Понятие, сущность и социальное назначение государства.

ПОНЯТИЕ - СМ. ВОПРОС 8

Сущность как философская категория означает основное, необходимое в том или ином явлении.
Сущность государства, как общественного явления, представляет собой “многогранный стержень”, который состоит из множества взаимосвязанных внутренних и внешних сторон, придающих ему качественную определенность универсальной управляющей системы.
Раскрыть сущность государства – значит, выявить главное, определяющее, то, что обуславливает его необходимость в обществе, уяснить почему общество не может существовать и развиваться без государства.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать два аспекта:
1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересом служит данная организация (содержательная сторона).
В этой связи можно выделить следующие подходы к сущности государства:
–классовый,
–общесоциальный,
–религиозный,
–национальный,
– расовый.

Классовый подход. В его рамках государство определяют как организацию политической власти экономически государственного класса. Здесь государство используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызвать сопротивление у других классов. Отсюда проблема в постоянном “снятии” их сопротивления с помощью насилия, диктатуры.
В рамках общесоциального подхода государство определяют как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. Здесь государство уже используется более широко как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны преимущественно с помощью компромисса. Государство такой сущности, не занимая однозначной классовой позиции, используется больше как арбитр, пытающийся согласовать имеющиеся в разнородном обществе противоречия, конфликты, коллизии.
В рамках религиозного подхода государство определяют как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной религии.
В рамках национального подхода государство определяют как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной (титульной) нации за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны

В рамках расового подхода государство определяют как организацию политической власти, содействующую преимущественному осуществлению интересов определенной расы за счет ущемления интересов других рас, проживающих на территории данной страны.

Понятие, сущность и социальное назначение государства. - student2.ru

Сущность государства многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам.
В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
В юридической литературе существует следующие современные теории сущности государства.
Расовая теория.
Авторы этой теории в значительно большей мере учитывают роль биологических факторов. Одним из основателей расовой антропологической школы в социологии был французский писатель Жозеф Арту де Гобило. Согласно его теории в мире существует “высшие” расы, призванные господствовать, и “низшие” расы, которым по своей природе предназначено находиться в подчинении у “высших”.
Теория элит.
Авторы этой теории утверждают, что государством управляет элита – верхушка общества, так как народные массы не способны этого делать. Элита формируется по различным признакам: происхождению, образованию, опыту, способности и т.д. Существует несколько элит, между которыми идет борьба за власть, причем народ конкретизирует их деятельность используя избирательное право.
Технократическая теория.
Сторонниками этой теории были Т.Веблен, Д.Барнхейн, Г.Саймон, Д.Белл и др. Суть теории в том, что обществом должны управлять специалисты.

Плюралистическая демократия.
Представителями этой теории были Г.Ласки, М.Дюверже, Р.Дарендорф, Р.Даль и др. Согласно этой теории общество представляет собой совокупность социальных объединенных групп людей, образуемых по различным основаниям: возрасту, профессии, месту жительства, кругу интересов. Каждый человек обладает частичкой государственной власти, участвует в управлении государством через политические организации, которые оказывают давление на органы государства и направляют государственную политику.
Теория всеобщего благоденствия.
Суть этой теории сводится к следующему: государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев правонарушения. Государство становится надклассовым, выражает интересы всех слоев общества и обеспечивает благоденствие всех.
Теория правового государства.
Сущность этой теории заключается в том, что вся деятельность правового государства должна осуществляться в правовых целях и на основе права.
Теория технократического государства.
Авторы этой теории доказывают, что успехи многих стран заключаются в использовании технических средств. Они считают, что дальнейшее развитие техники позволяет по-новому решать многие вопросы государственного управления. Проводить опросы, референдумы с помощью радио-техники, компьютеры дадут возможность принимать независимо от воли отдыхающих лиц справедливые и оптимальные решения.
Теория конвергенции.
Данная теория прогнозирует дальнейшее развитие государства и рассматривает взаимное влияние двух систем: капиталистической и социалистической. Происходит обмен между этими государствами, причем каждая группа заимствует лучшее. В результате – произойдет сближение государств по их сущности, формам деятельности и т. п.

С сущностью государства тесно связано такое понятие, как «социальное назначение государства».
Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить.
Государство – это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом. Это организация всего общества, его институт, обслуживающий интересы общества и призван действовать во имя всеобщего блага.
Главное предназначение государства - служить обществу. В этих целях государство должно:
1. устанавливать в обществе определенный порядок и поддерживать его, используя в необходимых случаях и принуждение,
2. выступать социальным арбитром в отношениях между различными группами, слоями общества при столкновении интересов;
3. защищать личность от произвола, создавать нормальные условия для жизни всех слоев общества, особенно для социально-ущемленных – инвалидов, пенсионеров, детей-сирот и т. д.;
4. обеспечивать безопасность общества и его членов от преступных элементов и страны от внешней агрессии со стороны других государств;
5. выступать интегрирующей силой, добиваясь мира и согласия в обществе.
В идеале назначение государства – служить человеку, создавать условия для того, чтобы он мог максимально развиваться и проявлять свои способности и дарования, поскольку человек есть высшая из всех ценностей на земле. Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.

Наши рекомендации