Назовите и раскройте формы признания и их юридические последствия

В международном праве существуют следующие формы признания: de jure (юридическое, де-юре), de facto (фактическое, де-факто) и признание ad hoc (на конкретный случай, в данном контексте, для конкретной цели). Различие между данными формами признания - в объеме и характере правоотношений между признающим и признаваемым субъектами. Основания и случаи предоставления той или иной формы признания нормативно не урегулированы. Исходя из сложившейся практики, предоставление конкретной формы признания обусловлено преимущественно политическими мотивами признающего государства.

Признание de jure является полным и окончательным. Это наиболее распространенная в практике международных отношений форма признания. Оно предоставляется дестинатору признания, когда у признающего государства нет сомнений в его законности или жизнеспособности, когда признающее государство намерено установить дипломатические отношения с признаваемым государством и осуществлять с ним всестороннее сотрудничество в различных областях. Данная форма признания реализуется, как правило, путем установления дипломатических отношений, заключения договоров по различным вопросам, в том числе политическим и экономическим, и в целом посредством осуществления сотрудничества между государствами в полном объеме.

Признание de facto, в отличие от признания de jure, не является полным и окончательным. Более того, оно, как правило, является временным, носит ограниченный характер. Признание de facto предоставляется, когда дестинатор признания считает себя временным образованием либо когда признающее государство недостаточно уверено в жизнеспособности и стабильности нового правительства или государства. Данная форма признания реализуется, например, посредством участия признаваемых субъектов в международных организациях и международных конференциях, заключения многосторонних договоров. Правовым последствием признания de facto может выступать установление консульских отношений между государствами, в то время как дипломатические отношения в условиях признания de facto, как правило, не устанавливаются. Известным случаем признания государства de facto является признание Израиля Великобританией в 1948 г.

Признание de jure может быть как явно выраженным (когда в соответствующем документе четко закреплено намерение признать de jure), так и подразумеваемым (о чем свидетельствует установление дипломатических отношений, заключение двустороннего договора). Признание de facto же, как правило, всегда явно выражено.

В документах о признании (например, дипломатических нотах государств, заявлениях правительств и др.) нередко прямо указывается форма признания. Так, в ноте Председателя Высшего национального совета Камбоджи от 27 декабря 1991 г., адресованной Председателю Верховного Совета Республики Беларусь, было указано, что «Высший национальный совет Камбоджи заявляет о признании de jure Республики Беларусь суверенным, независимым и территориально целостным государством ».

Четкое различие между признанием de jure и признанием de facto всегда вызывало определенные трудности. Считается, что если заявлено о признании de facto, то во взаимоотношениях между признающим и признаваемым субъектами существуют какие-то проблемы (трудности). Имеющиеся отличия признания de facto и признания de jure носят преимущественно политический характер, поскольку в правовом отношении указанные формы признания во многом весьма схожи.

В международной практике известны случаи, когда признание de facto со временем «перерастало» в признание de jure. Так, в 1919 г. США признали Финляндию de facto, а уже на следующий год заявили, что это признание переросло в признание de jure. В 1921 г. Великобритания признала советское правительство de facto, а спустя три года - в 1924 г. - de jure.

Признание ad hoc — это временное или разовое признание, признание на данный случай, для конкретной цели. Это неофициальная форма признания, которая имеет место, когда, например, государства ведут переговоры по конкретному вопросу или предмету либо периодически встречаются для решения совместных проблем, но при этом не намерены официально признавать друг друга. Иногда последствием данной формы признания выступает заключение международных договоров, на юридическую силу которых отсутствие признания влиять не должно.

Признание имеет важные юридические последствия как для признающего, так и для признаваемого государства, поскольку обеспечивает необходимые условия для развития сотрудничества между ними, дает возможность установить консульские и дипломатические отношения, способствуя, таким образом, реализации новым государством в полной мере своих международных прав и обязанностей во взаимоотношениях с другими государствами. Так, в ноте Президента ФРГ от 31 декабря 1991 г., адресованной Председателю Верховного Совета Республики Беларусь, сообщалось, что «Федеративная Республика Германия признает Республику Беларусь как независимое государство» и «готова установить дипломатические отношения с Республикой Беларусь и вступить в соответствующие переговоры». В ноте МИД Эстонской Республики сообщалось о принятии 20 февраля 1992 г. Правительством Эстонской Республики решения «о признании государственной независимости Республики Беларусь» и готовности «установить с ней дипломатические отношения, а также развивать всесторонние связи».

Установление дипломатических отношений рассматривается в настоящее время в качестве важнейшего последствия признания. При этом сам документ об установлении дипломатических отношений свидетельствует о признании государства, даже если в нем не содержится четкого заявления об официальном признании.

Необходимо подчеркнуть, что такие права, как вступление в международную организацию, участие в международной конференции, заключение многостороннего международного договора, а также осуществление других форм международного сотрудничества, принадлежат новому государству как субъекту международного права. Их реализация не зависит от признания нового государства со стороны уже существующих государств и в свою очередь не означает такого признания и не обязывает существующие государства признать новое государство только на данных основаниях. Таким образом, признание само по себе не порождает для нового государства международные права и обязанности. Они вытекают из международной правосубъектности государства, хотя признание может содействовать их осуществлению.

Признание правительства, как и признание государства, может быть окончательным и полным (de jure) либо временным, предварительным или ограниченным какими-то отдельными правоотношениями (de facto).

Признание de jure нового правительства осуществляется посредством конкретного заявления или следует из факта, четко означающего соответствующее намерение.

Признание de facto нового правительства следует из определенного заявления, подписания отдельных соглашений или поддержания отношений с новым правительством по текущим вопросам. Правовые последствия признания de facto в разных случаях различны и могут быть почти идентичны признанию de jure.

Дискуссионным вплоть до настоящего времени остается вопрос, тесно связанный с юридическими последствиями признания, а именно: можно ли взять обратно (отозвать) предоставленное ранее признание? Мнения специалистов по данному вопросу расходятся: одни считают, что это невозможно ни при каких обстоятельствах. Другие же полагают, что признание de facto, в отличие от признания de jure, может быть аннулировано. Например, известен случай, когда Япония в 1931 г. отобрала признание у Китая, мотивировав это тем, что Китай перестал быть «организованным народом».

По форме признание обычно подразделяется на признание де-юре и де-факто.

Признание может быть прямо выраженным, когда признаваемой стороне направляется специальный документ о признании, или подразумеваемым, когда последствия признания реализуются фактически.

Установление дипломатических отношений всегда является свидетельством полного и окончательного признания — в свою очередь, разрыв дипломатических отношений может означать прекращение признания правосубъектности государства (правительства)

. Уставом ООН предусматривается возможность разрыва дипломатических отношений в соответствии с решением Совета Безопасности в целях поддержания или восстановления международного мира в качестве меры воздействия (санкции) на государство, виновное в создании угрозы таковому (ст. 39 и 41).

Полное, окончательное и официальное (дипломатическое) признание называется признанием де-юре. Признание де-юре (официальное) выражается в официальных актах — к таковым относятся, например, заявления об установлении дипломатических отношений, что является классической формой признания государства, а также межгосударственные договоры пополитическим

, экономическим, культурным и иным вопросам.

Неокончательное признание — признание de facto

— имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путём участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (ст. 82 Венской конвенции «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» 1975 г.), так как участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.

Признание de facto не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Практике международных отношений известно также т. н. признание «фактическое», или ad hoc

, которое не носит официального характера и означает лишь факт вступления в отношения с новой властью по какому-либо отдельному вопросу или поводу (например, для защиты своих граждан, для обмена пленными и т. д.).

Сформулируйте понятие правопреемства в международном праве, назовите объекты и правовую основу правопреемства. Охарактеризуйте правопреемство государств в отношении международных договоров.

Правопреемство в МП – смена одного государства другим в несении ответственности за международные отношения соответствующей территории и в осуществлении существовавших к этому моменту прав и обязательств

В осуществлении правопреемства, сколько бы государств не были его участниками, всегда различают 2 стороны: государство-предшественник, которое полностью или в отношении части территории сменяет новый носитель ответственность за международные отношения, и государство-преемник – государство, к которому это ответственность переходит

Момент правопреемства – дата смены государством-преемником государства-предшественника в несении указанной ответственности

Объект правопреемства – территория, применительно к которой сменяется государство, несущее ответственность за ее международные отношения

Основания возникновения правопреества:

1. Объединение государств

2. Разделение государств

3. Отделение от государства части территории

4. Передача части территории другому государству

В отношении международно-правового регулирования различаются определенные сферы, в которых правопреемство осуществляется:

1. В отношении международных договоров

2. Государственной собственности

3. Государственных архивов

4. Государственных долгов

5. Государственной территории

6. Границ государств

7. Членства в международных организациях

Действующие международно-правовые нормы, относящиеся к правопреемству государств, носят во многом характер обычного права или определяются соглашениями заинтересованных государств. Немалую роль играют международная практика и прецеденты, решения международных органов, а в ряде случаев и национально-правовые и другие индивидуальные акты государств

Наши рекомендации