Друзья пророка даниила в печи вавилонской
Вскоре друзья пророка Даниила – Анания, Азария и Мисаил подверглись большому испытанию в вере. Царь Навуходоносор поставил на поле Деире, близ города Вавилона, большого золотого истукана. К открытию его были собраны все вельможи и знатные люди вавилонского царства. И было объявлено, чтобы все, как только услышат звук трубы и музыкальных инструментов, пали на землю и поклонились истукану. Если же кто не исполнит царского повеления, будет брошен в раскаленную печь.
И вот по звуку трубы все собравшиеся пали на землю; только трое друзей Даниила не поклонились истукану. Разгневанный царь приказал сильно разжечь печь и бросить в нее трех иудейских юношей. Пламя так было сильно, что воины, бросившие осужденных в печь, упали мертвыми. Но Анания, Азария и Мисаил остались невредимыми, потому что Господь послал ангела Своего сохранить их среди пламени. Находясь среди огня, они пели хвалебную песнь, прославляя Господа. Это чудо удивило царя, и он повелел трем юношам выйти из горящей печи. Когда они вышли, то оказалось, что огонь не коснулся их, даже одежды и волосы не опалились. Навуходоносор, видя это, сказал: «Благословен Бог ваш, Который послал ангела Своего и избавил рабов Своих, надеющихся на него». И запретил царь, под страхом смерти, всем своим подданным хулить имя Бога Израилева.
ПЕРСИДСКОЕ ВЛАДЫЧЕСТВО
539-333 годы.
ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА
После смерти Навуходоносора начался упадок нововавилонского царства. Новый царь, Набонид, не был ни смелым полководцем, ни хорошим администратором. Со временем Набонид совершенно перестал заниматься государственными делами и поселился в далеком дворце в северной Аравии. В столице правил сын Набоида, Валтасар. Между тем над Месопотамией снова сгущались грозные политические тучи. В 558 году на политическом горизонте появился малоизвестный вначале вождь племени, а затем царь Ассана Кир, который оказался гениальным и грозным полководцем, завоевал Лидию, и объявил себя царем персов. Для борьбы с новым завоевателем Набонид организовал союз, в который, кроме нововавилонского царства, вступили Лидия, Спарта и Египет. Кир принял вызов, победил мидийского царя Креза и захватил малую Азию. Затем он двинулся против своего главного противника – халдеев. В 540 году произошла битва, в результате которой халдейская армия была разгромлена. В 539 году Кир подошел к Вавилону.
Надеясь на мощные городские стены, Валтасар беспечно пировал в своем дворе, не думая об опасности. Однажды он устроил большой пир и пригласил на него всех своих вельмож. Опьяневший царь повелел принести все золотые и серебряные сосуды, когда-то вывезенные из Иерусалимского храма, чтобы гости пили из них вино, прославляя своих богов. Когда совершалось это кощунство, в этот момент показалась в воздухе рука, которая написала на стене дворца три таинственных слова: «Мене, текел, перес». Сразу воцарилась гробовая тишина: пирующие в испуге смотрели на непонятное видение, а царь побледнел и весь дрожал от страха. Во дворец был призван Даниил, который следующим образом объяснил смысл этих таинственных слов. Он сказал царю: «Ты, царь, вознесся против Господа небес, и сосуды дома его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, жены твои и наложницы твои пили из них вино... За это и послана от Него кисть руки и начертано это писание... Вот и значение слов: мене - исчислит Бог царство твое и положит конец ему; текел – ты взвешен на весах и найден и очень легким; перес – разделено царство твое и дано мидянам и персам».
В ту же ночь исполнилось пророчество Даниила. Войска мидеян и персов под водительством царя Кира вторглись в город и овладели им. Валтасар был убит. Так пало царство Вавилонское. На развалинах этого царства Кир воздвиг могучую Мидо-Персидскую монархию. В Вавилоне он поставил царем Дария-мидянина.
ПРОРОК ДАНИИЛ, БРОШЕННЫЙ НА РАСТЕРЗАНИЕ ЛЬВАМ
Царь Дарий полюбил Даниила и сделал его одним из трех главных начальников в своем царстве, впоследствии предполагая поставить его над всем царством. Снедаемые завистью, князья и сатрапы решили свергнуть и погубить царского любимца. Но он честно выполнял порученные ему обязанности, и очернить его в глазах царя было трудно. Однако они все знали о его преданности истинному Богу и о том, что он ревностно соблюдает религиозные обряды. И враги Давида решили нанести ему удар с этой стороны.
По их настоянию Дарий издал указ, чтобы никто в его царстве не смел в продолжение тридцати дней обращаться с просьбой ни к какому богу, а только молиться царю. Даниил не мог подчиниться приказу, который противоречил заветам Моисея. Отворив окна своего дома, выходившие в сторону Иерусалима, он трижды в день молился Богу Израиля. Завистники подсматривали, как он молится, и донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и принужден был разрешить бросить своего любимца на растерзание львов в ров. На другой день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Тогда Даниил сказал царю: «Царь! Во веки живи! Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили меня, потому что я оказался перед Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления». Тогда царь повелел вытащить Даниила изо рва и вернуть ему все прежние звания и должности. Зато тех, кто его обвинял, царь приказал бросить в ров, и львы тотчас растерзали их и сожрали.
Даниил дожил до начала царствования Кира и пользовался уважением и славой не только как видный сановник, но и как вдохновенный пророк. Он с точностью предсказал еврейскому народу о времени пришествия в мир Помазанника Божия – Мессии, Который освободит людей от страданий и восстановит на земле справедливость.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА
Ездра 1-2
После смерти Дария Кир стал царем всей империи. В неполных двадцать лет он создал огромное государство, границы которого простирались от Индии до Средиземного моря. Покоренные халдеями народы встречали его как избавителя. Кир оказался завоевателем и государственным деятелем совсем иного склада, чем ассирийские и халдейские цари. В отличие от них, он не истреблял завоеванные народы, не разрушал их города, не позволял своим солдатам грабить и бесчинствовать. Жизнь покоренных стран текла нормально, купцы и ремесленники продолжали спокойно заниматься своим делом. Персидский царь оказался деятелем нового типа еще в одном отношении: он дал покоренным народам большую политическую автономию, и разрешил им поклоняться своим богам. Его религиозная и политическая терпимость выразилась также и в том, что он разрешил выселенным племенам вернуться в родные места и вернул им захваченные в свое время халдеями статуи богов и разную утварь из их храмов.
Иудейские изгнанники встречали Кира с неописуемым энтузиазмом. Они видели в нем не только освободителя, но и посланника Божия. Вскоре их надежды оправдались. В 538 году Кир особым декретом разрешил иудеям возвратиться на родину. Он также приказал вернуть им всю литургическую утварь, увезенную Навуходоносором из Иерусалимского храма. Подготовка к возвращению длилась долго. Тех, кто изъявил желание вернуться, собирали в лагеря, составляли списки. Не все, однако, решались покинуть Вавилон. Состоятельные люди, владеющие земельными угодьями и торговыми предприятиями или занимающие крупные государственные посты, не очень стремились переселяться в разоренную, захолустную страну. Но зато, все, и бедные и богатые, щедрой рукой давали средства на восстановление Иерусалимского храма, так что репатрианты везли с собой большие сокровища. Желание вернуться изъявило сорок две тысячи. Большинство из них были патриоты, ревностные служители Иеговы, священники, левиты, но были и такие, которые не очень преуспели на чужбине. Во главе репатриантов стояли первосвященник Ииусу, Зоровавель и двенадцать человек старейшин. Бывшие пленники избрали старый, проторенный путь торговых караванов. И вот, наконец, после многих недель пути вдали показались развалины Иерусалима. Усталые путники плакали, смеялись и благодарили Бога. Таким образом через семьдесят лет евреи вновь возвратились на свою родину.
ПОСТРОЕНИЕ ВТОРОГО ХРАМА
Ездра 3-6
Повседневная жизнь в разрушенном Иерусалиме была чрезвычайно тяжелой. Репатриантам пришлось прежде всего позаботиться о кровле над головой и очистить улицы города от развалин. Вот почему жертвенник Богу они построили лишь на седьмой месяц после возвращения, а к восстановлению храма приступили на второй год, т.е. в 336 году. Об этом узнали самаритяне и попросил через послов разрешение принять участие в строительстве. Но Зоровавель и первосвященник Ииусу решительно отказались от помощи тех, кто привнес в иудейскую веру языческий элемент. Результаты этого отказа оказались плачевными. Самаритяне и другие племена, завладевшие опустевшей иудейской территорией, всячески мешали строительству, устраивая вооруженные набеги, разрушая отстроенные стены и сея беспорядок в Иерусалиме. Иудеи, измученные трудностями и постоянно ухудшающимися условиями жизни, прервали работы по восстановлению храма и стали налаживать свою личную жизнь. В погоне за хлебом насущным они забыли религиозные дела. Так прошло около пятнадцати лет. После Кира и Камбиза персидский престол занял Дарий I (522-485 годы ). В это время в Иудее раздалась проповедь двух пророков Аггея и Захарии, которые обличали инертность жителей Иерусалима и призывали их к новой попытке восстановления храма. Воодушевленные Божьими посланниками, иудеи еще с большим усердием принялись за труд, и за пять лет (с 520- 515 год) построение храма было закончено. Это был, конечно, не тот великолепный, сверкающий золотом храм. Второй храм представлял собой бедное, маленькое, лишенное украшений строение. Святое Святых, где раньше в блеске и великолепии хранился золотой Ковчег Завета, теперь было пустым, так как Ковчег погиб во время разрушения храма. Старики, видевшие прежний храм, со слезами говорили, что новый храм не так великолепен, как первый. Утешая евреев, пророк Аггей говорил, что хотя второй храм беднее первого, но слава его будет дольше славы Соломоновского храма, так как во второй храм войдет ожидаемый Мессия. Пророк Захария также воодушевлял евреев, указывая на скорое пришествие Мессии и предсказал торжественный вход Господень в Иерусалим.