Современная демографическая политика России: методы, приоритетные направления

ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ДИНАМИКА РЕГИОНОВ РОССИИ – это по лекции, но не знаю насколько соответствует

Регионы России оказались крайне дифференцированными по параметрам демографической динамики и развития, что требует учета региональной специфики при формировании демографической политики. С 1992 г. в России наступила естественная убыль населения. Она по своим размерам стала превышать миграционный прирост населения. С этого времени страна вступила в длительную полосу депопуляции. В 1994 г. число умерших в России достигло 2,3 млн. человек при низкой рождаемости, а годовое количество родившихся в 1994 г. составляло 1,4 млн. Таким образом, естественная убыль населения достигла — 0,9 млн. человек. С этого года естественная убыль населения находилась в пределах 700–950 тыс. человек, причем уже в новом столетии ее средне годовая величина превысила 0,9 млн. человек.

Что сейчас (по Росстату) (см. слайд):

За январь — октябрь 2012 года: — родилось 1.586.925 человек (на 104.118 человек или 7,0 % больше, чем за январь — октябрь 2011 года) — умерло 1.586.135 человек (на 24.030 человек или 1,5 % ниже, чем за январь — октябрь 2011 года). Естественный прирост: 790 человек (в прошлом году убыль 127.358 человек)

Естественный прирост в январе—октябре 2012 года зафиксирован в 39 субъектах федерации (18 — республики) против 28 (16 — республики) в 2011 года. Происходит незначительное сглаживание (выравнивание) естественного прироста/снижения населения по регионам (уменьшение прироста в Карелии, Ингушетии, Чечне, Тыве, Еврейской авт. области и увеличение в остальных регионах России).

Если в целом для страны характерна нисходящая демографическая динамика, то в разрезе субъектов федерации ситуация не выглядит столь однозначной. Нисходящая демографическая динамика является генеральной для всей России, но и преобладает в абсолютном числе территорий страны. Анализ данных Росстата показывает, что пик количества регионов, имевших нисходящую демографическую динамику, пришелся в России на 1999 г. — 81. По итогам уже 2003 г. их число несколько сократилось — до 75 за счет перехода ряда территорий к положительной демографической динамике.

Таким образом, по сочетанию естественного прироста и сальдо миграции складывается по сути два типа динамики:

1. Нисходящая динамика (депопуляция)

2. Восходящая динамика (рост населения).

Что происходило с Уралом, Сибирью (промышленными районами)?

По мере освоения нефтяных и газовых месторождений увеличивался миграционный приток населения и плотность. К 1979 г. плотность населения в Тюменской области составляла уже 1,3 человека на 1 кв. км. К 1989 г. в результате бурного заселения Западной Сибири плотность возросла до 2,2 человек на 1 кв. км в Тюменской области, а Ханты-Мансийский автономный округ превратился в самый плотно заселенный регион азиатского севера. На протяжении 90х показатели естественного движения населения в регионах Севера в неуклонно ухудшались, и миграция в Западную Сибирь — экономически привлекательный и динамично развивающийся регион страны оставалась главным источником пополнения его демографических и трудовых ресурсов. Именно мигранты и служили мощным источником покрытия издержек депопуляции.

Более того, обращает на себя внимание тот факт, что в отличие от России в целом за годы депопуляции плотность населения здесь не только не снизилась, но, напротив, возросла. Так, плотность населения России упала к 2001 г. до 8,4 человек на 1 кв. км. На сегодняшний день плотность населения Тюменской области – 2.3. (т.е. растет плотность), Ханты-Мансийского округа - 2.9.

Промышленность повлекла за собой рост урбанизации. Западная Сибирь относится к числу наиболее урбанизированных территорий России. В городах региона проживает 91,5% общей численности населения.

Не из лекции

Демографическая политика —это целенаправленная деятельность субъекта политики по сохр или изм параметров воспроизводства нас посредством реализации мер дем политики. государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения

Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших и взаимосвязанных компонента: определение и изложение системы целей, а также разработку и реализацию средств для их достижения.

цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций в области динамики численности и структуры населения, темпов их изменений, динамики рождаемости, смертности, семейного состава, расселения, внутренней и внешней миграции, качественных характеристик населения.

Цели и системы мер по регулированию воспроизводства населения определяются господствующими идеологическими концепциями, особенностями сложившейся социальной системы, типом государственного управления, уровнем экономического развития и ресурсными возможностями, качеством жизни, культурными и религиозными нормами и традициями.

Принципиальная особенность демографической политики заключается в воздействии на динамику демографических процессов не прямо, а опосредовано, через демографическое поведение, через принятие решений в сфере брака, семьи, рождения детей, выбора профессии, сферы занятости, места жительства. Меры демографической политики воздействуют как на формирование демографических потребностей, обусловливающих специфику демографического поведения, так и на создание условий для их реализации. Особую сложность демографической политике как части социального управления придает необходимость учитывать и согласовывать интересы разных уровней: индивидуальных, семейных, групповых и общественных; локальных, региональных и общегосударственных; экономических, социально-политических, экологических и этно-культурных; ближайших, среднесрочных и долгосрочных.

Объектамидемографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненнного цикла.

Основные направления демографической политики включают: государственную помощь семьям с детьми, создание условий для сочетания родительства с активной профессиональной деятельностью, снижение заболеваемости и смертности, увеличение продолжительности жизни, улучшение качественных характеристик населения, регулирование миграционных процессов, урбанизации и расселения и т.п.

Демографическая политика, как правило, реализуется через комплекс различных мер:

– экономических(оплачиваемые отпуска и различные пособия при рождении детей; пособия на детей в зависимости от их числа, возраста, типа семьи; ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы и т.д.);

– административно-правовых(законодательные акты, регламентирующие браки, разводы, положение детей в семьях, алиментные обязанности, охрану материнства и детства, аборты и использование средств контрацепции, социальное обеспечение нетрудоспособных, условия занятости и режим труда работающих женщин–матерей, внутреннюю и внешнюю миграцию и т.п.);

– воспитательных и пропагандистскихмер, призванных формировать общественное мнение, нормы и стандарты демографического поведения, определенный демографический климат в обществе.

В России:

Распад СССР (1991 г.) поставил вопрос о выработке в России концепции собственной демографической политики, учитывающей новые экономические, социальные и политические условия. Как правопреемник СССР Россия сохранила в действии основные правовые нормы и направления демографической политики, унаследованной от СССР, сохранила и многие меры социально-экономической и правовой поддержки материнства и детства.

В условиях переходной экономики стала проводиться политика социальной защиты семей с детьми, была введена единая система семейных пособий, призванная смягчить влияние переживаемого Россией кризиса на уровень жизни семей с детьми, противостоять дальнейшему падению рождаемости. Новая система пособий, введенная федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. (с последующими изменениями) включала в себя:

• пособие по беременности и родам (в размере среднего заработка по месту работы, выплачивается за период 70 дней до родов и 70 (в случае осложненных родов — 86, при рождении двух и более детей — 110) дней после родов. При этом отпуск исчисляется суммарно, и пособие предоставляется полностью, независимо от числа

дней, проведенных в дородовом отпуске.

• единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, т.е. до 12 недель (50% минимального размера оплаты труда, позднее — 100%).

• единовременное пособие при рождении ребенка (10 минимумов оплаты труда, позднее — 15).

• ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (в размере минимальной оплаты труда, позднее — 200%).

• ежемесячное пособие на детей (70% минимального размера оплаты труда), увеличенные пособия для одиноких матерей и некоторых других категорий семей.

В сентябре 2001 г. распоряжением Правительства РФ была одобрена разработанная Минтрудом РФ «Концепция демографического развития России на период до 2015 года», в которой сформулирована долгосрочная цель демографической политики: стабилизация численности населения России и создание предпосылок для роста населения. В концепции сформулированы основные направления и приоритеты политики в области рождаемости и укрепления семьи, в области снижения смертности и повышения продолжительности жизни, в области миграции. Разрабатываются конкретные планы мероприятий и программы по реализации этой концепции, в частности, меры по стимулированию рождаемости (пособия, налоговые льготы, жилищные субсидии молодым семьям и т.п.).

Конц 2001 года до 2015 г.

Концепция демографической политики РФ-система определений важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в области народонаселения до 2015 года.

Предпосылки:

l Низкая рождаемость (1,2/ж) → недостаточно для простого замещения поколений!

l Высокая смертность:

- 80/20 (мужчины/женщины)

- Инфекционные и паразитарные заболевания;

l Неудовлетворительная миграционная ситуация;

l Депопуляция в 65 субъектах:

- +сокращение численности отдельных этнических групп

Цели:

Стабилизация численности населения к 2015 году;

Формирование предпосылок к последующему демографическому росту

Задачи → укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни

Акценты: борьба с алкоголизмом

Задачи → стимулирование рождаемости и укрепление семьи

Задачи → разумная политика в области миграции и расселения

Информационное обеспечение

l Текущий учёт населения;

l Выборочные обследования;

l Переписи населения;

l Пропаганда в СМИ: Здорового образа жизни; Семейственности; Распространение информации об: Опасностях (заболевания/стихийные бедствия/опасные товары и т.п.)

Что было сделано? (2006-2007)

l Программы снижения предотвратимой смертности и травматизма;

l Изменения в ФЗ «О безопасности ДД»;

l Проект концепции государственной миграционной политики;

l Изменения в ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей»;

l Порядок приобретения жилья за счет госсредств в рамках поддержки семьи;

Недостатки

l Отсутствие четких количественных показателей;

l Отсутствие оформленной и единой этапизированной программы действий;

«Увольнение» концепции в 2007 году...

Наши рекомендации