В выводах делаете акцент на сильных и слабых сторонах личности
Методика № 2 ЭМИН (Д.В. Люсин)
ИМЯ:______________________________ Возраст__________________________
ИНСТРУКЦИЯ: «Вам предлагается заполнить опросник, состоящий из 46 утверждений. Читайте внимательно каждое утверждение и ставьте крестик (или галочку) в той графе, которая лучше всего отражает Ваше мнение».
№ | Утверждение | Совсемнесогласен | Скореенесогласен | Скорее согласен | Полностью согласен |
Я замечаю, когда близкий человек переживает, даже если он (она) пытается это скрыть | |||||
Если человек на меня обижается, я не знаю, как восстановить с ним хорошие отношения | |||||
Мне легко догадаться о чувствах человека по выражению его лица | |||||
Я хорошо знаю, чем заняться, чтобы улучшить себе настроение | |||||
У меня обычно не получается повлиять на эмоциональное состояние своего собеседника | |||||
Когда я раздражаюсь, то не могу сдержаться, и говорю всё, что думаю | |||||
Я хорошо понимаю, почему мне нравятся или не нравятся те или иные люди | |||||
Я не сразу замечаю, когда начинаю злиться | |||||
Я умею улучшить настроение окружающих | |||||
Если я увлекаюсь разговором, то говорю слишком громко и активно жестикулирую | |||||
Я понимаю душевное состояние некоторых людей без слов | |||||
В экстремальной ситуации я не могу усилием воли взять себя в руки | |||||
Я легко понимаю мимику и жесты других людей | |||||
Когда я злюсь, я знаю, почему | |||||
Я знаю, как ободрить человека, находящегося в тяжелой ситуации | |||||
Окружающие считают меня слишком эмоциональным человеком | |||||
Я способен успокоить близких, когда они находятся в напряжённом состоянии | |||||
Мне бывает трудно описать, что я чувствую по отношению к другим | |||||
Если я смущаюсь при общении с незнакомыми людьми, то могу это скрыть | |||||
Глядя на человека, я легко могу понять его эмоциональное состояние | |||||
Я контролирую выражение чувств на своем лице | |||||
Бывает, что я не понимаю, почему испытываю то или иное чувство | |||||
В критических ситуациях я умею контролировать выражение своих эмоций | |||||
Утверждение | Совсемнесогласен | Скореенесогласен | Скорее согласен | Полностью согласен | |
Если надо, я могу разозлить человека | |||||
Когда я испытываю положительные эмоции, я знаю, как поддержать это состояние | |||||
Как правило, я понимаю, какую эмоцию испытываю | |||||
Если собеседник пытается скрыть свои эмоции, я сразу чувствую это | |||||
Я знаю, как успокоиться, если я разозлился | |||||
Можно определить, что чувствует человек, просто прислушиваясь к звучанию его голоса | |||||
Я не умею управлять эмоциями других людей | |||||
Мне трудно отличить чувство вины от чувства стыда | |||||
Я умею точно угадывать, что чувствуют мои знакомые | |||||
Мне трудно справляться с плохим настроением | |||||
Если внимательно следить за выражением лица человека, то можно понять, какие эмоции он скрывает | |||||
Я не нахожу слов, чтобы описать свои чувства друзьям | |||||
Мне удаётся поддержать людей, которые делятся со мной своими переживаниями | |||||
Я умею контролировать свои эмоции | |||||
Если мой собеседник начинает раздражаться, я подчас замечаю это слишком поздно | |||||
По интонациям моего голоса легко догадаться о том, что я чувствую | |||||
Если близкий человек плачет, я теряюсь | |||||
Мне бывает весело или грустно без всякой причины | |||||
Мне трудно предвидеть смену настроения у окружающих меня людей | |||||
Я не умею преодолевать страх | |||||
Бывает, что я хочу поддержать человека, а он этого не чувствует, не понимает | |||||
У меня бывают чувства, которые я не могу точно определить | |||||
Я не понимаю, почему некоторые люди на меня обижаются |
МП = МЭИ =
МУ = ВЭИ =
ВП = ПЭ =
ВУ = УЭ =
ВЭ = ОЭИ =
ОБРАБОТКА
Для подсчета баллов ответы испытуемых кодируются по следующей схеме.
Для утверждений с прямым ключом (знак плюс «+»):
— «совсем не согласен» – 0
— «скорее не согласен» – 1
— «скорее согласен» – 2
— «полностью согласен» – 3.
Для утверждений с обратным ключом (знак минус «—»):
— «совсем не согласен» – 3
— «скорее не согласен» – 2
— «скорее согласен» – 1
— «полностью согласен» – 0.
Ключ
Шкала МП
«+» 1, 3, 11, 13, 20, 27, 29, 32, 34
«–» 8, 38, 42, 46
Шкала МУ
«+» 9, 15, 17, 24, 36,
«–»2, 5, 30, 40, 44
Шкала ВП
«+» 7, 14, 26
«–»8, 18, 22, 31, 35, 41, 45
Шкала ВУ
«+» 4, 25, 28, 37
«–» 12, 33, 43
Шкала ВЭ
«+» 19, 21, 23
«–»6, 10, 16, 39
По каждой шкале складываются результаты по + (прямому ключу) и по – (обратному ключу).
Опросник ЭмИн даёт баллы по двум субшкалам, измеряющим различные аспекты МЭИ, и по трём субшкалам, измеряющим различные аспекты ВЭИ. Значения по шкалам МЭИ и ВЭИ получаются путём простого суммирования соответствующих субшкал, то есть
МЭИ = МП + МУ
ВЭИ = ВП + ВУ + ВЭ
Другой способ суммирования субшкал даёт ещё две шкалы – ПЭ и УЭ,
ПЭ = МП + ВП
УЭ = МУ + ВУ + ВЭ
Можно также использовать интегральный показатель общего эмоционального интеллекта ОЭИ,
ОЭИ = МП + МУ + ВП + ВУ + ВЭ
· Шкала МЭИ (межличностный ЭИ). Способность к пониманию эмоций других людей и управлению ими.
· Шкала ВЭИ (внутриличностный ЭИ). Способность к пониманию собственных эмоций и управлению ими.
· Шкала ПЭ (понимание эмоций). Способность к пониманию своих и чужих эмоций.
· Шкала УЭ (управление эмоциями). Способность к управлению своими и чужими эмоциями.
· Субшкала МП (понимание чужих эмоций). Способность понимать эмоциональное состояние человека на основе внешних проявлений эмоций (мимика, жестикуляция, звучание голоса) и/или интуитивно; чуткость к внутренним состояниям других людей.
· Субшкала МУ (управление чужими эмоциями). Способность вызывать у других людей те или иные эмоции, снижать интенсивность нежелательных эмоций. Возможно, склонность к манипулированию людьми.
· Субшкала ВП (понимание своих эмоций). Способность к осознанию своих эмоций: их распознавание и идентификация, понимание причин, способность к вербальному описанию.
· Субшкала ВУ (управление своими эмоциями). Способность и потребность управлять своими эмоциями, вызывать и поддерживать желательные эмоции и держать под контролем нежелательные.
· Субшкала ВЭ (контроль экспрессии). Способность контролировать внешние проявления своих эмоций.
Стенайны
Стенайны | Сырые баллы по шкалам | |||
МЭИ | ВЭИ | ПЭ | УЭ | |
31 и меньше | 28 и меньше | 31 и меньше | 29 и меньше | |
32–34 | 29–32 | 32–34 | 30–32 | |
35–37 | 33–36 | 35–37 | 33–36 | |
38–40 | 37–40 | 38–40 | 37–40 | |
41–44 | 41–44 | 41–44 | 41–44 | |
45–47 | 45–48 | 45–47 | 45–47 | |
48–51 | 49–53 | 48–51 | 48–51 | |
52–55 | 54–57 | 52–56 | 52–56 | |
56 и больше | 58 и больше | 57 и больше | 57 и больше |
1-2 стенайна – низкий уровень, 8-9 стенайнов – высокий уровень.
3 стенайна– ниже среднего; 4-5 стенайна – середина; 6-7 стенайнов – выше среднего.
В выводах отразить, что преобладает МЭИ или ВЭИ, ПЭ или УЭ, а также отразить уровень выраженности компонентов эмоционального интеллекта.