Белорусский народ как носитель и субъект формирования национальной государственной идеологии
Идеология белорусской государственности определяется совокупностью многих факторов, подобных почве, на которой способны произрастать семена нового, сохранившего свою природу, но соответствующего новым реалиям. Важно в дальнейшем четко определить, что возможно высевать на эту почву, чем и как подкармливать, чтобы она стала более благодатной и плодоносящей. При этом следует подобно удобрению почвы, соблюсти рациональные пропорции ее полезных, живительных компонентов, дабы не допустить нежелательных перекосов, когда недостаток или излишество одних элементов при недостатке иных приводит к негативному результату.
Все это важно иметь в виду, рассчитывая на то, что внутренние резервы для возрождения - практические и духовные, прошлые и нынешние - у нас есть и немалые. Потенциальные силы народа созрели для восприятия новой идеологии. Нужны конкретные организационные действия. Наша история может и должна быть продолжена в соответствующих времени алгоритмах.
При организации идеологической работы важно как можно более полно учитывать особенности менталитета белорусов, который активно влияет на ситуацию в государстве.
Одним из таких движущих факторов является отношение белорусов к государству. Глубокий анализ, обобщение результатов многочисленных социологических исследований и многолетних наблюдений позволяют сделать вывод, что значительная часть белорусов не всегда отождествляет себя с государством. Государственная власть для большинства их как бы внешняя, а не внутренняя потребность. Государство для них - это «они». Белорусы слабо еще воспринимают тезис, что государство - это «мы».
Такие настроения особенно проявляются в период предвыборных кампаний. Без преувеличения можно сказать, что без серьезной организационной и агитационной работы результаты этих кампаний могли бы оказаться малопредсказуемыми.
В то же время у белорусов отчетливо проявляется надежда на государственную власть, ожидание от нее защиты от неурядиц, конфликтов и несправедливости. Об этом свидетельствуют многочисленные письма и иные обращения граждан в различные государственные органы.
У белорусов есть дар дисциплинированности, ответственности перед коллективом, способность и желание жить в коллективе, интересами коллектива, подчиняться ему, быть от него зависимыми, получать поддержку.
Коллективизм - это, можно сказать, национальное, то, что в крови белорусов. Это то, что следует сохранять и укреплять. Исключительная роль здесь принадлежит идеологии. В коллективе - учебном, трудовом, производственном - должен быть центр идеологической работы. Именно коллектив должен стать главным объектом идеологического, пропагандистского воздействия. Здесь, в первую очередь, каждый гражданин должен получать достаточную и наиболее полную информацию о государственной политике, ощутить себя полноправной частицей государства и общества, сознательно, по убеждению выполнять свои гражданские и профессиональные обязанности.
Наше несомненное преимущество в том, что в Беларуси, в отличие от многих западных стран, не растрачена традиционность, сохранилась мораль аскетичности и материального ограничения в интересах общества и человечества. С другой стороны, важна также сохранившаяся и активно подпитываемая настроенность самой власти видеть в народе не объект извлечения для себя выгоды, а исторический суверен, объект своей благотворительной воли, преломленной через ответственность перед народом, что является одним из важнейших достижений прежней системы.
В обществе удалось сохранить идеи патриотизма, преданности людей своей Родине. Сегодня это качество также необходимо как мощное оружие на пути системной трансформации страны, укрепления позиций ее экономики, науки, образования, культуры, нравственного и духовного исцеления народа.
Белорус по натуре своей стремится к тому, чтобы его будущее было предсказуемым, а общество - гарантированно стабильным. Он всегда будет поддерживать ту власть, которая не допустит крайностей в политике, даст ему устойчивую возможность самому решать свои проблемы -экономические, социальные, воспитательные, межличностные. Но он способен отделить зерна от плевел, проявляет достаточно твердую позицию, когда у руководителя слова расходятся с делом, когда тот не оправдывает надежд и не способен реализовать данные однажды обещания.
Душа белоруса не отравлена золотым тельцом. Он поэтому по-своему отрицательно воспринимает буржуазность. Отсюда в основном негативное отношение белорусов к процессам приватизации и излишнему обогащению отдельных личностей. Тем более, если это обогащение сопряжено с обнищанием, горем и страданиями других людей. В нем органически заложено одобрение общества равных возможностей, стремление к нему. В его натуре нет власти буржуазных условностей, семейного мещанства, зацикленности на жестких жизненных нормативах.
Средний белорус чаще всего отождествляет себя с русским. В национальной стихии его есть российское бескорыстие и бесшабашность натуры. Не для него русофобия, прикрываемая необходимостью защиты белорусского языка и разглагольствования о возможности потери суверенитета.
В основной своей массе у него нет проблем с выбором языка общения. Его особенность в том, что в нем заложена внутренняя белорусскость, которой он и не стремится противостоять. Он думает по-белорусски. Говорит в основном русскими словами, но по-белорусски. В речи его органически заложены белорусские черточки. Отсюда очевидно, что тот, кто переходит в общении на белорусский язык, делает это безупречно, так как это в основном диктуется его внутренней природой.
В то же время свою белорусскость наш гражданин никогда не будет выпячивать. Национализма гнушается, агрессивно его отвергает. Однако он не приемлет и попыток со стороны зарубежных «варягов» учить его и поучать. В своих проблемах он намерен разбираться сам.
Что касается отношения белорусов к нынешней ситуации в стране, то здесь налицо большой разброс мнений. Вместе с тем, как показывают социологические исследования, большинство населения придерживается приоритетного взгляда на социализм. Явное меньшинство выступает за систему рыночной экономики.
Народ Беларуси не приемлет непредсказуемых экспериментов приватизаторов, которым сопутствует безработица и бесправие. Он за всесторонне продуманный, глубоко аргументированный путь социально-экономических преобразований в стране.
Обобщение всех этих отправных качеств, которые требуют безусловного учета при выработке национально-государственной идеологии, позволяет выделить и сгруппировать некоторые основные типы менталитета, присущие белорусскому народу и которые получат новую окраску в современных условиях.
Важно также иметь в виду, что сегодня в составе белорусского народа есть люди и иных национальностей, которые хорошо понимают и воспринимают государственную идеологию, находят свою достойную нишу среди белорусов. А поэтому идеология, в которой нуждается общество, белорусский народ, не может замыкаться в национальные рамки.
Важно иметь идеологию, которая смогла бы сплотить людей не только по признакам этнического происхождения, а с учетом единого исторического развития, языка, культуры, государственного самосознания, гражданства, социально-политических и социокультурных ориентации, то есть по таким характеристикам, которые определяют неразрывную связь людей со своим государством, являются гарантом его целостности и независимости. Важно на практике изучить материальные и духовные факторы, сущностные признаки, детерминирующие самосознание каждой из этих групп населения; выработать и предложить соответствующий механизм включения их в политическую и духовную жизнь, более полного использования их в реформировании общества в гуманистическом направлении.
Нельзя также идти на поводу попыток диктовать Беларуси «правила игры», предписанные из-за рубежа допустить навязывание чуждых белорусскому народу тенденций, направленных на нравственное, идеологическое разрушение общества и государства. Важно предотвратить пропаганду всего того, что связано с культом наживы, с бизнесом западного покроя, с золотым идолом. В основу следует положить и задействовать идеалы добра, справедливости, честного образа жизни, труда и трудящегося человека. Необходимо всеми средствами решительно отвергать те идеи, которые направлены на создание благоприятных условий для грабежа масс и конкретного человека во имя создания рыночного общества западного образца.
Идеология не должна служить только богатым и преподноситься бедным как их собственная выгода. Она должна соответствовать новым реалиям, новым ценностям. Теоретические обобщения должны базироваться на той почве, на тех человеческих устремлениях, на которые накладываются реформаторские усилия государства.
Идеология государства должна быть сориентирована на формирование качеств человека-гражданина, готового эффективно трудиться не только для своего благополучия, но и во имя усиления потенциальной мощи и процветания своего Отечества. Укрепление духа нации, развитие государства, удовлетворение материальных и духовных потребностей и интересов граждан, воспитание чувства гордости за свою страну - все это надо решать в комплексе, подчинить единой национальной идее. Важной ближайшей и перспективной задачей является необходимость поднятия имиджа Беларуси и белоруса на тот уровень, который они имели в недалеком прошлом.
Ныне необходимы глубокое осмысление происходящего, вера в разум, в смысл человеческой истории, в человеческую свободу, в возможность преобразования личности на разумных началах, в перспективу своей страны, в светлое будущее своих детей и внуков, в примирение человечества на разумной и взаимоприемлемой основе.
8.2 Роль президента Республики Беларусь и высших органов власти в формировании идеологии белорусского государства
Президент Республики Беларусь является гарантом формирования и реализации идеологической политики государства. Президентв современной Беларуси - воплощение единства интересов государства и народа, что делает его центральным элементом политической системы.
Закрепленный в Конституции плюрализм идеологий и мнений означает, что идеология государства должна вырабатываться в ходе свободных общественных дискуссий с участием широкого спектра политических партий, общественных объединений и движений, а также отдельных граждан при посредничестве независимых СМИ. В условиях отсутствия в стране эффективной соревновательной партийной системы и других предпосылок полноценного идеологического плюрализма идеологическую функцию отчасти берет на себя государство и такие его опоры в обществе, как профсоюзы, Советы и общественные объединения, стоящие на позициях конструктивного сотрудничества с государством. Президент Беларуси как посредник в отношениях между обществом и государством выступил инициатором создания в Беларуси идеологии белорусского государства не только в силу полномочий, возлагающих на него функции посредничества в отношениях государства и общества. Само его избрание в 1994 г. стало актом идеологического самоопределения белорусского общества. Первый президент Беларуси - беспартийный. Сегодня отсутствие партийной ангажированности является обязательным требованием к Главе государства. Согласно ст. 4 Закона «О Президенте Республики Беларусь», Президент приостанавливает свое членство в политических партиях и других общественных объединениях, преследующих политические цели, на весь срок полномочий с оглашением соответствующего заявления в печати. Делается это в целях осуществления демократии в Республике Беларусь на основе разнообразия политических институтов, идеологий и взглядов, обеспечения гражданского согласия. Будучи беспартийным, Президент выступает символом единства белорусского народа и находится вне поля политической борьбы. Идеологическая работа Президента выражается, во-первых, в его решениях (декретах, указах, распоряжениях, директивах и т.д.), во-вторых, в выступлениях. Программными можно считать все выступления Президента, поскольку в них ставятся цели для белорусского общества и государства.
Важная роль в деятельности Президента на идеологическом поприще принадлежит его ежегодным посланиям белорусскому парламенту и народу, которые утвердились в практике его деятельности после референдума 1996 г. Вопрос об идеологии белорусского государства впервые был четко сформулирован в послании Президента 1998 года, за которым последовал ряд научно-практических конференций и совещаний с его участием. Вопросы пропагандистской работы и деятельности СМИ в Беларуси освещались также в посланиях Президента народу и парламенту 2000, 2001, 2004 и 2005 годов. Важную роль в разворачивании системной идеологической работы в Беларуси сыграла встреча с избирателями, проведенная во Дворце Республики 4 сентября 2001 г., накануне вторых президентских выборов. Однако, решающим моментом в этом процессе стал семинар руководящих работников республиканских и местных государственных органов, проведенный 27-28 марта 2003 г. По его результатам 14 апреля 2003 г. Президентом подписан протокол поручений, в котором содержались указания по вопросам:
- реорганизации Института социально-политических исследований при Администрации Президента РБ;
- создания и деятельности информационно-пропагандистских групп с включением в них депутатов Палаты представителей и Совета республики Национального собрания;
- обеспечения участия руководителей всех уровней государственного управления в идеологической работе, включая выступления в государственных СМИ;
- повышения актуальности, тематического разнообразия и высокого качества материалов, публикуемых в Информационном бюллетене Администрации Президента РБ и информационно-аналитическом вестнике «Политика», а также повышения уровня полиграфического исполнения этих изданий.
В числе прочих поручений Президента особое место занимает указание Академии наук РБ совместно с Академией управления при Президенте обеспечить научную разработку основ идеологии белорусского государства, а также введение во всех вузах страны спецкурса по основам идеологии белорусского государства с подготовкой соответствующих учебных пособий. После семинара 27-28 марта 2003 г. идеологической работой в стране занимаются кадры всех уровней, начиная с работников Управления идеологии Администрации Президента, заканчивая работниками предприятий и учреждений всех форм собственности. В стране создана идеологическая вертикаль, состоящая из идеологических управлений и отделов в местных исполкомах. По всей республике действуют информационно-пропагандистские группы, проводятся единые дни информирования. В городах и районах страны возрождаются структуры «Белорусского общества «Знание», воссоздающие традиции советской пропаганды. По роду деятельности в идеологическую работу вовлечены врачи, учителя, преподаватели социально-гуманитарных дисциплин и все, кто так или иначе связан с работой государственных предприятий и учреждений.
Предприняты меры по увеличению тиражей периодических изданий, дотируемых из бюджета, а также сокращению объемов их списания при розничной реализации, повышается их идейно-содержательный уровень. В 2006 г. они должны перейти на самоокупаемость. Оптимизируется порядок регистрации, производства и распространения на территории Беларуси зарубежных СМИ, «имеющих деструктивную направленность по отношению к белорусскому государству».
Белорусскому республиканскому союзу молодежи оказывается содействие со стороны различных министерств и ведомств. Значительная роль в проведении идеологической политики белорусского государства возложена на местные советы, профсоюзы и самые массовые в Беларуси организации детей и молодежи. В образовательных учреждениях при участии местных исполкомов создаются структуры Белорусского патриотического союза молодежи и пионерской организации. Откорректированы планы воспитательной работы в учреждениях образования всех типов.
Усовершенствованы меры государства в сфере деятельности средств массовой информации. Обеспечены уверенный прием на всей территории республики программ НГТРК и ЗАО «Второй национальный телеканал» и трансляция программ ЗАО «Столичное телевидение» в областных центрах. Организованы циклы теле- и радиопередач по патриотической тематике, а также программы общественно-политической направленности, раскрывающие сущность идеологии белорусского государства.
На предприятиях с числом работников 300 и более, в организациях агропромышленного комплекса - 150 и более введены должности заместителей руководителей по идеологической работе. В малочисленных коллективах эти функции возложены на заместителей, курирующих кадровую работу и социально-бытовые вопросы. Разработаны квалификационные характеристики должности заместителя руководителя организации по идеологической работе, которая включена в общегосударственный классификатор «Профессии рабочих и должности служащих» и Квалификационный справочник «Должности служащих для всех отраслей экономики».
Таким образом, Президент Республики Беларусь является не только главным выразителем интересов, ценностей и идеалов белорусского общества, но и главным идеологом страны. В силу этого ключевыми ориентирами в сфере идеологической политики белорусского государства являются его выступления и практическая деятельность по реализации своих властных полномочий. Сформулированные таким образом направления развития белорусского государства и общества реализуются в опоре на местные Советы, профсоюзы и общественные организации (БРСМ, ДОСААФ, организации пионеров, «афганцев», ветеранов и др.).
Парламент(от фр. «раг1ег» - говорить) - это высший представительный и законодательный орган власти. Парламентаризм в Республике Беларусь прошел в своем развитии ряд этапов, связанных, во-первых, с предысторией белорусского парламентаризма в советский период, во-вторых, с изменением Конституции в 1996 г.
В 1996 г. белорусский парламент приобрел новое название и структуру. Теперь он называется Национальным собранием (НС) Республики Беларусь и состоит из двух палат - Палаты представителей (1111) и Совета Республики (СР). Численность депутатского корпуса НС РБ составляет 174 человека. Указом Президента № 495 от 27 ноября 1996 г. был одобрен список из ПО депутатов Верховного Совета, включенных в состав Палаты представителей Национального собрания. Из 53 депутатов, не перешедших в Палату представителей, большинство оказалось в оппозиции и попыталось оспорить легитимность Национального собрания. Однако безуспешность таких действий показали результаты парламентских выборов 2000 и 2004 гг., позволивших благополучно сформировать нижнюю палату нового парламента на всеобщих выборах. Помимо структуры парламента, Конституция в редакции 1996 г. изменила и срок его полномочий. Если ранее белорусский парламент избирался на пять лет, то теперь - на четыре года.
Представительство в парламентах интересов различных социальных групп, наличие депутатов различных взглядов, ориентиров, подходов к решению той или иной проблемы заставляют парламентариев объединяться в различные фракции. Именно депутатские объединения и партийные фракции в парламенте являются организационной формой проведения в жизнь различного рода идеологических ориентиров. Деятельность парламентских фракций и депутатских групп позволяет более четко представить коллективные политические позиции, очертить расстановку политических сил, придать дискуссии организованный порядок. В 2000 г. по результатам выборов в состав Палаты представителей Национального собрания 2-го созыва в парламент прошло 16 партийных депутатов, представлявших 6 партий (6 - Коммунистическую партию Беларуси (КПБ), 5 - Аграрную партию, 2 - Республиканскую партию труда и справедливости и по одному -Либерально-демократическую партию Беларуси (ЛДПБ), Социал-демократическую партию народного согласия и Белорусскую социально-спортивную партию). Участвовавшие в выборах Белорусская патриотическая и Республиканская партии, а также Партия коммунистов Белорусская не получили в парламенте ни одного места. Результаты парламентских выборов 2004 г. продемонстрировали еще более скромные результаты политических партий. Сегодня в Палате представителей Национального собрания сегодня работают 12 партийных депутатов: 8 от КПБ, 3 от Аграрной партии, и 1 от Либерально-демократической партии.
В ближайшем будущем белорусским депутатам необходимо поднять на качественно новый уровень правотворческую работу. Во-первых, им необходимо устранить пробелы в национальном законодательстве. Национальное законодательство должно стать более простым и доступным, исходить из реалий жизни, отвечать ожиданиям людей, учитывать общественное мнение. Перед парламентариями стоит задача совершенствования всего массива экономических законов с учетом стандартов Всемирной торговой организации, в которую Беларусь стремится вступить. Продолжится также унификация законодательства с Российской Федерацией. Необходима активизация работы по кодификации национальных законов. Во-вторых, депутатам предстоит активнее работать со своими избирателями. В послании белорусскому народу и Национальному собранию 19 апреля 2005-го года Президент дал депутатам Национального собрания наказ не забывать о долге перед избирателями, «идти в люди», жить заботами избравшего их народа. В этом, как отметил Президент, заключается их идеологическая работа.
Согласно ст. 106 Конституции Республики Беларусь, исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство- Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления, высший орган исполнительной власти.
Поскольку важнейшие правительственные решения принимаются Президентом, то Совет Министров Республики Беларусь следует рассматривать не как политическое, а как техническое правительство.
Идеологическая деятельность Правительства имеет два аспекта: 1) практический и 2) информационно-пропагандистский.
1. Идеология практической деятельности Совета Министров проявляется в осуществлении кадрового, финансового и материального обеспечения деятельности народного хозяйства, в создании необходимых для этого организационных структур, в способах распоряжения материальными, финансовыми и прочими ресурсами. Практический аспект идеологической работы белорусского Правительства отражен в постановлениях, программах, правилах, инструкциях, предписаниях и запретах. Будучи универсальным началом жизни белорусского общества и государства, идеология проникает во все сферы его жизнедеятельности, в том числе и в деятельность исполнительной власти. Таким образом, идеология практической работы Правительства заключается в реализации им экономической, аграрной, социальной, жилищной и др. политики белорусского государства.
2. Организация информационно-пропагандистской работы Правительства направлена на формирование определенного общественного мнения через СМИ. В отличие от практической управленческой и исполнительно-распорядительной деятельности, она адресована непосредственно гражданам Беларуси и имеет целью выработку в них таких качеств, как ответственность, чувство долга, правдивость, патриотизм и т.п. Действия Правительства и всех органов исполнительной власти по поддержанию норм, правил, традиций, настроений, необходимых для динамичного развития общества, призваны обеспечить в Беларуси создание культурной и эмоционально-психологической основы для глубокого укоренения в общественном сознании идеологии белорусского государства.
8.3 СМИ в идеологических процессах
Средство массовой информации - это совокупность средств распространения информации, характеризующаяся обращенностью к массовой аудитории, общедоступностью, а также корпоративным характером производства и распространения информации.
Роль СМИ в жизни общества неоднозначна. С одной стороны, СМИ приобретают все большую власть над умами, превращаясь в самостоятельного участника политической борьбы, а с другой - СМИ сами часто попадают под контроль различных политических или экономических сил. Воздействие СМИ на общественное сознание обусловлено потребностью человека ориентироваться в происходящем вокруг него событиях. СМИ являются частью его социальной среды. С помощью СМИ государство и другие субъекты политики не только распространяют информацию, но и также поддерживают или меняют мнения, стереотипы, убеждения своих реципиентов. Результаты воздействия СМИ на общество и способы такого воздействия могут существенно варьироваться в зависимости от их места в социальной системе.
Идеологические функции СМИ в том или ином обществе определяются сложной системой факторов, в число которых входят характер политического режима и уровень экономического развития общества, идеологизация самих работников СМИ, их собственные профессиональные нормы, а также то, как их работа воспринимается аудиторией.
Масс-медиа могут быть частью механизма управления благодаря тому, что они выполняют три важные функции:
1) наблюдение за обществом для выявления потенциальных угроз социальной стабильности и определения возможностей влияния на его ценности;
2) корреляция соотношения различных сегментов общества;
3) передача социального наследия от поколения к поколению.
Под средством массовой информации в белорусском законодательстве понимается та или иная форма (способ) периодического распространения массовой информации - периодическое печатное издание, телерадиоорганизация, радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа. СМИ позволяют государству и другим субъектам политики не только информировать население о целях и принципах своей деятельности, но и моделировать отношения в обществе. Неоспоримым является сегодня влияние СМИ на формирование представительных органов власти и правящих элит, поддержание в обществе авторитета тех или иных целей, традиций и стереотипов.
Согласно Конституции, в Беларуси каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются (ст. 33).
Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст. 34). С внесением изменений и дополнений в Конституцию в 1996 г. в ней появилось положение о том, что пользование информацией может быть ограничено законодательством «в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления этих прав» (ст. 34).
Базовым элементом системы взаимоотношений государства и СМИ в Беларуси является Министерство информации - центральный орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование в области передачи и распространения массовой информации. Министерство связи и подчиненные ему структуры ответственны за поддержание в стране информационного поля, благоприятного для реализации белорусского пути общественного развития.
По степени эффективности воздействия на массовую аудиторию на первом месте находятся теле- и радиоканалы. На 1 января в Беларуси было зарегистрировано 210 программ, в том числе радиопрограмм - 155, телепрограмм - 55.
Объем телевизионного вещания Белорусского телевидения составляет в среднем 19,5 часов в сутки. Его потенциальная аудитория - 99% населения страны. Государственный Первый национальный радиоканал и «Культура» (бывшее Радио-2) вещают в среднем 15-18 часов в сутки.
Доминирующую роль в белорусском теле- и радиоэфире занимает Национальная государственная телерадиокомпания (НГТРК). Согласно уставу, утвержденному Указом Президента Республики Беларусь № 174 от 24 апреля 2003 г., НГТРК является центральным государственным учреждением Республики Беларусь, выполняющим отдельные функции республиканского органа государственного управления.
На втором месте после электронных СМИ по степени воздействия на население находятся печатные СМИ, главным образом, периодические.
Под периодическим печатным изданием в белорусском законодательстве понимается газета, журнал, брошюра, альманах, бюллетень, другое издание, имеющее постоянное название, порядковый номер и выходящее в свет не реже одного раза в год.
1 апреля 2003 года информационное поле Беларуси включало 1393 печатных периодических издания, 7 информационных агентств, 56 программ телевещания, 130 программ радиовещания. 1 января 2006 года в Республике Беларусь было зарегистрировано 1187 печатных СМИ и 8 информационных агентств.
Периодические издания в Республике Беларусь издаются на белорусском, русском, английском, немецком, польском и украинском языках. Более 2/3 от их общего количества являются негосударственными.
Основная часть многотиражных печатных СМИ в Беларуси принадлежит государству. Негосударственные печатные издания представляют собой в основном рекламные и развлекательные издания. Негосударственных изданий с общественно-политической тематикой, имеющих постоянную аудиторию, в стране всего несколько десятков. Выходят они небольшими тиражами и распространяются преимущественно в городах. К примеру, совокупный тираж минских независимых газет не дотягивает до тиража «Советской Белоруссии» (более 500 тыс. экз.).
Слабость влияния негосударственных общественно-политических СМИ обусловлена многими факторами, важнейшими из которых являются экономическая нерентабельность и неблагоприятная для них политика обеспечения информационной безопасности белорусского государства. Так, в 2004 г. вынесено 160 письменных предупреждений 81 периодическому изданию Беларуси, деятельность 25 СМИ была временно приостановлена.
Кроме контроля за деятельностью негосударственной прессы, информационная политика белорусского государства предполагает финансирование отдельных изданий за счет государственного бюджета, а также льготы для социально значимых периодических изданий. В 2003 году в перечень изданий, дотируемых из республиканского бюджета через Министерство информации, входило 38 газет и журналов. Большинство из 135 государственных региональных и местных печатных СМИ дотируются из местных бюджетов. Учредителями таких изданий выступают областные, районные и городские исполкомы и Советы депутатов.
Интернет в последние годы все активнее выполняет те же функции, что и традиционные СМИ. В определенной степени данная тенденция охватывает и Беларусь. Специфика Интернета как вида СМИ состоит в том, что он в большей степени, чем другие виды СМИ, обеспечивает интерактивность и возможность для многосторонней коммуникации. В мире Интернет существует более 30 лет. Рынок сетевых услуг в Беларуси динамично развивается.
Интернет-СМИ (сетевые СМИ) - это форма систематического и регулярного распространения информации путем сетевых мультимедийных технологий. О перспективности Интернет-СМИ как источника информации в Беларуси свидетельствует то, что большинство пользователей сети Интернет, а также тех, кто намерен к ней подключиться, рассматривают Интернет прежде всего как источник информации. Примерно половина его пользователей считается потенциальными посетителями Интернет-СМИ.
Чтобы оценить идеологический компонент информационной политики белорусского государства, необходимо учитывать степень ее научной проработки, а также то, насколько она учитывает интересы и информационные потребности всех социальных групп. Не последнюю роль в осуществлении идеологической функции белорусских СМИ играет их правовое положение, профессионализм и экономические условия деятельности.
8.4 Роль общественных организаций в усвоении гражданами содержания идеологии белорусского государства
Важнейшим структурным компонентом идеологических процессов выступает идеологическая или идейно-воспитательная работа, которая представляет собой совокупность адаптивных, социально-значимых форм и методов общественного воздействия на формирование мировоззрения человека, его нравственной и духовной культуры, этики межличностных, межнациональных, межконфессиональных отношений, гражданских компетенций в контексте ценностей и идеалов белорусского общества, цивилизационного процесса, международного права.
Субъектами идеологической работы являются учреждения образования, субъекты хозяйствования, общество в целом. В качестве объектов выступают рядовые граждане, а также социальные группы (в том числе, ученические и педагогические коллективы, родители).
Идеологическая работа включает в себя несколько видов:
- теоретико-концептуальную; осуществляется научными учреждениями социально-гуманитарного профиля, учреждениями культуры, средствами массовой информации. Содержание теоретико-концептуальной работы составляет создание определенных концепций и теорий, в которых выражаются и формулируются ценности, идеалы, приоритеты, цели развития определенной общности;
- пропагандистскую; направлена на осуществление целенаправленного, эмоционально-насыщенного, теоретически обоснованного воздействия на отдельных индивидов и социальные группы. Главная цель пропаганды - найти отклик в душах, умах, сердцах людей, сделать их приверженцами тех или иных идей, сформировать определенную идеологическую позицию;
- агитационно-массовую; под ней понимается устная, печатная, наглядная идеологическая деятельность, воздействующая на сознание людей с целью мобилизовать их на совершение определенных поступков, побудить их к политической активности в желаемом направлении. Основными средствами агитации являются непосредственные встречи идеологов с народом, листовки, призывы, митинги, публикации в СМИ, выступления по радио и телевидению.
Важной задачей в реализации идеологии государства является вовлечение в этот процесс различных социальных институтов, в частности, политических партий и движений, общественных организаций. Особая роль здесь отводится профсоюзным и молодежным организациям. Важное место в этом процессе занимают политические партии. Именно они призваны отражать коренные интересы основных слоев общества и с этой целью стремятся к обладанию политической и государственной властью. Конституция Республики Беларусь обеспечивает им активную полезную деятельность в правовом поле страны. Их идеологиям обеспечено свободное функционирование и развитие на равноправных условиях. В этой связи политический плюрализм реализуется и де-юре, и де-факто. Роль и место политических партий в жизни современного белорусского общества - результат эффективности их деятельности, популярности их идеологий.
Не менее важное место в идеологии белорусской государственности занимают профессиональные союзы и молодежные организации. Перед ними стоят новые задачи в идеологической сфере. Прежде всего, предстоит возвратить утраченные ранее доверие людей, возможность активно влиять на принятие важнейших решений, определяющих стратегию развития и государства и каждого человека.
Важнейшим элементом политической системы являются общественные объединения, которые позволяют гражданам влиять на принимаемые в государстве решения, отстаивать свои права. Одним из таких объединений являются профсоюзы.
Профсоюзы - это ассоциации людей, часто принадлежащих к одной профессии, которые объединились для защиты своих интересов, а также улучшения условий и повышения оплаты труда. Основой деятельности профсоюзов является право на мирные собрания и ассоциации.
Процесс образования в Республике Беларусь широкой сети общественных объединений был начат в начале 90-х годов прошлого века. В октябре 1994 года начал действовать Закон «Об общественных объединениях». Он гарантировал гражданам Республики Беларусь право на создание общественных объединений и вступление в уже действующие, кроме тех, деятельность которых направлена на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигание национальной, религиозной, расовой вражды.
На современном этапе развития общества сложилась ситуация, когда отношение народа к профсоюзам проходит эволюционный период. Еще недавно - во второй половине 90-х гг. прошлого века - в обществе превалировало негативное отношение к профсоюзам, основанное на том, что профсоюзы Беларуси были втянуты в политическую борьбу, утратили влияние и возможности оказывать реальную помощь своим членам и наемным работникам. Действительно, многие наработанные профсоюзами десятилетиями позиции были утрачены, как, впрочем, и доверие общества к ним. В ходе политических баталий профсоюзы сдали свои многие важные позиции: право законодательной инициативы, право на осуществление контроля за состоянием охраны труда на производстве, возможность правовой защиты членов профсоюза, сферу социального страхования работников, оздоровления и санаторно-курортного лечения. Все это нанесло ощутимый удар по профсоюзному движению.
ФПБ является членом Всеобщей конфедерации профсоюзов. Она представляет трудящихся Беларуси в Международной организации труда, осуществляет сотрудничество с Всемирной федерацией профсоюзов и многими профсоюзными центрами Содружества Независимых Государств, Европы, Азии, Америки. Общая численность членов ФПБ - около 4 миллионов 50 тыс. членов, т.е. большинство экономически активного населения Беларуси. Наиболее крупными республиканскими, действующими на всей территории страны, профсоюзами, входящими в ФПБ, являются: Белорусский профсоюз работников агропромышленного комплекса; Белорусский профсоюз работников образования; Белорусский профсоюз работников здравоохранения.
Профсоюзы ФПБ обладают внушительной материальной базой. В 2003 году в собственности ФПБ находилось около 900 клубов, более 500 библиотек, более 5000 пионерских лагерей. За счет своих средств профсоюзы построили в Беларуси 16 домов отдыха и туристических баз, 165 спортивных объектов. Сегодня к общепрофсоюзной собственности относятся основные фонды УП «Белпрофсоюзкурорт», туристско-экскурсионного УП «Беларустурист», УП «Белпрофстрой», административное здание ФПБ, Международный институт трудовых и социальных отношений (МИТСО) в Минске и филиалы в Витебске и Гомеле, Республиканский Дворец культуры профсоюзов (Белсовпроф), Дворец культуры ветеранов, типографии ФПБ, Брестский областной Дворец культуры профсоюзов, административные здания областных объединений профсоюзов, областных учебно-методических центров, 12 спортивных сооружений общереспубликанского значения.
В ФПБ работает правовая служба, создана бесплатная юридическая консультация, которую могут получить не только члены профсоюза, но и все трудящиеся. Многое делается федерацией по осуществлению общественного контроля над соблюдением законодательства о труде.
Профсоюзы являются одной из опор белорусского государства. Идеология как система взглядов и идей способна фиксировать и отражать основные тенденции развития белорусского общества. Профсоюзы как один из элементов общества не могут стоять в стороне от идеологии и идеологического воспитания граждан, поскольку они объединяют трудоспособные, социально активные группы населения. Главная роль профсоюзов состоит в отстаивании интересов народа, в том, чтобы быть с народом.
Основные направления идеологической работы профсоюзов Беларуси были обозначены Президентом Республики Беларусь на V Съезде ФПБ (2005), на котором А.Г. Лукашенко отметил, что в нынешних условиях, когда в стране отсутствуют реально влияющие на граждан политические партии, профсоюзы должны взять на себя заботу о сплочении трудящихся, проведении среди них идеологической работы.
Следуя этим требованиям к организации идеологической работы, руководство ФПБ сегодня предпринимает активные шаги по формированию единого информационного пространства профсоюзов, призванного направлять трудящихся на решение задач, стоящих перед государством и всем белорусским народом, а также активно противостоять деструктивному влиянию политиканов, существующих часто на дотации от зарубежных спонсоров. В этой связи ФПБ активно использует электронную систему связи с членскими организациями, облегчающую доступ к имеющейся информации и ее обработку. Продолжает издаваться профсоюзная газета «Беларуси час». С 1 мая 2004 года в диапазоне 98,4 РМ вещает профсоюзная радиостанция «Новое радио».
На современном этапе развития белорусского общества именно профсоюзы стали действенным инструментом в трудовом и патриотическом воспитании трудящихся, пропаганде здорового образа жизни, центром культурно-массовой работы среди населения. Они направляют свои усилия на улучшение условий жизни людей, совершенствование оплаты труда, обеспечение полной занятости населения, создание новых рабочих мест, обеспечение социальных гарантий. Внимание профсоюзов все больше концентрируется на вопросах дисциплины, порядка и ответственности. Профсоюзы должны содействовать развитию у трудящихся таких качеств, как бережливость, трудолюбие, добросовестное отношение к порученному делу, ответственность. Они должны бороться с пьянством, хищениями на производстве и другими изъянами белорусского общества.
Согласно инициативе Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко, 20 сентября 2005 года высказанной на V Съезде ФПБ, организационная структура ФПБ и входящие в нее отраслевые профсоюзы будет максимально приближаться к структуре административно-территориального деления страны. Это не только даст возможность улучшить координацию действий и управляемость, но и позволит сэкономить немалые финансовые средства. Такая модель социального партнерства должна обеспечить единство народа и власти и помочь занять профсоюзам ту нишу, которая в наибольшей степени соответствует белорусской модели развития.
Следовательно, идеологическая составляющая работы профсоюзов тесно связана с общими задачами по социальной защите трудящихся, всего населения республики и имеет общегосударственное значение.
Молодежные организации являются важнейшей духовно-нравственной и идейной опорой нашего общества. Будучи наследниками лучших традиций, молодежные организации нашей страны выступают организованным и эффективным средством идеологической политики государства. Становление Республики Беларусь как суверенного независимого государства создало новые возможности для участия молодежных организаций в общественной жизни страны.
В свою очередь, государство последовательно осуществляет курс на поддержку молодежных организаций, активно участвующих в формировании и реализации идеологической политики. У нас создана необходимая нормативная правовая база, направленная на поддержку молодежного движения. Молодежная политика осуществляется в тесном взаимодействии органов государственного управления и молодежных организаций. Особая роль в этом деле принадлежит Белорусскому республиканскому союзу молодежи (БРСМ). БРСМ служит выявлению и раскрытию творческого потенциала белорусских юношей и девушек, создает хорошую базу кадров идеологической сферы, а также сферы государственного управления.
Государство заинтересовано в эффективном взаимодействии с политическими партиями, профессиональными союзами, молодежными, женскими, творческими, религиозными организациями, организациями ветеранов и другими общественными объединениями. Программа построения сильного и эффективного государства соответствует интересам подавляющего большинства населения, является основой консолидации всех здоровых сил общества.
Контрольные вопросы
1. Каковы особенности белорусского менталитета?
2. Дайте характеристику информационного поля Беларуси?
3. Чем объясняется слабость влияния негосударственных общественно-политических СМИ?
4. Каковы основные направления идеологической работы профсоюзов Беларуси?
Литература
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 64 с.
2. Лукашенко, А. Г. Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологический фундамент / А. Г. Лукашенко // Народная газета. – 2003. –29 марта. – С. 1.
3. Лукашенко, А. Г. В формате откровенности / А. Г. Лукашенко // СБ Беларусь сегодня. – 2008. – 9 сентября. – С. 1-6.
4. Бабосов, Е. М. Основы идеологии современного государства / Е. М. Бабосов. – Минск : Амалфея, 2004. - 352 с.
5. Василевич, Г. А. Конституция Республики Беларусь: науч.-практ. коммент / Г. А. Василевич. – Минск : ГИУСТ БГУ, 2005. - 487 с.
6. Идеология и молодежь Беларуси : пособие / под ред. Л. Е. Землякова, С. Д. Лаптенка. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. - 387 с.
7. Лукашенко, А. Г. Материалы выступлений, докладов, интервью / Официальный сайт Президента Республики Беларусь www.president.gov.by
8. Шинкарев, В. В. Основы идеологии белорусского государства / В. В. Шинкарев, Л. В. Вартанова, В. А. Зенченко ; под общ. ред. В. В. Шинкарева. - Минск : БГПУ, 2004. – 157 с.
9. Основы идеологии белорусского государства : учебное пособие для вузов / под общ. ред. С. Н. Князева, С. В. Решетникова. – Минск : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - 491 с.
10. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства : курс интенсивной подготовки / Я. С. Яскевич. – Минск : ТетраСистем, 2007. – 336 с.
11. Основы идеологии белорусского государства : история и теория : учеб. пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образование / С. Н. Князев [и др.]; под общ. ред. С. Н. Князева, В. И. Чуешова. – Минск : ИВЦ Минфина, 2007. – 312 с.
12. Яскевич, Я. С. Основы идеологии белорусского государства: мировоззренческие ценности и стратегические приоритеты / Я. С. Яскевич. – Минск : РИВШ БГУ, 2003. – 360 с.
13. Василевич, Г. А. Основы идеологии белорусского государства /
Г. А. Василевич, Я. С. Яскевич. – Минск : РИВШ, 2004. – 477 с.
14. Михеев, В. М. Идеология : размышления и выводы / В. М. Михеев. – Минск : ОДО «Тонпик», 2004. – 295 с.
15. Никитенко, П. Г. Ноосферная экономика и социальная политика : стратегия инновационного развития / П. Г. Никитенко. – Минск : РИВШ БГУ, 2006. – 219 с.
Содержание
стр.
Введение ……………………………………………………………………….. | |
Лекция 1 Предмет курса и методология изучения идеологии белорусского государства …………………………………………………………………….. | |
1.1 Предмет и задачи курса …………………………………………………. | |
1.2 Теория и методология, основные понятия и категории, источники идеологии белорусского государства ………………………………………... | |
Лекция 2 Идеология и ее общественное предназначение ………………….. | |
2.1 История возникновения термина «идеология» и эволюция его содержания …………………………………………………………………………… | |
2.2 Понятие политической идеологии, ее основные функции, классификация ……………………………………………………………………………… | |
2.3 Основные идеологии современности: либерализм, консерватизм, социализм и его разновидности .……………………………………………….. | |
Лекция 3 Государственная идеология как социально-политический феномен ……………………………………………………………………………… | |
3.1 Понятие государства как политического сообщества …………………. | |
3.2 Идеология - атрибутивный признак государства. Ее основные функции | |
3.3 Понятие элементов государственной идеологии .………………………. | |
Лекция 4 Белорусская общность, национальная идея и государственность . | |
4.1 Формирование белорусов как самобытной этнической общности ……. | |
4.2 Становление белорусской национальной государственности .………... | |
4.3 Провозглашение Республики Беларусь - начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности ………………………… | |
Лекция 5 Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа …………………………………………………………………… | |
5.1 Мировоззренческая основа идеологии белорусского государства ..…… | |
5.2 Вклад отечественных мыслителей, писателей и поэтов XV—XX вв. в формировании традиционных идеалов и ценностей белорусского народа …... | |
5.3 Проявление социокультурной самобытности белорусов в их национальном характере …………………………………………………………….. | |
Лекция 6 Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства ……………………………………………………………………….. | |
6.1 Идеология государства и национальная система права ..……………….. | |
6.2 Конституция республики Беларусь об основных правах и свободах граждан ...………………………………………………………………………. | |
Лекция 7 Стратегия общественного развития Беларуси в XXI в. ………….. | |
7.1 Понятие общественного развития и его основные теории ..……………. | |
7.1.1 Циклическое развитие обществ ………………………………………... | |
7.1.2 Линейное развитие обществ .…………………………………………… | |
7.1.3 Спиралевидное развитие обществ .……………………………………... | |
7.2 Индустриальное общество - итог развития Беларуси в советский период …………………………………………………………………………….. | |
7.3 Стратегическая цель развития Беларуси - создание общества постгосударственного типа ………………………………………………………….….. | |
7.4 Интеграция Беларуси с Россией и другими странами мира .….………... | |
Лекция 8 Механизм функционирования идеологии белорусского государства ……………………………………………………………………………... | |
8.1 Белорусский народ как носитель и субъект формирования национальной государственной идеологии ……………………………………………... | |
8.2 Роль президента Республики Беларусь и высших органов власти в формировании идеологии белорусского государства ……………………… | |
8.3 СМИ в идеологических процессах .……………………………………… | |
8.4 Роль общественных организаций в усвоении гражданами содержания идеологии белорусского государства ………………………………………... |
Учебное издание
БаталкоТамара Ивановна
ПашкевичЛилия Федоровна