Своеобразие прозы М. Горького послеоктябрьского периода
1868 – 1936гг. Что бы понять позицию Горького как писателя, нужно знать, что он был не только писателем, но и просветителем, великим гуманистом. Литературный труд не самоцель, а просвещение и свобода человека. Ещё до революции он создаёт издательство «Знание» в котором публикует молодых писателей, публикует из большими тиражами. В годы гражданской войны организовывает издание «Всемирная литература». Там публикуются русские и зарубежные классики. В 28 году после возвращение на родины из эмиграции выпускает альманахи и журналы. ЖЗЛ. Серия «Библиотека поэта». Позиция Горького не совпадала с линией большевиков и с линией Ленина. В публицистике первых лет революции Горький открыто оппонирует Ленину. За это в 21 году Горький отправлен в эмиграцию. «Несвоевременные мысли» - статья, предупреждение об опасности от радикальных методов большевиков. Большевики делали ставку на маргиналов, на озлобленные массы, которые могут всё разрушить. Сначала Горький изображает Ленина как фанатика, заигрывающего с этими массами. Однако в 20е годы Горький идёт на сближение с большевиками, потому что это единственная сила в стране, которая может навести порядок. Горький панически боялся русских крестьян и их бунта. Теперь он пишет литературные портреты современников и Ленина сравнивает с Петром I. Однако отстаивает свою независимость и возможность критиковать власть. С 21 по 28 год – в эмиграции. В эмиграции заканчивает автобиографическую трилогию («Детство. В людях. Мои университеты»). В ней образ русского народа противоречив: звериный хаос и чудесная сила. 20е годы – ключевая тема – хаос жизни и идеологизма. Мир не понятен, противоречив. Этим темам посвящены рассказы 20х годов. «Отшельник», «Проводник», «Карамора».
«Карамора». Главный герой – провокатор. Показана вседозволенность, жестокость этого героя, человека. То есть вседозволенность и жестокость русского человека.
1925 году заканчивает работу надо романом «Дело Артамоновых». Роман о трёх поколениях купеческой семьи. Начало действия в 1963 году. Показано нравственное и моральное вырождение в купеческо–буржуазной семье. В словах Ильи Артамонова, внука, звучит идея «преодоления хаоса и иррациональности русской жизни».
Драматургия Горького. В 31 году пишет пьесу «Егор Булычов и другие». Действие пьесы разворачивает в доме богатого купца Булычова во время первой мировой войны. Он неизлечимо болен, а родственники уже грызутся за его наследство. Но главное событие в пьесе – это прозрение Булычова перед смертью. Вся жизнь зря, заблуждался. Что буржуа – это жалкие люди, не способные изменить жизнь России. Уже по возвращению в Россию Горький вновь пересматривает свою позицию.
Сближение связано с пьесой «Васса Железнова». 10 год первая редакция. 36 год – вторая. Виден переход Горького к компромиссу с властью. Горький упрощает жизнь. Горький в первой редакции изобразил Вассу как богатую и духовно могучую личность. Она утраивает судьбу всей семьи, и не боится замараться в крови. Во второй редакции Васса – эгоистичная собственница. Во второй редакции вводит резонёра или антагониста Вассы – революционерку француженку Рашель. Конфликт упростился.
С 28 по 33 год Горький наезжает в Союз. Вокруг Горького Сталин создаёт целый спектакль, чтобы он не видел жизни. Начинает работать над своим итоговым произведением «Жизнь Клима Самгина». 11 лет пишет 4 тома. Этот роман называют «движущаяся панорама 10летия». Обобщение русской жизни, общественной жизни конца 19 начала 20 века. В центре повествования – пустая душа русского интеллигента. Клим Самгин – типичный русский интеллигент. Горький подчёркивает, что он не имеет собственных мыслей, что он лишён возможности создавать. Этим он ставит под сомнение роль русской интеллигенции в истории России. Роман – эпопея наполнен огромным количеством лиц, событий. В романе представители всех концепций философии: народники, марксисты, декаденты, сектанты, большевики и т.д. Все увлечения русской интеллигенции, все этапы. Горький считает, что главная цель Самгина, а значит русской интеллигенции, сытое комфортное существование. Именно в этом Горький обвиняет русскую интеллигенцию. Самгин лишён способности мысли, не знает, как устроить свою жизнь. В конце романа «А был ли мальчик-то?». Горький в романе создаёт образ хаоса. Показывает, что русская общественная жизнь – это хаос, всеобщее непонимание, показывает, что все друг друга дурачат, никто ни чего не понимает, не знает. Образ русского мужика, пытающегося обмануть русского интеллигента. Роман построен многослойно и хаотично. Нет линейно фабулы. Хаос самой жизни.
Послеоктябрьскому творчеству свойственна работа над историей и теорией литературы. Именно он считается теоретиком соцреализма. Он по иному понимал этот метод, нежели официальные идеологи. Он создаёт статьи о русских классиках – Пушкине, Некрасове, Салтыкове – Щедрине, Достоевском и т.д.