Символическая политика как инсценирование и эстетизация
Ж-л «Политические Исследования», 1999, № 5.
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА: КОНСТЕЛЛЯЦИЯ
ПОНЯТИЙ ДЛЯ ПОДХОДА К ПРОБЛЕМЕ
С.П. Поцелуев
СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАК ИНСЦЕНИРОВАНИЕ И ЭСТЕТИЗАЦИЯ
Символическая политика принадлежит к числу тем, которые активнее всего обсуждаются сегодня в западной политической науке. Отечественная же политология только приступает к освоению данной проблематики, так что существует потребность в определении ее круга понятий. В предлагаемой статье делается попытка выстроить констелляцию такого рода понятий, открытую для дальнейших изменений, но не тождественную простому собранию публицистических метафор.
Под символической политикой мы понимаем особый род политической коммуникации, нацеленной не на рациональное осмысление, а на внушение устойчивых смыслов посредством инсценирования визуальных эффектов. Символическая. политика — это не просто действие с применением символов, а действие, само выступающее как символ. Сразу следует оговориться: любое политическое действие (от указов президента до телевизионного интервью террориста) имеет экспрессивно-символическую сторону, которая служит эмоционально-смысловым "клейстером" для многообразных элементов общественной жизни. Такая символическая экспрессивность отнюдь не всегда нацелена на обман чувств; она вообще необходима любому политику, чтобы привлекать к себе внимание, создавать мотивы, провоцировать действия. В этом смысле символический аспект политики является в моральном отношении вполне легитимным и даже незаменимым средством, особенно когда иные дискурсивные средства недоступны. Однако символическая политика есть не безличный и стихийный способ массовой коммуникации, но сознательное использование эстетически-символических ресурсов власти для ее легитимации и упрочения посредством создания символических "эрзацев" (суррогатов) политических действий и решений. Значит, символическая политика специфическим образом эксплуатирует сущность символа как такой образной конструкции, которая может указывать на любые области бытия, придавая последним качества безграничных феноменов (1, с.443).
Любая символическая политика, осуществляемая как властью, так и подвластными, предполагает асимметричность социальной коммуникации, когда настоящий обмен информацией между верхами и низами общества затруднен или невозможен. В данном случае власть символически инсценирует то, чего реально нет, чего она не может или не хочет делать, но что ожидает получить от нее публика. При этом символическая политика активно использует эстетические возможности символа и выступает одной из важнейших форм эстетизации политического. Эстетизированная политика придает всем политическим явлениям и проблемам именно эстетические, а не собственно политические характеристики. Как следствие, политические действия начинают оцениваться, в первую очередь, по критериям зрелищное™ и развлекательности. Правда, символическая политика, в отличие от явных политических хэппенингов, обусловливается по преимуществу прагматическими мотивами,
ПОЦЕЛУЕВ Сергей Петрович, доцент кафедры политологии Ростовского государственного университета.
а потому часто скрывает от публики инсценированность своих действий под видом их "реализма". Однако любое инсценирование политики в той или иной мере ее эстетизирует, поскольку оно вынуждено — чтобы успешно "сбыть" публике свой символический суррогат — делать политические символы красивыми, приятными, соблазняющими.
Символическая политика во все времена использовалась властью для укрепления своих основ, особенно в моменты социальных кризисов и распада. Существуют, однако, принципиальные отличия современной символической политики от политического инсценирования прошлых эпох, и вызваны они в основном двумя факторами:
1. Изменением модуса политической легитимации в условиях массовой демо
кратии. Если Людовик XIV легитимность своей власти основывал на бо
жественной сущности королевского титула, то легитимность демократиче
ской власти стала результатом успешной пропаганды, обращенной к наро
ду как "нации". В этой пропаганде особую роль играют символы, ритуа
лы, мифы и культы — своего рода "политическая литургия" как "новый
политический стиль" (2). Массовая демократия — не только (и даже не
столько) мыслительный процесс принятия решений, сколько эмоции, чув
ства и переживания. Новый политический стиль изначально базировался
на определенной эстетике, придававшей единство всей политической сим
волике и превращавшей политическое действие в род спектакля или шоу,
с их системой "звезд" и "поклонников".
2. Перманентной революцией в средствах массовой коммуникации. В отличие
от прошлых эпох, современная власть инсценирует себя не при помощи
статуй, медалей и триумфальных арок, а посредством фото- и кинопро
дукции, прессы, радио и телевидения. Возможность при помощи СМИ
охватывать огромные массы населения, напрямую обращаясь к сознанию
миллионов; эстетизация повседневности сообразно стандартам СМИ; ла
винообразный (захлестывающий обыденное сознание) рост электронной
информации, передаваемой со скоростью света, — все это ведет к много
кратному увеличению возможностей символической политики. Особую
роль приобретает сегодня визуальная информация, меняющая традицион
ный, академично-книжный дискурс на мозаично-иконографическую об
разность. Техника рационально-риторического "уговаривания" публики
сменяется визуальной суггестией и рекламным "соблазном", что качест
венно повышает спрос на символическую политику.
Как и столетия назад, современное политическое инсценирование предполагает асимметричность социальной (политической) коммуникации. Только теперь это определяется не сословно-классовыми привилегиями, а самой техникой массовой коммуникации. В нынешней массовой коммуникации, в отличие от коммуникации диалоговой, не происходит перемены ролей слушателя и говорящего. Даже если иметь в виду технические возможности обратной связи между публикой и СМИ, безусловный приоритет говорящего остается за СМИ.
В целом сущность современной символической политики обусловлена связью массово-демократических способов легитимации с визуально-коммуникативными технологиями и производством политических "звезд" по аналогии с шоу-бизнесом. На "выходе" мы получаем символическую политику в виде тактико-стратегической формы политической коммуникации, которая очень часто нацелена не на просвещение и взаимопонимание, а на искусный обман чувств — и посредством этого — на получение массовой поддержки политики властей.