Владимиро-суздальская русь

Владимиро-Суздальская земля сыграла особую роль в истории нашей страны, составив основу будущей российской государственности. Вместе с тем именно здесь уже в домонгольский период произошли значительные социально-политические изменения, унаследованные затем Московским государством.

Природные условия. Колонизация. Землевладение. Ростово-Суздальская (позднее — Владимиро-Суздальская) земля располагалась на северо-востоке Руси и отделялась от Приднепровья мощной полосой леса. Население Северо-Востока* составляли кривичи и вятичи. Эта территория находилась вдали от традиционно важнейшего торгового пути «из Варяг в Греки». На большей части Северо-Востока преобладали подзолистые почвы, только в так называемом владимирском ополье** — черноземо-видные. Большая часть территории была покрыта лесом, что позволило долго сохранять подсечное земледелие. Поэтому частное землевладение зародилось лишь на рубеже XI и XII вв. Главным источником землевладения являлось княжеское пожалование. Владение землёй на русском Северо-Востоке обуславливалось службой князю.

В XI в. на Северо-Восток в массовом порядке перебирались жители Южной Руси в поисках свободной земли, защиты от княжеских усобиц и набегов кочевников. Переселялись и новгородцы, искавшие более плодородные земли.

Княжение Юрия Долгорукого. В соответствии с разделом Руси Ярославом Мудрым Северо-Восток отошёл Всеволоду, затем — Владимиру Мономаху. Первым самостоятельным князем Ростово-Суздальской земли стал сын Мономаха Юрий Долгорукий. При нем столицей княжества вместо древнейшего на Северо-Востоке города Ростова стал Суздаль. Юрий упорно боролся за киевский великокняжеский престол со своим племянником Изяславом и с черниговскими князьями. Именно за стремление распространить свою власть на далёкий Киев он получил прозвище Долгорукий. С Юрием связано первое летописное упоминание о Москве (1147 г.), куда он приглашал своего союзника. Однако учёные не признают Юрия основателем Москвы, полагая, что поселение на ее месте существовало ещё в X в. В 1155 г. Юрий стал киевским князем и оставался им до смерти в 1157 г.

* Северо-Восток — сокращенное название Северо-Восточной Руси.

** Опольем называлась местность, где оканчивались сплошные леса и начинались широкие поля, своеобразная «опушка великого леса». В районе ополья возникли древние города Суздаль и Владимир.

Княжение Андрея Боголюбского. Особенности политической жизни Северо-Восточной Руси. Наследником Юрия на Северо-Востоке стал его сын Андрей Боголюбский. Он вернулся в Суздаль еще при жизни отца, стремясь избежать постоянных на юге усобиц. Андрей взял с собой икону Богоматери, написанную, по преданию, самим евангелистом Лукой. Впоследствии эта икона (Богоматерь Владимирская) стала важнейшей религиозной святыней Московской Руси. Андрей перенёс столицу из Суздаля во Владимир. Это объяснялось тем, что в старых городах — Ростове и Суздале — власть князя ограничивало вече, а в молодом «пригороде» Владимире веча не было. Своей резиденцией Андрей сделал укреплённый замок Боголюбово неподалёку от Владимира, по которому и получил прозвище Боголюбский.

Стремясь укрепить собственную власть, Андрей изгнал из Владимиро-Суздальской земли старших дружинников своего отца и стал опираться на лично преданную ему младшую дружину. Это привело к значительным переменам во взаимоотношениях князя и дружины. Если в период Киевской Руси дружинники были вассалами князя, то теперь бояре Северо-Востока, получавшие от князя земельные владения, теряют независимость и фактически становятся княжескими слугами*. Так было положено начало процессу становления княжеского единовластия и деспотизма.

При Андрее Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси. Андрей фактически самовластно распоряжался не только на Северо-Востоке, но и в Киевской земле. Так, в 1169 г. он взял Киев штурмом, подверг его жестокому разграблению и посадил на киевский престол своего младшего брата Глеба, а сам остался во Владимире. Это свидетельствовало о падении роли Киева среди русских городов. После смерти Глеба на киевском престоле находились смоленские князья, получившие его также по воле Андрея. Правда, позднее он рассорился с ними и пытался изгнать их из Киева, но неудачно. Стремясь окончательно подорвать первенствующую роль Киева, Андрей намеревался учредить во Владимире отдельную митрополию, но не добился согласия константинопольского патриарха.

* Отношения вассала и сюзерена (сеньора) определяются обоюдными обязательствами и договорным характером. Господин же не связан каким-либо договором, а слуга имеет только обязанности и почти лишён прав.

Княжение Всеволода III Большое Гнездо. В 1174 г. Андрей был убит приближенными, недовольными деспотическим нравом князя. После его смерти возникли усобицы. На владимирский престол претендовали сыновья старшего сына Юрия Долгорукого Ростислава (давно умершего) и младшие сыновья Юрия Долгорукого — Михаил и Всеволод. Ростиславичам оказали поддержку старые вечевые города Ростов и Суздаль, Михаилу и Всеволоду — город Владимир. В 1176 г. Михаил и Всеволод одержали победу. Победа князей, опиравшихся на город Владимир, не имевший своего веча, способствовала ещё большему ослаблению вечевого начала на Северо-Востоке. Всеволод, ставший после скорой смерти Михаила единоличным правителем Владимиро-Суздальской Руси, правил до 1212 г.

Всеволод (позднее получивший прозвище Большое Гнездо)* провозгласил себя «великим князем Владимирским». Таким образом, на Руси стало два великих княжения: киевское и владимирское. Фактически Всеволод был хозяином во всей Русской земле, по своей воле ставя князей на киевский престол и вмешиваясь в дела отдельных княжеств. Один из его сыновей правил Новгородом. Другие русские князья неоднократно искали его защиты и покровительства.

После смерти Всеволода Большое Гнездо между его сыновьями вновь начались усобицы. В 1216 г. старший из Всеволодовичей — Константин при поддержке смоленского князя Мстислава Удалого разгромил в битве при Липице младших братьев Юрия и Ярослава и стал великим князем владимирским. Но наследовал ему Юрий, а сыновья Константина заняли второстепенные княжеские престолы на Северо-Востоке. К моменту монгольского вторжения Владимирская Русь в основном преодолела усобицы и была единым княжеством, по-прежнему самым мощным на Русской земле.

Новгородская земля

Новгород занимает особое место в российской истории. Здесь дольше, чем в других землях, сохранялись вечевые порядки. Новгород в отечественной литературе считали «оплотом вольности». Его история в гораздо большей степени связана с международной торговлей, чем с феодальным землевладением. Вместе с тем, в отличие от торговых республик европейского средневековья, богатство Новгорода опиралось в первую очередь на землевладение и промысловую охоту. Именно поэтому реальная власть в Новгороде принадлежала боярству.

Природные условия, население и хозяйство Новгорода. Новгородская земля, расположенная на северо-западе Руси, отличается обилием болот и скудостью почвы. Обширные лесные пространства, много пушного зверя. Условия для земледелия — неблагоприятные. Хлеб приходилось покупать, чаще всего — в Северо-Восточной Руси. Новгород расположен на реке Волхов, непосредственно на пути «из Варяг в Греки», что создавало благоприятные условия для развития торговли с Западной Европой.

Река Волхов делила Новгород на две стороны — Софийскую и торговую. Каждая состояла из концов. Поначалу их было три, позднее — пять. Концы представляли собой самостоятельные разноплеменные поселки, слившиеся позднее в единый город. Ученые полагают, что населяли их ильменские словене, кривичи, меря («нарева»). Непосредственно «Новгородом» сперва именовался не весь город, а Кремль, где располагались общая для всех поселков светская администрация и жречество.

Решающая роль в Новгороде принадлежала боярству. Новгородские бояре, в отличие от бояр Владимиро-Суздальской Руси, были по происхождению не княжескими дружинниками, а потомками местной родоплеменной знати. Они представляли собой замкнутую аристократическую касту, определенный круг семейств. Новгородским боярином нельзя было стать, им можно было только родиться. Боярам принадлежали обширные владения на подвластных Новгороду территориях. Первоначально они собирали с населения земель дань в пользу городской казны, а затем завладели ими, превратив в свои вотчины. Таким образом, частное землевладение в Новгороде, в отличие от Северо-Восточной Руси, не было основано на княжеском пожаловании. Из вотчин бояре получали не только сельскохозяйственную продукцию, но также соль и (главным образом) то, что добывалось на лесных и морских промыслах: пушнину, мед, воск, кожу, моржовую кость. Именно эти товары составляли основу новгородского экспорта в Западную Европу.

Торговыми агентами боярства выступали новгородские купцы. Новгород торговал не только тем, что производилось в его землях, но вёл и посредническую торговлю. Купцы-иноземцы не могли торговать в Новгороде друг с другом, а были обязаны продавать свои товары только новгородцам. Важнейшими торговыми партнерами Новгорода являлись северонемецкие (ганзейские) города, в особенности Любек, а также шведские купцы с острова Готланд. В Новгороде существовали ганзейский и готландский торговые дворы.

Новгород импортировал ткани, металлические изделия, предметы роскоши, а также сырье для ремесленного производства (в самой новгородской земле имелись в достатке лишь дерево и строительный камень). Поскольку экспортируемые товары принадлежали боярам, то им же принадлежало и привозное сырье. Бояре снабжали им ремесленников. Новгородское ремесло достигло исключительно высокого уровня развития. Ремесленники зависели от бояр, работали на них, дворы ремесленников нередко располагались на принадлежавшей боярам земле.

Богатство и могущество бояр основывалось, таким образом, на землевладении и торговле.

Политическое устройство Новгорода. Новгород резко отличался от всех других русских земель своим политическим устройством. Власть в Новгороде принадлежала вечу. Современные данные свидетельствуют о том, что оно состояло из 300— 500 человек. Это соответствует числу боярских семей. По-видимому, на вече присутствовали бояре и, возможно, некоторые богатейшие купцы. Вече избирало посадника, управлявшего городским хозяйством, и тысяцкого, ведавшего сбором налогов. Город был разделен на 10 податных «сотен», которыми управляли сотские, подчинявшиеся тысяцкому. Ранее считалось, что тысяцкий руководил новгородским ополчением — «тысячей». Посадником всегда становился кто-либо из бояр. Тысяцким первоначально был представитель купечества, но в XIII—XIV вв. и эта должность перешла в руки бояр. На вече выбирался и новгородский архиепископ, которого затем утверждал киевский митрополит.

Архиепископ (вместе с посадником) скреплял своей печатью международные договоры Новгорода, представлял новгородцев на переговорах с русскими князьями. Он даже имел собственный полк.

Рядовое население Новгорода принимало участие лишь в кончанских и уличанских вече, избирая старост концов и улиц. Впрочем, кончанские и уличанские вече бояре также нередко использовали в своих целях, настраивая жителей «своего» конца против соперников из других концов.

Князь играл в системе новгородского управления во многом формальную роль. В 1015 г. Ярослав Мудрый, княживший тогда в Новгороде, в обмен на поддержку его жителей в борьбе за Киев согласился на неподсудность новгородских бояр княжескому суду. В 1136 г. новгородцы восстали и изгнали князя Всеволода (внука Мономаха). После этого Новгород стал сам приглашать князя, с которым вече заключало «ряд» — договор. Князь, нарушивший «ряд», мог быть изгнан. Князь не имел права вмешиваться в дела городского самоуправления, назначать и отстранять от должности посадника и тысяцкого, покупать земли на окраинах новгородской территории. Как правило, новгородцы приглашали князей из наиболее сильного в тот момент княжеского рода. Но Новгород никогда не пытался обойтись совсем без князя. Князь, поскольку он принадлежал к единому роду Рюриковичей, был символом единства Новгорода с остальной Русью. На его имя поступала дань, ибо он считался верховным собственником новгородской земли. Он выполнял (совместно с посадником и архиепископом) функции третейского судьи. Князь мог и руководить новгородским войском, однако эта функция была второстепенной. Нередко в Новгороде княжили малолетние. Широко распространённое представление о новгородском князе как о полководце объясняется влиянием образа Александра Невского.

Таким образом, Новгородом управляли выборные власти, представлявшие верхушку населения. Именно на этом оснований Новгород считается аристократической республикой.

Галицко-Волынская земля

Особенности природных условий и социального развития. Галицко-Волынская земля — юго-западная окраина Руси. Первоначально Галиция и Волынь были отдельными областями. Обе они находились далеко от главного торгового пути Киевской Руси — «из Варяг в Греки», но зато речными путями были связаны с Черным морем (Южный Буг, Днестр, Прут) и с Балтийским морем (Сан и Западный Буг, впадающие в Вислу). Через Галицию и Волынь проходили также сухопутные торговые пути в Польшу и Венгрию.

Юго-Западная Русь отличается плодородными почвами и благоприятным климатом, поэтому там рано появилось пашенное земледелие, а за ним — частное землевладение. Обширные боярские вотчины предоставляли местным боярам средства для борьбы с княжеской властью за свои привилегии. Если на Северо-Востоке княжеская власть полностью подчинила себе боярство, а в Новгороде оно практически стало самостоятельным, сведя роль князя к минимуму, то в Юго-Западной Руси долго продолжалось соперничество этих двух сил, причём окончательного преимущества не добилась ни одна из сторон. Ожесточённая борьба князей с боярством характерна именно для этой части Руси.

Пограничное положение, сделав Галицию и Волынь средоточием торговых путей, в то же время превратило их в объект постоянных территориальных притязаний соседних государств.

Политическая история княжества. В ходе усобиц, последовавших за смертью Ярослава Мудрого, на Волыни стал править его внук Давыд Игоревич, а в Галиции — правнуки Василько и Володарь. Но после того, как Давыд ослепил Василько Теребовльского, княжеский съезд изгнал его. На Волыни укрепилась линия Мономашичей (потомков Владимира Мономаха).

Галицкое княжество достигло наибольшего могущества при внуке Володаря Ярославе Осмомысле (1153—1187). Границы княжества раздвинулись за Карпаты. Однажды галицкие войска, в союзе с волынскими, даже овладели Киевом. Однако уже при Осмомысле возник конфликт между княжеской властью и боярством. Бояре вмешались в решение вопроса о престолонаследии, заставив Осмомысла признать преемником его нелюбимого сына Владимира. Когда же после смерти отца Владимир вступил на трон, бояре его изгнали. Владимир сумел вновь овладеть галицким престолом, но удержался на нем лишь благодаря покровительству могущественного владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, которому изъявил полную покорность.

После смерти Владимира в 1199 г. Галиция была объединена с Волынью в единое Галицко-Волынское княжество во главе с князем Романом Волынским и Галицким. Роман упорно стремился подчинить себе мятежных галицких бояр. Ему приписывается фраза: «Не передавивши пчел, меду не есть». Роман отличался воинственностью, вёл упорную борьбу за Киев (правда, когда захватил Киев, посадил туда княжить родственника). По преданию, Папа Римский предлагал Роману королевскую корону, но тот отверг ее.

В 1205 г. Роман погиб в походе в Польшу. После его смерти Галицко-Волынскую землю охватили усобицы, в которых активно участвовали венгры, поляки, князь Мстислав Удалой из смоленского княжеского рода, черниговские князья. Лишь во Владимире-Волынском удержались сыновья Романа. Старший из них — Даниил Романович — вел упорную борьбу за возвращение Галича, но окончательно утвердить его за собой он смог лишь в 1238 г., в самый канун монгольского нашествия на Южную Русь.

Наши рекомендации