресс,• Увеличение торговли между странами ,• Появление ТНК, транснационализация экономик, • Появление глобальных угроз и проблем– терроризм, изменение климата. Глобализация после окончания холодной войны в условиях глобального превосходства и лидерства США, распространения либерализма и идей открытой рыночной экономики. Процессы глобализации свидетельствуют об обретении системы МО новых качеств - глобальности, универсальности интересов. Глобализация привносит в МО целый ряд важных черт: - целостность мира -Увеличивается способность всего мира эффективно реагировать на проблемы общего характера.- взаимосависимость, возрастающая в результате глобализации способна служить базисом для преодоления расхождений между странами.Но есть негативные явления - унификация и обезличенность и утрата индивидуальных особенностей, размывание самоидентичности. Однако сегодня роль в системе МО - наличие глобальных проблем. Среди наиболее важных направлений глобальной позитивной повестки дня являются следующие: - преодоление бедности, борьба с голодом, содействие социально-эк развитию наиболее отсталых стран; поддержание экологического и климатического баланса. вопросы здравоохранения; борьба с терроризмом, международной преступностью. Межправительственные организации и иные форматы многостороннего взаимодействия государств, а также и негосударственные организации на сегодняшний день формируют структуру глобального управления. ООН остается организацией уникальной и незаменимой по своей роли. Полит ее роль заключается в том, что она придает легитимность акциям международного сообщества, является источником мп, объединяет практически все гос-ва мира. Функциональная роль ООН состоит в том, что ее деятельность ведется в десятках различных направлений, многие из которых рассматриваются только в рамках институтов ООН. К ним можно отнести СовБез, Большая восьмерка (G8) G20 итд..Помимо этого, существует ряд монофункциональных наднациональных институтов:– Международный суд – главный судебный орган ООН, Международный уголовный суд в Гааге, Международный трибунал по бывшей Югославии в Гааге, Международный трибунал по Руанде в Аруше. Также меж орг которые по своим функциям приближаются к наднац и компетенция которых может быть расширена в целях повышения их эффективности, например:– Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Всемирная торговая организация (ВТО), Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк (ВБ), Международная организация труда (МОТ), Интерпол

3. Представление об основных тенденциях мирового развития по Фукуяме и Хантингтону. Сторонники и критики этих взглядов.Общее у них: новый миропорядок, отказ от идеологической борьбы, превосходство Запада

Фукуяма: амер- философ-Конец истории?(1989)У Фукуямы идеология главенствует над материальным, поэтому победу либерализма он считает концом истории.1)Либерализм – главенство закона, представительная демократия, рыночная экономика становятся универсальными. Все страны (Росси и Китая) постепенно начинают двигаться в этом направлении. Вслед за экономикой и идеологии тоже подчинятся Западу-основы отношений м\у странами- эко-пол отношения.

2)Прекращение глобального идеологического противостояния, невозможность возникновения глобального конфликта, так как демократии друг с другом не воюют. Однако не отрицал войн с недемократиями.3)Угроза безопасности теперь: этно-религиозные конфликты третьего мира, национально-освободительные войны, терроризм. Критика:

Утопичный характер взглядов, идеализирует идеологическую борьбу Не уделяет достаточного внимания Азии (за исключением Китая), Латинской Америке, Африке. Не рассматривает социально-эк реалии и их влияние на развитие того же Запада, что в конечном итоге и позволило ему укрепиться и быстро развиваться Хантингтон: Столкновение цивилизаций?(1993) Выделяет 8 цивилизаций: западная, конфуцианская, японская, исламская, индуистская, православно-славянская, латиноамериканская, африканская.Цивилизация – самый широкий уровень культурной идентичности людей. Сплочение братских стран на основе культурной или религиозной идентичности.-Конфликты и войны будут происходить между цивилизациями. Фронт борьбы – линия цивилизационных расколов. Причинами будут религиозные и культурные различия, а не идеология-Кульминация Западной цивилизации (как и у Фукуямы).У остальных 3 пути развития: изоляция, вестернизация или модернизация. Главный противник Запада – исламско-конфуцианские страны (которые к тому же наращивают вооружения) Критика 1)является ли религия в некоторой степени идеологией? Тогда религиозные войны все равно можно считать идеологическими. Непонятно как соотносятся религия и идеология по отношению к культуре.

2)Считает, что экономические проблемы не будут причинами войн. Но народы в пределах региона (цивилизации) борются за ограниченные ресурсы – воду, еду. Африка – из-за нефти, Ближний Восток – вода, Южная Америка – лес, земля, вода.Похоже будут возникать маломасштабные региональные трения из-за ресурсов, нежели чем крупные войны из-за религиозных и культурных различий. (Аджами, проф школы МО универаджонаХопкинса США)3)Не существует Исламской цивилизации. Если бы она была, то существовал бы халифат. Однако Ливия, Саудовская Аравия, Иран (который вообще считает себя персидской страной) по Хантингтону объединены в одну цивилизацию.4)Если исходить из критериев выделения цив-ии (язык, исторрелиг, обычаи, институты, самоидентификация), почему выделяются латиноамериканская и православная цивилизация, а не включаются в состав западной. (Дж.Киркпатрик – бывшпостоян представитель США при ООН, проф. Джортаунскогоунивера).

4) Представление об основных тенденциях мирового развития по взглядам политических реалистов: Зб. Бжезинский, Г.Киссинджер.Работы Бжезинского и Киссинджера утверждают доминирующее положение США в после-холодно-военном мире. Суть отражают слова: 20 век оказался-таки «американским

веком», и новый, 21 век тоже будет, или, по крайней мере, может стать таковым. Оба сходятся на том, что 20 век прошел под знаком доминирования США в мировой политике и мировой истории; оба доказывают, что это доминирование имеет закономерный характер. Бзж. развивает идею «тектонического сдвига» в политической истории современного мира. Этот сдвиг выражается в переходе функции глобального лидерства от Евразии к Северной Америке. Эта идея получает развитие и в последней книге («Глобальное лидерство или глобальное господство») Б.: США не только держава номер один, но и фактически вершитель судеб мира. США «предначертано» быть катализатором движения либо к глобальному сообществу, либо к глобальному хаосу, на американцах лежит историческая ответственность за то, каким из этих двух путей пойдет человечество. Генри К. («Нужна ли Америке внешняя политика?»)выстраивает концепцию, суть которой в том, что новый календарный век – новый мировой лидер, меняющий характер МО: в каждом веке появлялась страна, наделенная силой придать всей мировой системе форму, соответствующую ее собственным ценностям (17 век – Франция с Ришелье; 18 век – Великобритания: баланс сил; 19 век – Германия с Бисмарком: Power politics). «В 20 веке ни одна другая страна не повлияла на МО столь решающим образом как США». По К., господство США и попытки навязать миру собственные правила носят закономерный характер и предопределены предшествующим ходом мирового исторического развития.Так будут ли ближайшие десятилетия продолжением «американского века»?

Позиция 1.Мощь США клонится к упадку (противники Б. и К.) Пол Кеннеди«Взлет и падение великих держав», Чарлз Капчан«Закат Америки: Уже скоро». Чомский«Гегемония против выживания. Америка в поисках глобального господства». Иммануэль Валлерстайн«Упадок американской силы. США в хаотично мире».

Позиция 2.Новому американскому веку быть! (Сторонники Б. и К.)Аргументы: Сегодня Америка сильна, как никогда и далеко превосходит другие великие державы , Динамика мирового развития такова, что появление полноценных конкурентов в обозримом будущем не предвидится. Мир нуждается в «просвещенном руководстве», в этой роли выступить могут только США. Идеи отражены в программном документе «Проект Нового Американского века. Заявление о принципах» (3.06.1997) – подписали П.Вулфовиц, С. Форбс, Ф. Фукуяма, Н.Подгорец, Д. Рамсфелд.

Позиция 3.В целом, есть все шансы сохранить позиции, но при условии

разумной внешнеполитической стратегии. Дж. Сорос, А. Гор., Дж. Най-младший

Говорят о превосходстве Америки, о необходимости сохранения и упрочения ее

лидирующих позиций в мире, что не только желательно, но и возможно.

5. Задачи внешней политики США в стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999: формулирование национальных интересов США. Характер угроз национальным интересам США. Инструменты реализации национальных интересов США.1996 - Стратегия национальной безопасности США путем вовлечения и расширения

1999 - Стратегия национальной безопасности США для нового столетия Хотя названия другие, их реальная цель обеспечить безопасность, процветание америки, распостранение демократии Национальные интересы:

1. Жизненно важные • затрагивают безопасность США – защита территории США, союзников, граждан США, экономического благополучия, важных элементов инфраструктуры • Средства: применение военной мощи решительно в одностороннем порядке (Буря в пустыне, агрессия Ирака против Кувейта 1994) 2. Важные • Под угрозой национальное благосостояние и характер мира • Применение военной силы, если цена и риски соизмеримы с интересами, в случае, если другие методы не сработали. Избирательно и ограниченное применение силы (Гаити – сдерживание потока беженцев, восстановление демократии; Босния – участие в операциях НАТО; защита окружающей среды) 3. гуманитарные

• исходя из ценностей, поддержка демократических режимов, соблюдения прав человека, что в свою очередь обеспечивает США статус лидера • использование силы, когда гражданские не могут отреагировать, необходима срочная помощь, военные ресурсы при минимальном риске (Руанда – ВС стабилизировали ситуацию и покинули страну)

Угрозы:1. угрозы для регионов или отдельных стран (неконтролируемые потоки иммигрантов, истощение природных ресурсов, распространение болезней)2. транснациональные угрозы (терроризм, наркотики, организованная преступность, климат)3. распространение опасных технологий (ОМП, химическое оружие и др.)4. действия иностранных разведок

5. несостоявшиеся государства (непризнанные государства, этнические конфликты) Инструменты: (всего это использование военной силы, что уже описано ранее)1. политика сдерживания 2. политика налаживания партнерств с другими странами, США – лидер коалиций

6. Задачи внешней политики США в стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999: основные цели США в глобальной сфере; их смысл и значение для Америки, связь внутренних и внешних факторов

1996 - Стратегия национальной безопасности США путем вовлечения и расширения 1999 - Стратегия национальной безопасности США для нового столетия Цели: 1. укрепление безопасности (ответы на угрозы, кризисные ситуации, возможность ведения 2х региональных войн) 2. экономическое процветание страны (устойчивое развитие) 3. содействие демократии, правам человека (в ЦВЕ, России, Украине, ННГ) Смысл: выполнение этих целей позволит США сохранить и укрепить свое положение лидера в мировом сообществе, защитить союзников, расширить влияние и интегрировать в свою систему новых членов. Эти цели отвечают идеям Америки о глобальном лидерстве, императиве вовлеченности и расширении демократии. Стирание грани между внутренней и внешней политикой. Глобализация привела к появлению транснациональных угроз. В силу вовлеченности США во всех сферах в международную деятельность, угрозы другим странам затрагивают безопасность и благополучие Штатов.В сфере безопасности: распространение ОМП, наркотрафик, преступность – угроза безопасности США, необходимо расширение деятельности НАТО – как для установления мира, так и для продвижения интересов США. В экономике: кризис в Азии в 1997/98 привел к сокращению экспорта США, отрицательно отразившись на экономических показателях определенных штатов, наоборот либерализация и открытие рынков стран стимулирует американский экспорт и экономическое развитие. 40% энергии США обеспечивает нефть, половина которой поступает за счет импорта. Стабильность, диверсификация поставок нефти, приемлемые цены на мировом рынке нефти – важные задачи внутренней и внешней политики. Необходима координация внутренних и внешних инструментов:• создание скоординированной программы оказания помощи иностранным государствам

• эффективный дипкорпус• поддержкание военных сил на уровне, необходимом для отражения агрессий • эффективная разведка

7. Задачи внешней политики США в стратегиях национальной безопасности 1996 и 1999: региональные приоритеты политики США: их специфика для каждого из регионов мира.

1996 - Стратегия национальной безопасности США путем вовлечения и расширения 1999 - Стратегия национальной безопасности США для нового столетия Европа, ЕвразияЦели: • Построение интегрированной, демократической, процветающей, мирной Европы (интеграция стран ЦВЕ и ЮВЕ, Балкан, СНГ, стран Балтии), • Сотрудничество для борьбы с глобальными вызовами (повышение роли ОБСЕ, обеспечение энергетической безопасности за счет включения в систему безопасности России, СНГ)Инструменты:• НАТО – опора присутствия США в Европе. Расширение НАТО – главный элемент стратегии США и их союзников в построении неразделенной мирной Европы (1997 – Польша, Венгрия, Чехия)• Партнерство ради мира – механизм сотрудничества, важная часть архитектуры европ безопасности, помогает новым демократическим странам интегрироваться АТРЦели: • Обеспечение безопасности в регионе (необходимо постоянное военное присутствие) •Увеличение американского экспорта в регион, Япония: оборонное сотрудничество – инструмент поддержания безопасности, не направлено против третьих стран, Корейский полуостров: мирное урегулирование, безъядерный и восстановленный полуостров, отражение северокорейской ядерной угрозы Китай: стратегический диалог, стабильность Тайваньского пролива, мирное урегулирование, сотрудничество в АСЕАН, АТЭС, в нераспространении ОМП, политика «одного Китая», хотя поддерживают плодотворные отношения и с Тайванем ЮВА: сохранение связей с АСЕАН, АРФ. А также двусторонние инициативы (с целью содействия демократизации и сдерживания таких проблем, как поток наркотиков (Бирма)). Западное полушариеЦели: • Укрепление интеграционных связей – НАФТА, ОАГ (Орг-ция Американских Гос-в), • Куба – недемократическое государство в регионе. Пристальное внимание.Ближний Восток, ЮЗА, ЮАЦели: • Обеспечение безопасности в регионе • Свободный вывоз нефти по приемлемым ценам, экономическое сотрудничество Защита от Ирака (принуждение к соблюдению резолюций СБ ООН – военное присутствие – сдерживание угрозы, экономические санкции, гуманитарная помощь гражданам, поддержка сил, выступающих за свержение С. Хусейна), Защита от Ирана (недопущение распространения ОМУ, борьба против поддержки Ираном терроризма), ЮА: вопрос урегулирования отношений между Индией и Пакистаном – обладателями ядерного оружия. АфрикаЦели: • пристальное внимание к богатым странам (Кения, ЮАР, Эфиопия). • конструктивное посредничество, помощь в урегулировании региональных конфликтов.•Укрепление организаций регионального характера в Африке.

Наши рекомендации