Законодательство Московской Руси: Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., Соборное Уложение 1649 г.

Судебник 1497 года.

Главным содержанием политики московских князей, начиная со второй половины XV в. были объединение русских земель, создание и укрепление основ единого государства. Политика государственной централизации определяла и тенденции развития русского права. Необходима была не только систематизация законодательства, речь шла о создании единого общерусского документа.

Судебник получил силу закона в 1497 г. с сентября (тогдашнего нового года) будучи утвержден ("уложен") великим князем с его детьми и боярами. Новый общий закон не имел названия, но обычно он именуется судебником, по аналогии с Судебником Ивана IV и по существу своего содержания. Первое упоминание о судебнике имеется в записках о Московии австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом императора Максимилиана I при дворе Василия III. Судебник дошел до нас в одном списке. В рукописи нет постатейной нумерации. Основанием деления текста на статьи может служить его внешнее оформление или содержание предписаний. Текст содержит разделы, выделенные с помощью киноварных заголовков. Но не все статьи имеют заглавие. Рассматривая источники Судебника исследователи также расходятся во мнениях. Владимирский-Буданов считает, что почти единственным источником являются уставные грамоты местного значения: "Московский рецептор либо сокращает узаконение…, либо заполняет текст…". Мейчик Д.М. – считая невероятным, чтобы Москва заимствовала что-либо из вольных городов, рассматривает Псковскую судную грамоту только как литературное пособие, справочный материал. Общность норм объясняет единством обычая. Однако большинство историков-исследователей едины во мнении, что составителями судебника были использованы не только такие источники русского права как Русская Правда, Псковская судебная грамота, уставные грамоты, но и разного рода льготные, пожалованные, охранительные, судные грамоты, а также указы и инструкции в области суда и управления, издававшиеся как московским, так и иными княжествами.

Судебнику известны три типа суда: суд великого князя и его детей, суд бояр и окольничих, суд наместников и волостелей . Решение первого носили окончательный характер как суда высшей инстанции. В Судебнике проводится последовательная регламентация пошлин за все виды судебной деятельности великокняжеских администраторов от боярина до недельщика: 10 процентов наместнику и тиунам, 6% боярину, 4% дьяку. В конце Судебника помещены случайные нормы материального права "О займах", "О иноземцах", "О изгородях" и т.д. Таким образом, первый общий закон далеко не охватывает всех правовых норм, а потому судебник отнюдь не исключает огромного применения в жизни обычного права.

Судебник 1550 года.

В 1550 г. был издан новый Судебник (краткий свод законов). Его характерной чертой является стремление улучшить отправление правосудия и поставить его под контроль п редставителей местного населения. Судебник подтверждает старый обычай, чтобы в суде назначаемых царем наместников и волостелей присутствовали старосты и «судные мужи» или «лучшие мужи» из местного населения: теперь они называются «целовальниками» (т. е. присяжными, поцеловавшими крест) и являются, таким образом, не случайными свидетелями судебного разбирательства, но его постоянными и официальными участниками. Судебник приказывает «без старосты и без целовальников суда не судити» и предписывает повсеместное распространение этого института: «а в которых волостех наперед сего старост и целовальников не было, и ныне в тех во всех волостех быти старостам и целовальникам». Судебные протоколы должны писать, помимо наместничьих, земские дьяки, а староста и целовальники должны подписывать эти протоколы. Наместники и их тиуны не имеют права арестовать никого из местных людей, не предъявив («не явя») их старостам и целовальникам, которым они должны объяснить причины ареста.

Соборное Уложение 1649 года

Соборное уложение 1649 года было первым печатным памятником русского права, само будучи кодексом, исторически и логически оно служит продолжением предшествующих кодексов права – Правды Русской и судебников, знаменуя вместе с тем неизмеримо более высокую ступень феодального права, отвечавшего новой стадии в развитии социально-экономических отношений, политического строя, юридических норм, судоустройства и судопроизводства Русского государства. Уложение 1649 г. более двухсот лет не утрачивало своего значения: оно открыло в 1830 г. «Полное собрание законов Российской империи» и в большой мере было использовано при создании XV тома Свода законов и уголовного кодекса 1845 г. – Уложения о наказаниях. Использование Уложения 1649 г. во второй половине XVIII и первой половине XIX в. означало, что консервативные режимы того времени искали в Уложении опору для укрепления самодержавного строя. Итак, все издания Соборного уложения 1649 г. по своему назначению делятся две группы – имеющие практическое применение и использующиеся в учебных целях. Издания XVII - первой половины XIX в. следует отнести к первой группе, поскольку они находили применение в юридической практике. В 1804 г. вышел в свет подготовленный М. Антоновским «Новый памятник, или Словарь из Соборного уложения царя Алексея Михайловича», служившим пособием для юристов. Учебные издания кодекса появились в начале ХХ в. и продолжаются до настоящего времени.

Между тем уже несколько столетий столетия идет изучение Уложения – крупнейшего памятника феодального права – как в целом, так и по отдельным проблемам – происхождение кодекса, источники, состав, нормы уголовного, гражданского, государственного и процессуального права.

Городские и крестьянские восстания XVII в.

Современники называли XVII век «бунташным» временем и действительно, в предшествовавшей истории феодально крепостнической России не было такого количества антифеодальных выступлении, как в XVII столетии.
Крупнейшими из них в середине и второй половине этого века были городские восстания 1648—1650 гг., «медный бунт» 1662 г., крестьянская война под предводительством Степана Разина 1670 — 1671 гг. Особое место занимает «раскол». Он начался как религиозное движение, нашедшее позже отклик в народных массах. Городские восстания 1648—1650 гг. были направлены против бояр и правительственной администрации, а также против верхушки посадских людей. Общественное недовольство усиливалось крайней продажностью государственного аппарата. Главными движущими силами этих восстаний были молодшие посадские люди и стрельцы. Восстания были городскими по преимуществу, но в некоторых районах охватили и деревню. Волнения в городах начались уже в последние годы царствования Михаила Романова, но вылились в форму восстаний при его сыне и преемнике Алексее Михайловиче. В первые годы его царствования фактическим правителем государства был царский воспитатель («дядька») — боярин Борис Иванович Морозов. Волнения начались в Москве в первых числах июня 1648 г. Во время крестного хода большая толпа посадских людей окружила царя и пыталась передать ему челобитье с жалобой на насилия бояр и приказных людей. Стража разогнала челобитчиков. Таким образом, уже городские восстания 1648 г. были тесно связаны с движением крестьян. Ссылка на восстание в порубежных местах позволяет предположить, что восставшие, возможно, были осведомлены об успехах освободительного движения на Украине под предводительством Богдана Хмельницкого, которое началось весною того же 1648 г.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что утвердившееся в научной и учебной литературе определение Российского государства второй половины XVI века как сословно-предствительной монархии, весьма условно.

Во-первых, в России к этому времени еще не сформировались сословия. Во-вторых, земские собрания были ни чем иным, как “информационными и декларативными совещаниями, а в крайнем случае - представительством интересов, которые иногда совпадали с интересами правительства” Нельзя сказать, что земские соборы действительно представляли интересы территорий; они не избирались по какому-либо принципу населением, не имели определенных полномочий.

Говорить об окончательном оформлении в России сословий можно не ранее XVII века, когда различные социальные группы начинают осознавать свои особые интересы и бороться за их воплощение.

Однако и тогда сколько-нибудь законченная система представительства не сложилась, на соборах преобладали преимущественно московские чины, но самое главное - они не стали законодательным органом, не делили власть с царем и даже не пытались этого делать: в период Смуты, когда реальную власть на себя взял “Совет всея земли”, представители земств, словно тяготясь правительственными обязанностями, поспешили избрать царя, чтобы передать ему бремя власти. Это самоустранение земщины и стало главной причиной восстановления самодержавия после смуты.

В то же время по отношению к XVI веку можно сказать, что, хоть в Московской Руси сословий, подобных западным, не было, отдельные чины содержали в себе те сословные качества, которые позднее - в XVIII в. - проявились, окончательно обнаружив себя при Екатерине II.

Это, по крайней мере, относится к дворянству, получившему законодательное подтверждение своих сословных привилегий.

Владимир Мономах

Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. Еще в юношеских годах в своей биографии Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.

После смерти Всеволода Ярославича уступил престол Святополку, своему брату. Большой заслугой князя Владимира Мономаха в биографии стал разгром половцев. Мономах уступил Чернигов Олегу Святославичу. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. На Любечских съездах Владимир пытался сплотить Русь для противостояния половцам. После нескольких поражений половцев Русь была освобождена.

Когда умер Святополк, Владимир Мономах подавил киевское восстание и возглавил правление страной. Тогда же вышел знаменитый «Устав Владимира Мономаха». Рассматривая краткую биографию Владимира Мономаха, нужно отметить, что период его правления был в целом благоприятным для Руси. Прекратились междоусобицы.

За всю биографию Владимир Мономах написал несколько произведений. Например, «Поучение», «Письмо Олегу Святославичу», «Молитва». Скончался великий князь 19 мая 1125 года.


С.Ю. Витте

Витте Сергей Юльевич родился 17 июня 1849 г. в семье обрусевших немцев. Юность его прошла в Тифлисе. Витте окончил в 1870 г. Новороссийский университет, став кандидатом физико-математических наук. Но из-за нехватки средств он предпочел научной карьере работу на одесской железной дороге. Начав с низших постов, он скоро дослужился до должности управляющего юго-западными железными дорогами. Прекрасно проявив себя и в дельнейшей карьере, он в 1892 г. занял высокий пост министра финансов.

Задуманная министром финансов Витте индустриализация страны требовала серьезных денежных вложений и щедрый источник пополнения бюджета был найден. В 1894 г. введена государственная винная монополия. Так же, возросли налоги. В 1897 г., в ходе денежной реформы С. Ю. Витте был введен золотой стандарт, разрешавший свободный обмен рубля на золото. Финансовая реформа Витте стимулировала приток иностранного капитала в российскую экономику. Теперь из страны можно было вывозить золотые рубли, что сделало Россию более привлекательной для вложения средств иностранных компаний. Отечественного производителя ограждал от жесткой конкуренции таможенный тариф. Экономическая политика Витте привела к стабилизации рубля, сделав его одной из наиболее устойчивых мировых валют.

Стоит отметить, что Витте оказывал немалое влияние на внутригосударственную политику. Внутренняя политика Витте была направлена на укрепление самодержавия и являлась достаточно консервативной. Внешняя политика сосредоточилась на противодействии усилению японского влияния на Дальнем Востоке. За заключение Портсмутского мира с Японией в 1905 г. Витте получил от Николая 2 графский титул.

Конституционно-демократическая партия (кадеты)

1. Определение общественно-политического движения. Конституционно-демократическая партия (кадеты) – главная партия контрреволюционной либерально-монархической буржуазии в России. Созданию партии предшествовала деятельность либерально-буржуазного «Союза освобождения» и «Союза земцев-конституционалистов», которые и составили её ядро.  
2. Время создания и существования течения, организации. Оформилась в ходе Революции 1905—07 годов в России, 1-й учредительный съезд кадетов, принявший программу и устав партии, состоялся в Москве 12—18 октября 1905 года. Окончательно партия кадетов сконструировалась на 2-м съезде состоявшемся в Петербурге, 5—11 января 1906 года.
3. Лидеры движения. П.Н.Милюков, А.М.Колюбакин, В.А.Маклаков, А.И.Шингарёв, П.Б.Струве, Ф.И.Родичев, И.В.Гессен, А.И.Каминка, В.Д.Набоков, князья Павел и Петр Долгорукие, М.М.Винавер, А.А.Корнилов, князь Д.И.Шаховской, И.И.Петрункевич и другие.
4. Название программных документов, время принятия программы Учредительный съезд кадетов, проходивший с 12 по 18 октября 1905 г., был малочисленным по своему составу. В стране началась всеобщая забастовка и две трети делегатов не смогли добраться до Москвы. Тем не менее съезд провозгласил создание конституционно-демократической партии. Она была позиционирована как «внеклассовая». Были приняты программа и устав партии.Милюков утверждал, что «наша программа – наиболее левая из всех, какие предъявляются аналогичными нам политическими группами западной Европы».
5. Основные программные положения по вопросам: А) конечные цели   Б) политические требования     В) аграрный вопрос   Г) рабочий вопрос   Д) национальный вопрос     Е) тактика (формы, методы борьбы) Какие цели преследовала партия кадетов? Вот выдержки из вступитель­ной речи Милюкова в октябре 1905 г. на учредительном съезде партии. Он го­ворил, что партию «связывало, прежде всего, общее отрицание, общая оппози­ция против существующих порядков и борьба с ними … Социальные реформы – аграрная, рабочая, финансовая – выяснились как та главная цель, то содер­жание, к осуществлению которого русское освободительное движение хотело идти путем политической реформы … Конституционно – демократическая партия не отрицает единство России и частную собственность, но она является непримиримым противником бюрократической централизации. Все российские граждане, без различия пола, вероисповедания и национальности, равны перед законом. Каждому гражданину обеспечивается свобода совести и вероисповедания. Никакие преследования за исповедуемые верования и убеждения, за перемену или отказ от вероучения не допускается. Личность и жилище каждого должны быть неприкосновенны. Каждый гражданин пользуется свободой передвижения и выезда за границу. Паспортная система упраздняется и др.   В решении аграрного вопроса кадеты полагали частичное «отчуждение» (до60%) помещичьей земли в пользу крестьян, но «по справедливой оценке» (т.е. по рыночным ценам), выступали за частную земельную собственность и были решительными противниками ее обобществления. Программа кадетов была направлена на развитие России по западному буржуазному образцу. Осуществления своих целей они добивались только мирными средствами - путем получения большинства в Государственной думе и проведения через нее записанных в их программе реформ. В решении рабочего вопроса кадеты предлагали создать легальные рабочие союзы, которые должны были стать посредниками в трудовых спорах между рабочими и предпринимателями. Они выступали за 8-часовой рабочий день, сокращение сверхурочных работ. В сфере частного предпринимательства кадеты исходили из идеи снятия всех ограничений, установленных государством на его пути. Позиции кадетов в национальном вопросе во многом совпадали с демо­кратическими взглядами других партий. Но среди их требований отсутство­вало право наций на самоопределение в его политическом значении. Они вы­ступали только за право наций на культурное самоопределение, т.е. свобода употребления различных языков и наречий, свобода основания и содержания учебных заведений и всякого рода собраний, союзов и учреждений, имеющих целью сохранение и развитие языка, литературы и культуры каждой народно­сти и т.п. Генеральной линией Партии конституционных демократов было категоричное отрицание революции как закономерного и реального пути осуществления назревших перед страной задач и противопоставление ей пути «мирного», «конституционного» развития России, стремление «овладеть революционной стихией», ввести ее в русло «закономерной социальной реформы».

Термины и понятия

Боярская Дума - В Русском государстве конца XV - начала XVIII вв. постоянный сословно-представительный органаристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

Наши рекомендации