Объект и направление социально- и культурно-антропологических исследований
В качестве исследовательских объектов социальной и культурой антропологии к настоящему времени сложились следующие:
■ культурно-исторические регионы, поселения различных типов;
■ британский социальный структурализм, где считается, что сходные по внутренней структуре социокультурные явления могут быть внешне совершенно различны, а кажущиеся сходными феномены могут различаться в некотором существенном отношении и один из них может быть детерминантой другого;
■ психологическая антропология, где считается, что некоторые виды социокультурных феноменов представляют собой вариации на определенную тему (например, удовлетворение человеческих потребностей) или некоторое социальное измерение (например, социальная дифференциация) ;
■ французский структурализм, где считается, что все человеческие феномены определенного типа детерминированы некоторым набором врожденных принципов (пределов), прямо не наблюдаемых в самих феноменах.
Таковы сегодня источники объяснительных принципов и моделей, которые могут быть использованы для интепретации динамики и многообразия культурных феноменов различного масштаба и различной степени устойчивости во времени.
Пуляев В. Т.. Шаронов В. В.
СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ:
ТРУДНЫЕ ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ.
Две задачи непременно встают перед любой областью знаний в период ее становления. Одна из них — обретение самостоятельного положения, собственного статуса в системе уже созданного здания Единой Науки. Другая — определение и по возможности четкое формулирование если не предмета, то, по крайней мере, более или менее фиксированного круга познавательных проблем. Не избежала этих задач и социальна я антропология, несмотря на то. что се становление есть по сути дела результат процесса внутренней дифференциации широкой, достаточно традиционной обшей антропологии.
Дифференциация врамках единой науки характерна хтя развития научного знания XX века. Этот факт зафиксирован как в специальном науковедении, так и в обшей философии науки. Уже в самом начале столетия С. Н. Булгаков отмечал, что каждая специальная наука “рассматривает социальную жизнь, очевидно, по-своему, с разных сторон, проводит на глобусе знания свою особую кривую, хотя, может быть, и пересекающуюся, однако, не сливающуюся с другими"'. И котя пафосом развития научного знания продолжает по традиции оставаться устремленность к всестороннему познанию объекта, вес более явственным становится, что достижение этой цели, вообше-то говоря, выходит за пределы возможностей не только каждой отдельной науки, но и собственно научного знания как такового. Оно требует возможно более полного привлечения всего спектра познавательных усилий человечества — от здравого смысла до философской метафизики. Это тем более относится к постижению амтро- пологмческих объектов, к рефлексии человека.
Сложность структуры современного антропологического знания базируется, следовательно, не только ка онтологической многогранности человека и форм его бытия, ио и на ряде обстоятельств гносеологического плана. К их числу относится уже отмеченная множественность познавательных процедур постижения природы человека, включающих как собственно научные, так и вненаучиыс формы науковсдчсских и культурологических работ, а также * самой антропологической литературе. Так например. Б. Г. Ананьев считал, что проблема человека имеет по сути дела общенаучный характер: многие современные культурологи полагают, что постижение человека в его тотальной целостности достигаете* усилиями всей культуры; утверждении же о том. что человек как предмет познания выходит за пределы граиицлюбон фиксированной познавательной области, стало общим местом.
Приведенные выше соображения отнюдь не свидетельствуют, однако, о безграничности и аморфности антропологического знания, а заставляют с особой внимательностью и строгостью отнестись к вопросу о предметных его границах. При этом мы ведем речь не о расширительно-обыденном. а об узкоспеиих1ьном смысле антропологического знания, которое может быть определено как знание о целостности человека. Любой раздел антропологии — любая актролалоги- ческая дисциплина — так или иначе направлен на раскрытие определенного среза целостности человека и именно в этом обретает свою специфичность в рамках обшего антропологического направления гуманитарного знания.
Каков же “срез целостности" человека, непосредственно интересующий социальную антропологию?
Дискуссии о том. какая из форм исследовательской рефлексии должна (и может!) взять на себя функцию создания целостной теории человека, лишь усилились посте утраты историческим материализмом “исключительных прав” на единственно научную философию истории и теоретическую социологию. На первый взгляд кажется, что место, на которое долгое время претендовал исторический материализм. осталось вакантным. Но это не так. В стру ктуре философского знания традиционно существует раздел — социальная философия. который имеет действительные права и реальные возможности взять на себя функцию репрезентации концепции тотальной целостности человека. И вот почему. Создание общей теории целостности человека возможно лишь в рамках той теоретической конструкции, которая одновременно включает в себя синтетическую концепцию общества. Палее того, концепция человека и концепция общества должны рассматриваться как две модификации единой общей теории социального бытия — социальной философии. Суть дела не просто в перестановке терминов, названий, соответствующих теоретических конструктов. Она в преодолении социологической и политической ангажированности исторического материализма, занимавшегося по преимуществу изучением дслсрсокифицировакимх. нал индивидуальных общественных отношений, как основы, в рамках которой бледной тенью “проступала” человеческая индивидуальность. субъективность, личность. В рамках исторического материализма оказалось принципиально невозможным "уравнять" до модификациоммо- го уровня комцепции обществ.! и человека. Вряд ли такую задачу можно разрешить и в рамках философской антропологии, которая изначально придает приоритетное значение концепции целостности человека, выводя ее за пределы модифнкациониого “равенства" с обшей концепцией общества. Между тем. концепции общества и человека (теоретическая социология и философская антропология) — это не две рядоположенные части (к которым могут быть применены оценочные критерии "первично” — "вторично", “определяющее — определяемое" и т. п.). а две модификации единой теории социхтьного бытия, в рамках которой они связаны отношениями единства противопотожиостей. Одна из них — теоретическая социология, вторая —философская антропология. Поскольку в рамках диалектического единства одна противоположность обнаруживает свою сущность лишь тогда, когда в сс теоретическом образе сохраняется достаточная связь с другой, постольку непосредственным объектом теории общества будет целостный аспект бытия людей в определенной и достаточной связи с противоположным ему суммативным аспектом, а в теории человека непосредственным объектом выступает суммлтивиый аспект втесной связи с целостным. И втом, и вдругом случаях яоспроизводится единство противоположностей (что характерно для обшей теории социального бытия — социальной философии). но каждый раз — в специфической модификации этого единства, когда на первый план (в качестве непосредственного объекта исследования) выступает одна из противоположностей, а сс единство с другой играет служсб- иую роль, помогая выявлению сущности первой.
В модификации социхтьиой философии, обозначаемой как теория общества (теоретическая социология), на первый план выступает изучение бытия людей как целостного органического единства, в котором их жизнедеятельность фиксируется в безличных категориях. Однако эта сторона соиихльиой жизни ие может быть правильно интерпретирована вне связи со своей противоположностью — суммативным единством бытия людей как множества относительно самостоятельных, активно действующих индивидов. Поэтому в теории общества, во-первых, присутствуют концегттухльиые антропологические представления о человеке, его родовых свойствах, "сущностных силах" (способность к труду, рефлексивное сознание, общение и т. п.), внутренней структуре и т. д. Однако они играют здесь вспо- могатсльио-ииструмснтхльную рать, а задача их специального анализа в рамках теории общества ие ставится. Во-вторых, в теории
Кроме того, нельзя не учитывать принципиальную правомерность различных позиций исследователей и “бытописателей" человеческой сущности и сс проявлений. Дело в том. что антропологическое знание есть по сути самопознание, неотделимое от самооценки, принципиально не позволяющей элиминировать субъективность самого рефлексирующего подхода. Антропологическое познание, как никакое другое, насыщено пониманием, причем в его особо “деликатной" и “ранимой" форме, форме самопонимания. Вевоюочередь, неотрывной характеристикой самопознания и самопонимания является индивидуальность рефлексирующего субъекта с сс эмоционхль- но-чуьствсниой окрашенностью. Вся эта индивидуальность привносится в сам познавательный процесс, а значит, сказывается на его результатах. В самопознании, как тонко заметил А. Уайтхед, единство субъекта и объекта фиксируется как "событие", в котором субъект есть “беспокойство об объекте". Это “беспокойство" сразу же помещает объект в качестве компонента опыта субъекта с эмоциональной окраской, исходящей от объекта и направленной на него1.
Конечно, антропология (в том числе и социальная антропология) так или иначе опирается на научные знания, использующие объективные методы исследования для получения объективно-истинных результатов (биологию, физиологию, психологию, социологию, этнографию и др.). В этом смысле она имеет под собой строгое научное основание. Но тем не мсмес она не может быть сведена к этому основанию. Скажем больше: значительная "даля" сс собственно специфического содержания лежит за пределами научного основания.
Антропология, таким образом, есть сложноструктурированный процесс схмопостижсиия человеком себя как объекта и субъекта бытия. Этот процесс требует сочетания всех имеющихся в данной исторически определенной культуре познавательных форм — научных, обыденно-практических, эстетических, этических, религиозных, философских. Каждая из этих форм присутствует в антропологическом процессе со своими специфическими познавательными процедурами. методологичсскимиоссбснностями. содержательными результатами и оценочными критериями — от объективно-истинных до утилитармо-полезных.
Не сливается лив таком случае антропологическое знание с содержанием всей духовной культуры каждого длнного исторического этапа? В известном смысле утвердительный ответ на такой вопрос не лишен основания. Более того, он содержится так или иначе в ряде
общества осуществляется процедура обобщения действий “живых личностей'*. В-третьих, теория общества, оперируя безличными категориями. отвлекается от качественной определенности человека далеко не всегда. В ней может идти речь и о лицах, но лишь постольку, “поскольку они являются олицетворением экономических категорий. носителями определенных классовых отношений и интересов” .
В модификации социальной философии, представляющей общую теорию человека, на первый план выступает исследование сумыатив- иого аспекта бытия людей. Однако эта сторона общественной жизни не может быть адекватно понята вис связи со своей противоположностью — органическими формами единства людей — общественными отношениями, классовой и национальной структурой, политическими организациями и учреждениями. Поэтому в теории человека, во-первых, присутствуют и выступают в качестве основания комцеп- туальные представления о строении общества и закономерностях его развития. Во-вторых, в процессе воспроизведения структуры человека осуществляется своего рода дезинтеграция, “очеловечивание" бехличиых теоретических конструктов, которые понимаются как результат объективации продуктов духовного мира человека. В результате — и это в-третьих. — исследуя активность и самодеятельность индивидов, антропологическая модификация социальной философии способствует постижению “живых” источников воспроизводства и изменения нддиндивндуальных общественных образований в процессе творческой преобразовательной деятельности человека.
Таким образом, теория общества раскрывает тайну формирования социальной сущности человека, а теория человека способствует рс- шсииюобщссоциологмчсских проблем, помогая понять общество как продукт деятельности живых человеческих личностей. Кдк видно, каждая из этих теоретических рефлексий содержит “в снятом виде" другую, будучи в то же время относительно самостоятельной. Это возможно лишь потому, что они образуют две рзпичкые формы существования, или модификации, более обшей теоретической системы — социальной философии .
Мы привели рассуждения десятилетней давности для того, чтобы сформулировать несколько положений, важных для понимания процесса становления социальной антропологии как относительно самостоятельной отрасли антропологического знания.
Положение первое. Социальная антропология не претендует на исключительное и всеобъемлющее отражение феномена человека. Она рассматривает себя и свои задачи в ряду прочих чсловсковедчс- ских дисциплин, а посему всемерно пользуется их разработками и результатами. Так. например, социальная антропология не ставит своей задачей специальные исследования социальной сущности человека. да и воебше проблемы его социальной детерминации. Оиа вполне довольствуется теми наработками, которысдостзвляют человековедению в этом плане социальная фкдософи я и социология. Иначе говоря, социальная сущность человека — это общая методологическая посылка, которую социальная антропология я готовом виде воспринимает (в соответствии со своими мировоззренческими ориентациями) у других разделов гуманитарного знания. В рамках своей компетенции и своих исследовательских заадч социальная антропология. конечно же. “имеет дело" с проблемой социальной детерминации внутреннего духовного мира человека, но это не собственное существо ее предмета, а скорее — отправная методологическая позиция. позволяющая (или способствующая) наиболее рельефно высветить относительную автономность и внутреннюю самодостаточность человеческой сублектиости.
Положение второе. Стремление к целостному постижению и описанию человека — задача всего чсловскозиания. включающего в себя широкийспсктр гуманитарного и естественнонаучного знания, атак- же целого ряда висиаучиых познавательных форм. К решению этой задачи, конечно же. причастна и социальная антропология. Мы видим эту причастность в направленности социальной антропологии на раскрытие тех феноменов внутреннего мира человека, которые делают его активным. творческим созидателем своего собственного ооци- альиого бытия.
В процессе своей многообразной практической преобразующей деятельности “человек удваивает себя не только интеллектуально, как это имеет место в сознании, но и реально, деятельно, и созерцает самого себя в созданном им мире"1.
Раскрытие содержания и характера функционирования этого механизма “удвоения себя" — сличала в сознании, а затем и в практическом созидании социальных форм — и есть непосредственная задача социальной антропологии.
Положение третье. Социальная антропология, таким образом, будучи одной из составляющих целого куста антропологических дисциплин, свой непосредственный предмет видит как проблему облек-тивации продуктов духовного мира человека, их опредмечивания в социальных отношениях, институтах, учреждениях. В одной из статей мы сформулировали свое видение предмета социальной антропологии так: “социальная антропология в первом приближении может быть определена как учение о внутреннем мире человека, обеспечивающем его субъективность, его активность как творца социального мира" .Такое понимание предмета социальной антропологии позволяет определить и тот “срез" целостности человека, в постижении которого она и принимает непосредственное участие — это структура внутренней активности человека и механизм объективации продуктов его духовного мира, этой активностью порождающихся.
“Философская принадлежность" социальной антропологии определяется отнюдь не сс стремлениями отразить тотальную целостность человека. Это задача, очевидно, всего человекознания. которое лишь абстрактно репрезентировано философской антропологией. У социальной антропологии, как уже отмечалось, свой “срез" целостности человека. Она нацелена на раскрытие связи внутреннего духовного мира человека с внешним по отношению к нему социальным миром объективированных отношений, институтов и общностей. При этом вес многообразие этих связей по-разному включается в предметную область социальной антропологии. Одни виды связей непосредственно и в полном объеме "входят" в предмет; другие — косвенно и не полностью; третьи — составляют "предпредметиую" область социальной антропологии, выполняя роль методологического. философского и общенаучного се обеспечения. Более развернуто предметная область социальной антропологии может быть представлена противоречивым единством трехосновных (обобщенных) областей взаимодействия человека и социума.
Первая — обусловленность внутреннего мира человека формами его социального бытия, являющимися плодом предметно-практической деятельности предшествующих поколений, а также продуктами творческой энергии и созидательной деятельности других людей — его современников. Представленный в таком аспекте связи внутреннего и внешнего социальный миробъективных реальностей выступает как сфера необходимости, которой детерминируется и с которой сопрягается свобода каждого отдельного индивида.
Структур;! внешнего соцмхтьиого мира, его объективные дспсрсо- ннфицировлмные формы и отношения составляют предмет изучения не социальной антропологии, а социологии. Социальную актропало-гию этот аспект связи внутреннего и внешнего интересует как процесс воплощения внешних объективных форм социальности в тс или иные качества и черты внутреннего объективного мира человека. При этом хотелось бы отметить, что по мере личностного развития человека достигается состояние, когда внешние раздражители почти перестают непосредственно вызывать реакции человека, и в то же время необычайно усложняются опосредованные процессы — мышление. воображение, совесть, долг, ответственность. Вследствие этого "отрыва" от непосредственного сенсорного контроля становится возможным обобщение в воображении событий, планирование своей будущей среды и своего будущего внутреннего состояния. Все это создаст иитсргсихаюгичсские возможности для реализации личностью своей свободы и обретения смысла жизни. Чем более развита личность (се самосознание и культурный кругозор), тем баз се усложнен механизм опосредованных иитсрпсихатогичсских процессов1.
Вторая — независимость внутреннего мира человека от объективированных социальных форм, учреждений и отношений. Речь идет об относительной автономности внутреннего духовного мира человека. Предметом внимания социальной антропологии при этом выступает вся сложная структурная организация внутреннего мира, само- обусловлсиность его феноменов. В этой связи особый интерес для социальной антропологии представляет раскрытие собственной имманентной логики формирования и функционирования духовного мира человека, сгосубъектиости. тем более, что высшие уровни этого духовного мира (рефлексивное сознание, совесть, ответственность, смысл жизни) весьма опосредованно связаны с внешними объективированными социальными формами. Здесь мы вступаем в мир индивидуальности человека, который в значительной степени связан с общением, то ость субъект —субъектными отношениями. Индивидуальность есть неповторимая, уникальная реализация общеродовой при рады человека в данном конкретном индивидууме. Ока возможна лишь в результате “встречи” одного человека с другим, понимания человеком человека, преодоления одной индивидуальности другой индивидуальностью. Лишь Сталкиваясь с дру гими индивидуальностями, преодолевая их в себе, человек вступает в абсолютно-вссоб- щсчсловечсскос. обретает абсолютно-человеческую общность с другими людьми. Иными словами, человек реализуется как человек только включением его во вссобщсчсловсчсскос (коллективное). При этом индивидуальность не теряется, а реализуется в процессепонимания другого человечески индивидуального. Индивидуальность. отмечал Х.-Г. Гадамср. есть преграда чуждого, “которую должно преодолеть наше понимание. — в итоге понимание находит свое завершение, а идея индивидуальности свое обоснование лишь в бесконечном сознании. Именно пантеистическая включенность (Eingcschlasscnhcit) всякой индивидуальности в абсолютное делает возможным чудо понимания" .
В ложно <пссвдо) всеобщем — толпа, банда, митинг — индивидуальность не реализуется путем понимания другой индивидуальности. а растворяется, теряется, инвестируется. Толпа — разрушение индивидуальности. Подлинный коллектив, подлинная общественность — «юле ее реализации. Индивидуальность, таким образом, не внситс-формальмо сочетается с социальностью. Они имманентно предполагают друг друга, выступают взаимопроникающими условиями развития и реализации друг друга. Взаимодействуя с другим человеком, Я непосредственно детерминируется его социально-культурной средой, обогащается “имоиндивндуальиым" опытом реализации родовой сущности Homo Sapiens. Здесь предметная сфера соци- альной антропологии весьма тесно переплетается с познавательными областями психологии личности, этики и эстетики.
Третья — обусловленность внешних объективированных социальных форм продуктами внутреннего духовного миро человека, включающая процесс преодоления человеком внешней необходимости социальной реальности как в сознании, так н в предметной деятельности. Это сфера подлинной свободы человека, когда она реализуется и как сознательный выбор линии поведения, и как творчество, и как игра, и как риск, и как поиск и обретение смысла жизни. За все это я несу ответственность не только перед внешними обстоятельствами (обществом и другими людьми). но перед самим собой, своей совестью и нравственными убеждениями. Именно эта областьсвязи внутреннего и внешнего составляет славное предметное (собственное, специфическое) содержание социальной антропологии. Здесь формируется ее основной понятийный аппарат и собственная методологическая база. В самом общем (и сущностном) алане предметом социальной антропологии является Человек Творящий, несущий полную ответственность как за акт творения, так н за его результаты.
Предмет социальной антропологии — ие бесструктурный монолит. Он внутренне дифференцирован и противоречив. Эта противоречивость характеризует прежде всего соотношение индивидуальной направленности основных феноменов внутреннего мира человекаопредмечивания их и социализированных формах общественного бытия. Одновременно это и противоречие, связанное с переходом субъективного в объективное, внутреннего мира человека (его духовных прсоуктов) во внешние объективированные формы социальности. Эффекты работы внутреннего мира, отмечал Б. Г. Ананьев, "путем зкетериоризацнн проявляются в повелении и деятельности как продукты творчества, производящего ценности для общества. Через сложные переходы по различным видам связи из закрытой системы в открытую человек вносит свой собственный вклаа в материальную и духовну ю культуру"1.
Особая группа противоречий, имеющих большое значение для решения задач экономического развития общества и политического управления страной, связана с проблемой соответствия содержания и функционирования реальных социальных структур состоянию настроений. желаний, помыслов, чаяний людей. Процесс экстсриори- зацми испытывает сильнейшее воздействие сложившихся в обществе управленческих структур, воздействие, нередко деформирующее первоначальн ос содержание продуктов духовного мира до прямо противоположного. Поэтому социальная антропология, оправдывая свое название, включает в свою предметную область разработку концепции амтропологической экспертизы социальных институтов и социальной деятельности. В цитированной уже работе “Приключения идей" Альфред Уайтхед замечает: "Когда мы рассматриваем социальные институты. их возникновение, кульминацию развития и у падок. мы должны оценить тс или иные типы инстинкта, интеллекта и мудрости, которые вместе с естественными силами выступают как факторы исторического процесса. Глупость умных людей с ясной головой и узким кругозором породила много катастроф"2. То бесспорное обстоятельство, что кроме множества катастроф, все прекрасное и величественное в истории человечества тоже есть результат объективации желаний, стремлений, целей, мыелей людей, отнюдь не отменяет, а напротив. — предопределяет необходимость антропологической экспертизы социально-творческой деятельности людей и ее овеществленных продуктов. Развитие социальных структур имеет свою самостоятельну ю объективную .логику. Но у этой самостоятельности есть определенные границы, “нарушение" которых неминуемо рано или поздно привезет эти структуры к разложению и гибели. Такими границами выступают интересы и цели людей.
конкретных живых личностей, наполняющих все реальные общественные формы своим "Я".
Поскольку в предлагаемые читателю "Очерки” включена примерная программа базового курса социальной антропологии, мы ограничимся лишь кратким перечнем основных проблем социальной антропологии как относительно самостоятельной отрасли антропологического знания.
1. Исследование на философском уровне проблемы индивидуальности. уникальности и неповторимости человека, репрезентируемых прежде всего его внутренним духовным миром.
2. Разработка проблемы уровней рефлексивного сознания человека как основы его творческих потенций.
3. Широкая постановка проблемы свободы как преодоления внешней необходимости и профессиональный анзлиз многосбразных форм сс проявления: игры, творчества, риска, выбор;!, поиска и обретения смысла жизни.
4. Разработка концепции (включая “технику" и "методику”) объективации продуктов внутреннего мира человека.
5. Проблема совести и ответственности человека за выбор и реализацию избранной линии повеления.
6. Содержание и значение антропологической экспертизы социальных форм, а также видов социального поведения.