Понятие, сущность и виды гос контроля
Государственный контроль- это форма осуществления государственной власти, обеспечивает соблюдение законов и других нормативных актов, издаваемых органами государства.
Без организации и осуществления контроля невозможна надлежащая работа государственного аппарата, других подконтрольных государственных структур. Контроль также является одним из основных дисциплинирующих факторов поведения граждан. В государственном управлении контроль распространяется на все сферы: народное хозяйство, социально-культурную, административно-политическую деятельность, межотраслевое государственное управление.
Контроль осуществляют:
1) органы законодательной власти (Верховная Рада Украины);
2) Президент Украины и его Администрация;
3) представительный орган АРК - Верховная Рада АРК;
4) органы исполнительной власти (Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, министерства, государственные комитеты и другие центральные органы исполнительной власти, местная государственная администрация, администрация предприятий, учреждений, организаций;
5) судебные органы (Конституционный Суд Украины, суды общей юрисдикции, арбитражные суды);
6) специальные контролирующие органы - государственные инспекции и службы (пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, Государственная налоговая администрация, Государственная таможенная служба и т.д.);
7) органы местного самоуправления (местные советы и их исполнительные органы).
По сфере деятельности, которая подлежит контролю, контроль подразделяют на: ведомственный, межведомственный и над (или вне) ведомственный.
Ведомственный контрольосуществляют министерства и ведомства внутри соответствующей структуры (поэтому его еще называют внутриведомственным или просто внутренним контролем).Такой контроль тесно связан с задачами, стоящими перед министерствами и ведомствами. Общие вопросы его организации и проведения регулирует Порядок осуществления министерствами, другими центральными органами исполнительной власти внутреннего финансового контроля. В соответствии с этим актом в министерствах, других центральных органах исполнительной власти создаются и функционируют самостоятельные внутриведомственные контролирующие структуры - контрольно-ревизионные подразделения, задачей которых является проверка финансово-хозяйственной деятельности подчиненных им государственных (казенных) предприятий, учреждений и организаций. Порядок организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций определяется инструкциями, которые утверждают руководители министерств, других центральных органов исполнительной власти по согласованию с Главным контрольно-ревизионным управлением Украины.
Осуществляя руководство соответствующими сферами управления, министерства и другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции издают акты, организуют и контролируют их выполнение. Полномочия этих органов, в том числе и контрольные, закреплены в законах, положениях о соответствующих министерствах и ведомства, управления (отделы) местных органов государственной исполнительной власти, уставах государственных предприятий, учреждений и организаций. В министерствах и ведомствах для осуществления контрольных функций образуют ведомственные инспекции, группы. Контрольные полномочия возлагаются также на юридические службы и юрисконсультов.
Сущность межведомственного контролясостоит в том, что его осуществляет орган межотраслевой компетенции за выполнением общеобязательных правил, действующих в соответствующей сфере.
Первой особенностью межведомственного контроля является то, что он исключает подчиненность, то есть осуществляется органом иной ведомственной принадлежности. Вторая особенность такого контроля заключается в том, что круг вопросов, который имеет право проверять орган межведомственного контроля, является узким, специальным, то есть привязано к задачам, которые стоят перед этим органом. Например, Государственный комитет статистики Украины контролирует только порядок организации и ведения статистической отчетности министерствами, государственными комитетами и другими ведомствами. Министерство финансов Украины с помощью Глава КРУ осуществляет контроль за использованием денежных средств, материальных ценностей, их сохранением, контролирует состояние и достоверность бухгалтерской отчетности. Они не вмешиваются в другие функциональные полномочия подконтрольного органа.
К межведомственного контроля следует отнести и контроль со стороны различных специализированных государственных инспекций, служб, комиссий, комитетов, управлений и т.п., которые структурно входят в состав соответствующих министерств или ведомств. Это пожарная, санитарная, автомобильная и другие инспекции, подразделения Государственного комитета стандартизации, метрологии и сертификации, таможенной службы, управлений гражданской авиации и др. Согласно предоставленным им полномочиям они осуществляют контроль за соблюдением общеобязательных правил в различных сферах деятельности - промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, охране природы и тому подобное.
Надведомственный контрольосуществляют органы общей компетенции - Кабинет Министров Украины, Совет министров АРК, местные государственные администрации по вопросам хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства, независимо от ведомственного подчинения объектов контроля.
Контроль осуществляют в форме проверок (обследование и изучение отдельных направлений финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляют справку или докладную записку), ревизий (документальный контроль финансово-хозяйственной деятельности, по результатам которой составляется акт), истребования отчетов и тому подобное.
В сфере обороны
Министерство обороны Украины (Минобороны Украины) - центральный орган исполнительной власти и военного управления , в подчинении которого находятся Вооруженные силы Украины . Полторак Степан Тимофеевич
Минобороны Украины является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализациигосударственной политики в сфере обороны .
Основными задачами Минобороны Украины являются:
участие в реализации государственной политики по вопросам обороны и военного строительства, координация деятельности государственных органов и органов местного самоуправления по подготовке государства к обороне;
участие в анализе военно-политической обстановки, определения уровня военной угрозы национальной безопасности Украины;
обеспечение функционирования, боевой и мобилизационной готовности, боеспособности и подготовки Вооруженных Сил к выполнению возложенных на них функций и задач;
проведение государственной военной кадровой политики, мер по реализации социально-экономических и правовых гарантий военнослужащих , членов их семей и работников Вооруженных сил;
развитие военного образования и науки, укрепления дисциплины, правопорядка и воспитание личного состава;
взаимодействие с государственными органами, общественными организациями и гражданами, международное сотрудничество;
контроль за соблюдением законодательства в Вооруженных силах, создание условий для демократического гражданского контроля над Вооруженными Силами.
Украина, провозгласив 24 августа 1991 года свою независимость, стремится жить в мире и дружбе со всеми государствами мира. Однако сейчас не исключена возможность возникновения военных конфликтов, которые будут угрожать ее суверенитету и территориальной целостности. Исходя из этого, одним из первых законов принятых Верховной Радой Украины был Закон Украины «Об обороне Украины» и «О Вооруженных Силах Украины» от 6 декабря 1991 года.
День принятия этих законов — 6 декабря 1991 г. Верховная Рада постановила считать праздником — Днем Вооруженных сил Украины.
Конституция Украины в ч.1 (ст. 17) установила, что защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются наиважнейшими функциями государства, делом всего Украинского народа и возлагается на Вооруженные силы Украины, на все государственные органы, органы местного самоуправления, местные государственные администрации, предприятия, учреждения и организации, должностные лица, на всех граждан Украины и их объединения.
Согласно Конституции (ст. 107) для координации и контроля за деятельностью органов исполнительной власти в сфере национальной безопасности и обороны создан специальный орган — Совет национальной безопасности и обороны Украины.
Закон Украины «Об обороне Украины» формулирует понятие обороны Украины как систему политических, экономических, социальных, военных, научных, научно-технических, информационных, правовых, организационных, иных мероприятий государства относительно подготовки к вооруженной защите и его защита в случае вооруженной агрессии или вооруженного конфликта.
Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) — согласно действующей Конституции Украины[1], координационный орган при Президенте Украины по вопросам национальной безопасности и обороны Украины. Был образован указом президента Украины в 1996 году. 25 декабря 2014 года Верховной Радой был принят закон, расширяющий полномочия СНБО и его секретаря, что, по мнению наблюдателей, сделало СНБО вторым по значимости органом власти на Украине.
Председателем Совета национальной безопасности и обороны Украины является Президент Украины. Он также формирует персональный состав Совета национальной безопасности и обороны Украины.
В состав Совета национальной безопасности и обороны Украины по должности входят Премьер-министр Украины, Министр обороны Украины, Председатель Службы безопасности Украины, Министр внутренних дел Украины, Министр иностранных дел Украины. Председатель Верховной Рады Украины не является членом СНБО, но может принимать участие в его заседаниях.
Членами Совета национальной безопасности и обороны Украины могут быть руководители других центральных органов исполнительной власти.
По приглашению Председателя Совета национальной безопасности и обороны Украины в ее заседаниях могут принимать участие председатели комитетов Верховной Рады Украины, другие народные депутаты Украины, руководители центральных органов исполнительной власти и другие лица.
Основной организационной формой деятельности Совета национальной безопасности и обороны Украины является ее заседание. На заседаниях Совета национальной безопасности и обороны Украины ее члены голосуют лично. Делегирование ими обязанности присутствовать на заседании СНБО другим лицам не допускается. Решения Совета национальной безопасности и обороны Украины принимаются не менее чем двумя третями голосов ее членов. Эти решения вводятся в действие указом Президента Украины. Председатель Верховной Рады Украины не имеет права голоса, но может высказать свое мнение относительно принятых решений, которая протоколируется.
Билет 25.