Общая характеристика основных теории (школ) о праве.
Сущность и признаки права. Принципы права.
Функции права.
Ценность права.
Общая характеристика основных теорий (школ) о праве
Понятие права является центральным, базовым понятием всей юридической науки. Этим объясняется то упорное стремление, с которым представители многих отраслей знаний, и не только юриспруденции, уже много веков пытаются дать его определение. Вся история правовой мысли — это, по сути, история не сбывшихся пока в полной мере надежд разобраться в сущности этого явления, постичь и объяснить его природу. В свое время великий философ Иммануил Кант (1724-1804 гг.) сожалел, что «юристы и до сих пор ищут дефиницию для своего понятия права» и предсказывал тщетность этих поисков. Можно констатировать, что, как и в прошлом, так и в современной юридической науке нет единого понимания права. Рассмотрим несколько основных теорий (школ) о праве.
Теологическая (религиозная) школа права
Представители этой школы — Иоанн Златоуст (345-407 гг.), Аврелий Августин Блаженный (354-430 гг.), Фома Аквинский (1225-1274 гг.), Марсилий Падуанский (1280-1343 гг.) утверждали, что право изначально выражает божественную волю, наверху пирамиды всего законодательства стоит божественный закон. По мнению христианских теологов, право имеет своей основой те божественные заповеди, которые дал Бог пророку Моисею на горе Синай. Будучи господствующим мировоззрением вплоть до средних веков, теологическая школа права и сегодня имеет немалое число сторонников, находит практическое воплощение в существующих религиозных правовых системах («мусульманское» право, «иудейское», «буддистское», «индуистское» и т. д.).
Историческая школа права
Г. Гуго (1764-1844 гг.), Ф. К. Савиньи (1779-1861 гг.), Г. Ф. Пухта (1798-1846 гг.), отвергая идею создания права законодателем, равно как и отрицая существование естественных прав и свобод, утверждали, что право есть продукт исторического развития общества. Оно появляется спонтанно, само собой, вследствие необходимости решать споры между людьми и развивается подобно языку, традициям и нравам. Создателями права могут считаться все члены общества и одновременно, — никто в отдельности.
Психологическая школа права
Представители — Л. И. Петражицкий (1867-1931 гг.), М. А. Рейснер (1868-1928 гг.). Согласно этой теории, правовые начала человеческого поведения коренятся в психике человека, «эмоциях долга». Право исходит не от государства, а от индивида, оно рождается в недрах человеческой психологии как некое «интуитивное право», основанное на внутренних убеждениях, индивидуальном восприятии человеком своего положения и окружающего его мира. Истинным мотивом поведения человека являются не внешние по отношению к нему нормативные приказы, установленные государственной властью, а внутренние моральные и правовые эмоции. Критикуя позитивистское понимание права, Л. И. Петражицкий писал: «Связывая понятие права с государством, наука лишается богатого и поучительного материала — тех правовых явлений, которые возникали и возникают вне государства, независимо от него и до появления государства…».
Юридический позитивизм
Дж. Остин (1790-1859 гг.), Дж. Бентам (1748-1832), Г. Ф. Шершеневич полагали, что право – это система норм (правил поведения), в основе которых лежит властный, императивный приказ государства. Попытки искать право вне действующего законодательства, обосновывать его существование идеями разума и справедливости, существованием неких прирожденных «естественных» прав и свобод, божественной волей или «народным духом» и т. п., позитивистами объявляются изначально бесперспективными и иллюзорными, «чепухой на ходулях».
Естественная школа права
В определенном смысле, естественно - правовая теория перекликается с теологическими представлениями о праве, поскольку и та и другая школы базируются на том постулате, что у человека есть некие «вечные» права и свободы. Но если теологическая школа видит источник этих прав в Боге, то более поздние теории естественного права, основанием этих прав называют самого человека, его «душу».
Так Дж. Локк (1632-1704 гг.), Ш. Л. Монтескье (1689-1755 гг.), Д. Дидро (1713-1784 гг.), П. А. Гольбах (1723-1789 гг.), Ж. Ж. Руссо (1712-1778 гг.) и др. утверждали, что человек рождается и существует с определенными правами и свободами, которые берут начало в самой природе человека, в его «естестве».
Согласно естественно-правовой теории, люди обладают определенными правами, прежде всего, правом на жизнь, на свободу, собственность и т.п. «естественным образом», то есть в силу того, что они просто люди и никто не вправе посягать на эти права.
Государственная власть, создавая юридические нормы, обязана учитывать существование естественных прав и свобод, формулировать и закреплять их в законодательстве, обеспечивать их реализацию. Если же законы государства не признают естественных прав, значит такие законы не имеют юридической силы (lex injusta non est lex – «несправедливый закон – это не закон вообще»).