Тяготение к синкретизму
К моменту завершения Большой Кавказской войны основная часть коренных жителей Северного Кавказа являлись приверженцами ислама. И только в Осетии значительная часть населения исповедовала православие. В конце XIX века в Северной Осетии насчитывалось около 32000 христиан на 47000 жителей,138 то есть 68% населения относились к православным. Среди остальных 32% преобладал ислам. В 1870 году Великий князь Михаил Николаевич, главнокомандующий Кавказской армией по военно-народному управлению, констатировал: «Как ни желательно, в интересах православия и русской власти, уменьшать, по возможности, преобладание в горском населении мусульманского элемента, но, с одной стороны, свойственные той же власти веротерпимость, а с другой — опасения неблагоприятных для спокойствия края последствий, побуждают ограничиваться в этом отношении одними лишь паллиативными средствами, состоящими в поддержании христианства там, где оно существует, и в противодействии мусульманству в тех случаях, когда оно проявляет стремление к насильственной пропаганде, и притом явно с политическими целями».139
В свое время именно для поддержания пошатнувшегося христианства в горских обществах было учреждено, состоящее под императорским покровительством, Общество Восстановления Православного Христианства на Кавказе. Общество занималось строительством церквей, снабжением их необходимой утварью для богослужения, учреждением школ, подготовкой миссионеров и народных учителей, переводом Священно-церковных книг на горские языки, улучшением быта духовенства...140 Вследствие такой деятельности, православие казалось бы, должно было крепнуть. Однако, что особенно характерно для Осетии, и в начале ХХ века, да и через сто лет — в начале века XXI, среди населения преобладал религиозный синкретизм. Как уже отмечалось выше, осетины-мусульмане стали добровольно участвовать в торжественных встречах и проводах Моздокской иконы Божией Матери во время ежегодных крестных ходов по Терской области.
Христианские миссионеры и мусульманские проповедники, однако, не смогли повлиять серьезно на традиционные религиозные представления осетин, на веками складывавшиеся народные традиции и духовную культуру. Члены Осетинской комиссии нередко жаловались на «неприспособленность» осетинского уклада жизни к христианской обрядности. С первых шагов российская православная миссия столкнулась, например, с тем, что в Осетии повсеместно держали Великий пост, неделю постились и перед Рождеством Христовым, но абсолютно не «приживались» посты по другим религиозным праздникам. Попытки российских миссионеров «исправить» эту ситуацию и заставить осетин поститься по всем канонам православной церкви были безуспешны. По одной из версий осетинских исследователей, устойчивость традиционной осетинской обрядности, связанной с соблюдением постов, во многом объяснялась характером осетинской кухни, где подавляющее большинство блюд состояло из животноводческих продуктов и лишь единичные — из зерновых и бобовых, что не позволяло без ущерба для здоровья часто и длительно держать пост.141 Однако, по мнению автора, причина кроется не только в особенностях осетинского рациона, она гораздо глубже и связана с народной традицией, которая не позволяла забывать о древних обычаях и обрядах и переключаться всецело на исполнение одной лишь православной обрядности.
Строительство небольших по размерам православных церквей, проводившееся по инициативе миссионеров и новокрещенных осетин, также не являлось показателем перехода Осетии к канонам православной религии. Эти церкви воспринимались в Осетии как новые места моления — дзуары, мало чем отличавшиеся для верующих от традиционных святилищ.
Плотный заслон от «другой религии» существовал не только для русской православной церкви. На него наталкивался и ислам, который в конце XIX века имел устойчивые позиции среди части осетинского общества. И хотя часть населения, принявшая ислам, уже воспринимала себя в качестве «этнических мусульман», в обрядовой практике и культурной сфере наблюдалась тенденция, характерная и для христианства. Ислам, и христианство становились частью традиционной культуры и древних верований осетинского народа.
Примечания к части I:
1. В одном из осетинских преданий XIX века автору встретилась следующая фраза: «Не очень давно, когда народ принял уже магометанство, на месте этого леса стоял богатый и многолюдный аул». В предании рассказывается о священной роще Хетага, расположенной недалеко от города Владикавказа, в Алагирском районе республики. Характерно, что речь идет обо всем осетинском народе, который «принял магометанство». См.: Попов К.П. Священная роща Хетага. — Владикавказ, 1995. — С.34.
2. Запись беседы с муфтием РСО-Алания Д. Хекилаевым от 18.07.2001. Архив автора.
3. Малашенко А. Исламские ориентиры Северного Кавказа. — М., 2001. — С.7.
4. Хайретдинов Д. Ислам в Осетии. Информационный материал Исламского Конгресса России. — М., 1997. — С.2.
5. Запись беседы с заместителем муфтия РСО-Алания М. Тавказаховым от 14.07.2001. Архив автора.
6. Данные предоставлены начальником отдела по регистрации религиозных организаций Министерства юстиции РФ А.И. Кудрявцевым в декабре 1997 года.
7. Абаев В.И. Историко-этимологической словарь осетинского языка. — М.; Л., 1958. — С.47.
8. Латышев В.В. Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе. — СПб., 1890. — Т. I. — С.181.
9. Там же. — СПб., 1904. — Т. II. — С.171.
10. Там же. — Т. I. — С.484.
11. История Армении Моисея Хоренского / Перевод Н. Эмина. — М., 1893. — С.98.
12. Гаглойти Ю.С. Аланы и вопросы этногенеза осетин. — Тбилиси, 1966.
13. Об этом глубоко и образно написал исследователь осетинской мифологии Валерий Цагараев: Цагараев В. Золотая яблоня нартов: История, мифология, искусство, семантика. — Владикавказ, 2000.
14. Поэма об Алгузе. — М., 1993. — С.16.
15. Вахушти, царевич. География Грузии / Введение, перевод и примечания М.Г. Джанашвили // Записки Кавказского отдела Императорского Русского Географического общества. Кн. XXIV, вып.5. — Тифлис, 1904. — С.139.
16. Кипиани М. От Казбека до Эльбруса. Путевые заметки о нагорной полосе Терской области. Ч.III: Население // Терские ведомости. — 1884. — 26 февр. — (Љ17).
17. Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. — М., 1966. — С.208–209.
18. Штедер Л.Л. Дневник путешествия из пограничной крепости Моздока во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 году // Калоев Б.А. Осетины глазами русских и иностранных путешественников. — Орджоникидзе, 1967. — С.68-69.
19. Вахушти. — С.141.
20. Б. Пфаф, исходя из латинских источников, считает, что переселение осетин в Закавказье произошло в 215 году до н.э. Предположительно, это были выходцы из Валаджира (т.е. Алагирского ущелья). См.: Пфаф Б. Материалы для истории Осетии // Сборник сведений о кавказских горцах, издаваемый с соизволения Его Императорского Высочества Главнокомандующего Кавказской Армией при Кавказском горском управлении. Вып.V. — Тифлис, 1871. — С.10.
21. Утверждение русского владычества на Кавказе (1801-1901): К столетию присоединения Грузии к России. Т.ХII: Под руководством начальника штаба Кавказского военного округа генерал-лейтенанта Н.Н. Белявского, составлен в Военно-Историческом Отделе под редакцией генерал-майора Потто. — Тифлис, 1901. — С.23.
22. Утверждение русского владычества на Кавказе... — С.23.
23. Вахушти. География Грузии. — С.141.
24. Сосиев З. Станица Черноярская // Терский сборник. Вып.5. — Владикавказ, 1903. — С.55.
25. Dumuzil Georges. Romans de Scythie et d'Alentour. — Paris, 1978; Дюмезиль Ж. Скифы и нарты / Сокращенный перевод с французского А.З. Алмазовой. — М., 1990. — С.50.
26. Путешествие Ивана Шильтбергера по Европе, Азии и Африке с 1394 по 1427 год / Пер. с нем. и прим. Ф. Бруна // Записки императорского Новороссийского университета. — Одесса, 1867. — Т.1. — С.59-60.
27. Аутлева С. Фольклорная экспедиция в район Моздока и Малой Кабарды // Вестник КБНИИ. Вып.3. — Нальчик, 1970. — С.150.
28. Рижский М. О культе Шибле у шапсугов: Материалы шапсугской экспедиции 1939 года // Под ред. С.А. Токарева, Е.М. Шиллинга. — М., 1940. — С.47.
29. Шортанов А. Адыгские культы. — Нальчик, 1992. — С.115.
30. Сосиев З. Станица Черноярская. — С.57.
31. Сосиев З. Станица Черноярская. — С.57.
32. Бутаев Г. Источник суеверий и предрассудков // Социалистическая Осетия. — 1977. — 13 янв.
33. За действенность атеистического воспитания // Ленинец. — 1987. — 6 авг.
34. Сосиев З. Станица Черноярская. — С.55-56.
35. См.: Вейденбаум Е.Г. Кавказские этюды. Т.I. — Тифлис, 1901; Срединский. Очерк растительности Рионского бассейна. — Одесса, 1874.
36. Вейденбаум Е.Г. Кавказские этюды. — С.82.
37. Газета «Растдзинад» («Справедливость»). — 1998. — 11 июля.
38. Материалы из личного архива в.н.с. ИВ РАН Р.Р. Сикоева.
39. Архив ЮО НИИ. Фольклор: Материалы. — Т.V. — С.94-95. Цит. по: Чибиров Л.А. Осетинское народное жилище. — Цхинвали, 1970. — С.114.
40. Чибиров Л.А. Осетинское народное жилище. — С.168.
41. Цаликов А. Кавказ и Поволжье: Очерки инородческой политики и культурно-хозяйственного быта. — М., 1913. — С.55-58.
42. Дюмезиль Ж. Скифы и нарты. — С.199.
43. Вахушти. География Грузии. — С.142.
44. Ш. Деревенские знахари // Терские ведомости. — 1901. — 22 июня. — (Љ72).
45. Терские ведомости. — 1901. — 6 июня. — (Љ65).
46. Аналогичные действа совершались в случаях засухи и неурожая представителями православной части Осетии. См.: Хидикус // Терские ведомости. — 1901. — 30 апр. — (Љ48).
47. Селение Зилга: Народная темнота // Терек. — 1913. — Љ4654.
48. Сахих аль-Бухари / Сост. Имам Абу-ль-Аббас Ахмад бин ал--Латиф аз-Зубайди; Пер. с араб., прим. и указ. В.А. Нирша. Изд.1. Т.1. — М., 2002. — 503 (1005, 1011), 504 (1006), 505 (1007), 506 (1009), 508 (1010), 508 (1013), (1014), 509 (1025), 510 (1031), 511 (1032), 512 (1034), 513 (1035), 514 (1037), 515 (1039).
49. Сахих аль-Бухари. — 479 (933).
50. Мухаммед Тахир аль-Карахи. Блеск дагестанских сабель в некоторых шамилевских битвах / Перев. с араб. А. Барабанова. Ч.II. — Махачкала, 1990. — С.55.
51. Сахих аль-Бухари. Т.II. — 1593 (5738), 1594 (5739), 1595 (5741), 1596 (5745, 5746).
52. Ш. Деревенские знахари // Терские ведомости. — 1901. — 17 июн. — (Љ70).
53. Там же.
54. Этот этнограф не пожелал открыть своего имени, опубликовав свой материал под псевдонимом. См.: Осетин. Бесноватая: Этнографическая картинка // Терские ведомости. — 1901. — 22 июля. — (#94).
55. Осетин. Бесноватая // Терские ведомости.
56. Чибиров Л.А. Осетинское народное жилище. — С.172.
57. Терские ведомости. — 1901. — 1 сент. — (#71).
58. Чибиров Л.А. Народный земледельческий календарь осетин. — Цхинвали, 1976. — С.79.
59. Пять столпов ислама (аркян уд-дин) включают в себя: исповедание веры (аш-шахада), молитву (ас-салат или намаз), пост (ас-саум или ураза), налог в пользу бедных (закят) и паломничество (ал-хадж).
60. Правила совершения намаза для мусульман Владикавказской мечети (2001) // Архив автора.
61. Сахих аль-Бухари. Т.I. — 116 (157), 117 (158), 118 (159-160).
62. Чибиров Л.А. Народный земледельческий календарь осетин. — С.79.
63. Полевые исследования автора (2000-2001).
64. Полная формула такбира звучит так: «Аллах превыше всего. Аллах превыше всего. Аллах превыше всего. Нет Бога, кроме Аллаха, Аллах превыше всего; Аллах превыше всего, все восхваления ради Аллаха» («Аллаху акбар, Аллаху акбар, Аллаху акбар. Ля илляхи илля-л-Лахи ва-л-Лаху акбар. Аллаху акбар ва ли-л-Лахи-ль-хамд»).
65. Мусульманский календарь на 2000 год.
66. Сахих аль-Бухари. — 487 (953).
67. Кютюкчо М. Пост и благословенный месяц Рамадан / Под ред. Ф.А. Асадуллина. — М., 2002. — С.38.
68. Сахих аль-Бухари. — 710 (1510).
69. Сахих аль-Бухари. — 495 (986).
70. К-ев. Похоронные обряды у осетин // Терские ведомости. — 1901. — 16, 23 февр., 2 мар. — (Љ20, 23, 26).
71. В досоветский период после молитвы совершался обряд посвящения покойному коня: оседланного коня подводили к изголовью покойного, и пожилой человек, знающий обряд, взяв в руки чашу с аракой или пивом, произносил формулу посвящения. Затем в полной тишине, дав коню попробовать напиток, оставшуюся часть выливали ему на копыта.
72. Батыров У.А. Похоронный обряд мусульман. — Владикавказ, 1997. — С.88.
73. Там же. — С.66-69.
74. Кавказский календарь за 1917 год. — С.264.
75. История Армении Моисея Хоренского. — С.133.
76. История Армении Фавтоса Бузанда / Пер. с древнеарм. и коммент. М.А. Геворгяна; Вступ. ст. Л.С. Хачикяна. — Ереван, 1953. — С.14.
77. Сами грузины называют себя «картвели», а свою страну «Сакартвело». Единое грузинское восточное царство исторически называлось «Иберия» («Иверия») и «Картли». Западные грузины назывались «колхами», а их страна «Колхети». Иностранные названия грузин восходят к «georg», что соотносилось с культом луны Гиорги. См.: Дзидзигури Ш., Чанишвили Н. Грузинский язык // Языки мира: Кавказские языки. — М., 2001. — С.20.
78. Баратов С. История Грузии. Тетрадь II. История средних веков: от принятия христианства до нашествия аравитян. — СПб., 1871. — С.29.
79. Там же.
80. Там же. — С.30.
81. Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетии. — С.8.
82. Баратов С. История Грузии. — Тетр.II. — С.62-63.
83. Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетии. — С.8.
84. Кудашев В. Исторические сведения о кабардинском народе. — Нальчик, 1991. — С.34.
85. Пфаф В.Б. Указ. соч. — С.8.
86. Впрочем, многие исследователи и наблюдатели, не разбираясь детально в корнях осетинского синкретизма и по сути отрицая его право на самостоятельное существование, отмечали, что «при известной дикости и необузданности масс осетин того времени нельзя и предполагать о существовании их истинного христианства; можно предполагать только о знакомстве их с обрядностью средневекового христианства». См., например: Донесение протопопа Иоанна Болгарского о нравах и обычаях осетинского народа // РГАДА. — Ф.23, оп.1, д.11, л.1-5; Пфаф В.Б. Указ. соч. — С.10.
87. Пфаф В.Б. Указ. соч. — С.11.
88. Баратов С. Указ. соч. — Тетр.II. — С.63.
89. Пфаф В.Б. Материалы для истории Осетии. — С.40-42.
90. В.Б. Пфаф считает, что к этому времени овсы уже «тяготились ненавистным для себя игом грузинских феодалов и потому с радостью отдались в руки татар». См.: Пфаф В.Б. Указ. соч. — С.54.
91. Акты, собранные Кавказскою Археологическою комиссиею (далее — АКАК). — Т.I. — С.82-83.
92. Обустройство Осетинской комиссии, учрежденной для обращения в христианскую веру осетинцов // РГАДА. — Ф.18, оп.1, д.173, л.1, 1 об.
93. Там же. — Л.1 об.
94. Заключенный между Российской и Османской империями в 1739 году мирный трактат (артикул 6), гласил, что Большой и Малой Кабарде «ни в российской, ни в турецкой сторонах подданными не быть, но объявлены оные вольными...», «... и не быть под владениями ни одного ни другого Империя, но токмо за барьер между обоими империями служить и в обе стороны оные в покое оставить». См. Обустройство Осетинской комиссии... — Л.4; Всепресвятейшей Державнейшей Великой Императрице, Самодержице Всероссийской Сената всеподданнейший доклад // РГАДА. — Ф.23, оп.1, д.1, л.1.
95. Обустройство Осетинской комиссии... — Л.3 об.
96. Там же. — Л.2 об.
97. Там же. — Л.4 об.
98. Обустройство Осетинской комиссии... — Л.6-6 об.
99. Там же. — Л.7.
100. Донесение архимандрита Пахомия, игуменов Христофора и Николая и иеромонаха Ефрема Синоду о прибытии их в Кабарду к Альдигирею, затем в Осетию в местечко Дигоры от 12 июля 1745 года // ЦГИАЛ. — Ф.796, оп.26, д.373, л.219 об.; Русско-осетинские отношения в XVIII веке: Сборник документов: В 2 т. / Сост. М.М. Блиев. Т.I (1742-1762). — Орджоникидзе, 1976. — С.73.
101. Донесение архимандрита Пахомия, игуменов Христофора и Николая и иеромонаха Ефрема Синоду о прибытии их в Кабарду к Альдигирею, затем в Осетию в местечко Дигоры... — Л.220.
102. Там же. — Л.220 об.
103. Донесение Синоду от находящихся в Осетии архимандрита Пахомия, игуменов Христофора и Николая и иеромонаха Ефрема о крещении осетинского народа в Дигории и о желании осетинских старшин прибыть ко двору Е.И.В. от 3 февраля 1746 года // ЦГИАЛ. — Ф.796, оп.26, д.373, л.265. Цит. по: Русско-осетинские отношения в XVIII веке... — С.81.
104. Сведения, данные в канцелярию Синода, приехавшим из Осетии иеромонахом Ефремом о крещении населения, об осетинских старшинах и о желании их креститься в России и принять подданство Е.И.В. // ЦГИАЛ. — Ф.796, оп.26, д.373, л.279 об.
105. АКАК. — Т.I. — С.82-83.
106. Скитский Б.В. Очерки истории горских народов. Избранное. — Орджоникидзе, 1972. — С.180-191.
107. АКАК. — Т.I. — С.82-83.
108. Там же.
109. Там же.
110. Знаменский П. Учебное руководство по истории Русской церкви. Изд. 2-е. — СПб., 1904. — С.382.
111. АКАК. — Т.I. — С.82-83.
112. Донесение протопопа Иоанна Болгарского... — Л.2 об, 3.
113. Мера — емкость для измерения жидких и сыпучих тел, равна 26,24 л.
114. Донесение протопопа Иоанна Болгарского... — Л.3 об.
115. Донесение протопопа Иоанна Болгарского... — Л.5.
116. Всепресвятейшей Державнейшей Великой Императрице... — Л.4 об., 5.
117. Там же. — Л.3 об.
118. Там же. — Л.3.
119. Там же. — Л.3 об.
120. Донесение протопопа Иоанна Болгарского... — Л.6-8 об.
121. Бутков П. Материалы для новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год: В 3-х ч. Ч.II. — СПб., 1869. — С.261-263.
122. Броневский С.М. Исторические выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими со времен Ивана Васильевича доныне / Подг. текста к изд., предисл., примеч., словарь малоизв. слов, указ. И.К. Павловой. — СПб., 1996. — Л.215 об., 216.
123. Броневский С.М. Исторические выписки... — Л.216 об.
124. Донесение протопопа Иоанна Болгарского... — Л.8 об.
125. В первые годы служения епископа Гаия из Куртатинского ущелья в Моздок осетинами-переселенцами была привезена древняя кавказская святыня — икона Иверской Божией Матери. Владыка Гаий вышел навстречу из города с крестным ходом. Первоначально эта икона находилась в часовне, а затем в 1797 году перенесена в построенный Успенский храм. В течение многих десятилетий эта глубоко почитаемая на Кавказе святыня притягивала множество паломников. В праздник Успения к ней стекались тысячи молящихся — русских, осетин, грузин, армян. В конце XIX века настоятель Владикавказской епархии Владимир (Синьковский) организовал ежегодный перенос Моздокской иконы Божией Матери из Моздока во Владикавказ. Крестный ход с иконой шествовал через христианские и мусульманские аулы Северной Осетии. См.: Попов И. Владикавказская епархия // Православная Богословская энциклопедия. Т.III. — С.550.
126. Гедеон, митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. — М.-Пятигорск, 1992. — (Электронная версия).
127. Сам епископ Гаий был переведен на вновь учрежденную кафедру в Пензе.
128. Всеподданнейший рапорт генерал-лейтенанта Кнорринга от 16 марта 1800 года // АКАК. — Т.I. — Д.1051. — С.717.
129. Всеподданнейший рапорт генерал-лейтенанта Кнорринга от 16 марта 1800 года...
130. Рескрипт Павла I генерал-лейтенанту Кноррингу от 11 апреля 1800 года // АКАК. — Т.I. — Д.763. — С.581.
131. Гедеон. История христианства...
132. Доброклонский А. Руководство по истории Русской церкви. Вып. IV. — М., 1893. — С.48-49.
133. Цит. по: Гедеон. История християнства...
134. Тотоев М. Развитие просвещения в 30-40-е годы XIX века под влиянием русской культуры // Известия Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Вып.I. — Дзауджикау, 1948. — Т.XIII. — С.19-22.
135. Гедеон. История христианства...
136. Знаменский П. Учебное руководство по истории Русской церкви. — С.384.
137. Гедеон. История христианства...
138. Всеподданнейший отчет главнокомандующего Кавказскою армиею по военно-народному управлению за 1863-1869 годы. — СПб., 1870. — С.85-90.
139. Там же.
140. От Общества восстановления православного христианства на Кавказе // Терские ведомости. — 1885. — 1 дек. — (Љ97). — С.2.
141. Блиев М.М., Бзаров Р.С. История Осетии с древнейших времен до конца ХIХ века: Учебник для старших классов средней школы. — Владикавказ, 2000.