Сравните деятельность специалиста по СО во внутреннем подразделении организации в агентстве

В общем виде субъектов, предоставляющих такого рода услуги, можно разделить на внутренних и внешних. К внутренним относятся структурные подразделения и/или отдельные должностные лица в самой корпорации, к внешним - независимые PR-агентства, «мозговые центры» при различных образовательных и научных структурах, а также индивидуальные консультанты.

Преимуществами внешних субъектов являются:

1. независимость;

2. периодичность затрат, выделяемых на услуги;

3. объективность;

4. наличие специфических способностей в решении конкретной задачи, т.к. выбор агентства можно осуществлять исходя из задачи;

5. большой опыт работы;

6. свежий взгляд на организацию и её проблемы;

7. системный подход.

Среди недостатков можно упомянуть следующее:

1. отсутствие обязательств после окончания работ, предусмотренных договором;

2. необходимость времени на ознакомление с компанией-клиентом;

3. применение методов и стандартов, неадаптированных к особенностям организации;

4. стремление ввести клиента в зависимость.

Таким образом, можно заключить, что внутренние подразделения больше подходят для решения повседневных, мало значимых задач, в то время как в PR-агентства целесообразно обращаться при решении стратегических задач.

В случаях, когда проблема не требует стратегических решений, следует предпочесть внешних консультантов, если:

· проблема носит комплексный характер;

· проблема носит разовый, ситуативный характер;

· существует расхождение взглядов на проблему и пути её решения внутри руководства или между руководством и собственником;

· «цена» ошибки очень велика и может повлечь за собой серьезные последствия;

· недостаток собственных ресурсов: знаний, информации, опыта и т.д.

10.Правовое обеспечение СО – законы и нормативные акты.

Если проанализировать, какие регулятивные механизмы существуют в public relations - комплексной, информационной, коммуникационной деятельности, то можно выделить два основных направления: правовое регулирование и саморегулирование.

Правовое регулирование - это строго установленная, четко прописанная, обязательная для всех членов общества система правовых юридических норм.

Саморегулирование, же, не носит обязательный и всеобщий характер, его основным признаком является добровольность следования декларированным нормам. Это более подвижная система. Она вступает в действие, когда невозможно применение правового регулирования, когда нет общественно опасного деяния. К саморегулированию также, можно отнести общественные устои, мораль, этикет.

В России каждый работник сферы PR должен знать :

1. Закон «Об информации, информатизации и защите информации».

Основным полем деятельности PR-специалиста является информация. И одна из задач PR-службы любой организации – накапливать всевозможные сведения как о государственных учреждениях, общественных организациях, предприятиях, партнерах и конкурентах, так и их руководителях. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует права физических и юридических лиц «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом».

2. Закон «О рекламе».

Известно, что в формировании благоприятного имиджа организации большую роль играет корпоративная реклама. Зачастую и здесь как и при продвижении товаров и услуг используются образы детей, женщин и животных. Однако Федеральный закон «О рекламе» четко оговаривает правомерность использования, в частности детских образов. Они могут присутствовать в рекламе, в том числе и корпоративной, только тех фирм, которые занимаются производством товаров и услуг именно для несовершеннолетних.

3. Закон «Об авторском праве и смежных правах».

4. Закон «О товарных знаках, обслуживания и наименованиях мест прохождения товаров».

5. Законы и нормативно-правовые акты, регулирующие общественную деятельность;

6. Законы и нормативно-правовые акты, регулирующие коммерческую деятельность;

7. Законы и нормативно-правовые акты о средствах массовой информации;

8. Законы и нормативно-правовые акты, защищающие права потребителей.

11.Этическое регулирование деятельности специалиста по СО: профессиональная этика, роль кодексов профессионального поведения.

Профессиональная этика –сис-ма моральных принципов, норм и правил поведения спец-та с учетом особенностей его профес.деятельности и конкретной ситуации. Профес. этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого спец-та.

Этическая дилемма – ситуация этического хар-ра, возникает тогда, когда идет рассуждение о том, что я-ся этичным, а что нет. Этические проблемы возникают, когда сущ-ют 2 или более решения (Воп-сы: Какую инфу следует передавать? Как это сделать наиболее оптимально и этично?). Этические дилеммы не имеют мягких решений, действует такой принцип: Наименьший вред для наибольшего кол-ва людей. Сущ-ет 3 ценности чела:1.Абсолютистский подход (реш-ие правильно или нет в завис.от результата) 2.Экзистенциализм (рациональный выбор) 3.Ситуационный (поступаем в завис.от ситуации). Телеология – цель оправдывает средства. Хорошие последствия-моральны, плохие-аморальны. Деонтология(этика долга) – исходит из приоритетов, данных свыше(Кант) 4.Смешенный – надо опираться на права чела.

Проблема этики PR носит дуальный характер. С одной стороны, PR как самостоятельный социальный институт, как отдельно взятый сегмент рынка подчиняется законам профессиональной этики (как и любая другая область общественной жизни). С другой — PR служит инструментом этического регулирования взаимодействия между субъектами общественных отношений. Перед специалистами по связям с общественностью стоит задача интегрировать морально-этические ценности в систему целей и предпочтений организации. Для поддержания правопорядка есть соответствующие органы: прокуратура, суд, в случаях нарушения законодательства о рекламе в действие вступает Министерство по антимонопольной политике. Нарушение правовых норм влечет за собой санкцию в виде штрафа, приостановления деятельности, лишения лицензии и т. п. Для поддержания же нравственных требований специальных государственных органов не существует. Эту функцию на себя берут профессиональные организации, например, для российских PR-специалистов—РАСО. РАСО (Российская ассоциация по СО) создана 3.07.1991, ее учредителями выступили Союз журналистов СССР, Ассоциация работников рекламы, Секретариат ООН, Российская товарно-сырьевая биржа, Росвнешторг, Управление информации МИД СССР, МГИМО МИД СССР и др. РАСО объединяет представителей ведущих ПР-агентств, гос.органов, финансовых институтов и др. Нарушение этики, морали, нравственности предполагает санкцию, но духовного порядка—негативная оценка со стороны общественного мнения, осуждение, порицание профессионального сообщества. ПРИМЕРЫ этич.проблем: этично ли пропагандировать сигареты, если известно, что курение увеличивает вероятность возникновения рака легких, или рекламировать масло, если известно, что употребление его может привести к возникновению тромбоза сосудов сердца.

Существует множество международных и национальных организаций, объединяющих специалистов в области связей с общественностью — Международная ассоциация паблик рилейшнз (IPRA), созданная в 1955 г., известны также Ассоциация консультантов в области паблик рилейшнз (АКОС), Международная ассоциация бизнес-коммуникаторов (IABC). Существует множество международных и национальных кодексов профессиональной этики: Кодекс профессионального поведения и этики ИПРА (1961), Афинский кодекс (1965), Кодекс профессионального поведения института PR (ИПР) (1986), Европейский (Лиссабонский) кодекс (1978), кодекс Американского общества паблик рилейшнз (1954). Среди российских кодексов можно назвать Российский Кодекс профессиональных и этических принципов в области СО, принятый РАСО в 26 сентября 2001 г., и этический Кодекс специалистов пресс-служб и служб паблик рилейшнз России.

Положения кодекса РАСО разработаны экспертами РАСО на основе признанных в мировом ПР-сообществе документов – Лиссабонского кодекса, Римской хартии, которые приняты Международной ассоциацией и Европейской конфедерацией по СО.

Роль кодексов проф.поведения: В кодексах наиболее подробно освещены проблемы, возможные в отношениях с клиентами, партнерами, инвесторами и конкурентами, а также конфликты интересов. Сегодня почти все крупные корпорации (97%) и половина мелких фирм США имеют подробные своды правил, регулирующих отношения с клиентами, партнерами, государством, обществом, принципы взаимодействия с коллегами в сфере СО, со СМИ и представителями других профессий, а также обязательства по отношению к своей профессии. Формирование этических принципов, выработка ценностных ориентиров развития организации, обоснование необходимости социальной ответственности бизнеса — прерогатива PR-службы в цивилизованном обществе. Основанная на социальных и этических принципах стратегия развития бизнеса позволяет обеспечить высокую репутацию, рыночную привлекательность, заработать паблицитный капитал.

Этические нормы рекламных ассоциаций - отказ от голой «саморекламы»; отвечает ли Р. критериям вкуса – секс мотивы и т.п., избегать стереотипов, реклама для детей.

В Англии запрещено обращаться к детям на прямую, запрещено все, что может вызвать у ребенка чувство неполноценности, обязательно указывать цену, если она выше 30 фунтов. В США в 1990 г. ограничили общее время Р для детей на каждом канале до 9,5 мин. в будни и 12 в выходные. В Бельгии – правило 5 минут – запрещена Р. в течении детских передач а также 5 минут до и после них. В США и Европе идут дебаты о полном запрете Р. табака.

Наши рекомендации