Определение безопасности полетов
ТЕМА №4
Безопасность полетов Система управления безопасностью полетов.
Рассматриваемые вопросы:
Безопасность полетов авиационно-транспортной системы
1.1 Определение безопасности полетов.
1.2 Показатели безопасности полетов.
2. Основные процессы управления безопасностью полетов. Факторы опасности и факторы риска.
2.1 Основные группы фактором опасности.
2.2 Основные виды и уровни рисков.
Система управления безопасностью полетов эксплуатанта.
3.1 Политика и цели обеспечения безопасности полетов.
3.2 Управление факторами риска для безопасности полетов.
3.3 Обеспечение безопасности полетов.
3.4 Популяризация вопросов безопасности полетов
Безопасность полетов авиационно-транспортной системы
Определение безопасности полетов.
Обеспечение безопасности полетов (БП) является одной из наиболее актуальных проблем гражданской авиации.
Следует отметить, что в России существуют регионы к которым можно добраться только воздушным путем. К таким регионам относится около 60 процентов территории страны. Это определяет не только высокую значимость гражданской авиации как транспортной системы, но требование по обеспечению безопасности перевозок и авиационных работ.
При решении вопросов безопасности полетов на нынешнем этапе развития гражданской авиации необходимо учитывать стремительный рост объемов перевозок, массовое обновление парка воздушных судов и смену поколения авиационных специалистов.
Обеспечение безопасности полетов при воздушных перевозках пассажиров и грузов является приоритетной задачей государства. При этом в условиях рыночной экономики роль государства должна заключаться во введении требований ко всем элементам авиационно-транспортной системы и организации контроля за их исполнением.
В «Государственной программе обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации» утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 641-р, дано определение безопасности полетов.
«Безопасность полетов воздушных судов гражданской авиации представляет собой состояние авиационной транспортной системы, при котором риск причинения вреда лицам или нанесения ущерба имуществу снижен до приемлемого уровня и поддерживается на этом либо более низком уровне посредством непрерывного процесса выявления источников опасности и контроля факторов риска.»
Данная Программа учитывает анализ результатов расследования авиационных происшествий и инцидентов с воздушными судами гражданской авиации, а также выявленные в работе авиационно-транспортной системы недостатки за длительный период. Программа направлена на предотвращение авиационных происшествий, которые могут быть устранены усилиями органов законодательной власти и органов исполнительной власти Российской Федерации и авиационных организаций Российской Федерации.
Порядок расследования авиационных происшествий и инцидентов и их определение изложены в «Правилах расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации» утвержденных Правительством Российской Федерации 18 июня 1998 года Постановлением № 609.
Авиационные события подразделяются на:
- авиационные происшествия;
- авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты);
- производственные происшествия.
Авиационное происшествие - событие, связанное с использованием воздушного судна, которое имеет место с момента, когда какое-либо лицо вступило на борт с намерением совершить полет, до момента, когда все лица, находившиеся на борту с целью совершения полета, покинули воздушное судно, и в ходе которого:
- какое-либо лицо получает телесное повреждение.
- воздушное судно получает повреждение или происходит разрушение его конструкции.