Обучение охране труда руководителей, инженеров по технике безопасности, доверенных лиц и специалистов

Система стандартов безопасности труда предприятия. Структура. Содержание.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) - это комплекс взаимосвязанных стандартов, направленных на обеспечение безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека в процессе труда. Разработка стандартов осуществляется на основе глубоких научных исследований, новых достижений науки и техники учеными, специалистами различных отраслей народного хозяйства, работниками служб охраны.
Стандарты безопасности труда подразделяются на межгосударственные (ГОСТ), государственные (ДСТУ), межотраслевые (ГСТУ), отраслевые (ОСТ), стандарты предприятий (СТПССБП).

Внедрение стандартов на предприятиях, в учреждениях и организациях заключается в конкретной реализации их требований в обеспечении безопасности труда. Стандарты используются согласно комплексными мерами по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной санитарии, разработанных на основе обследования оборудования, технологических процессов, фактического санитарно-технического и противопожарного состояния рабочих мест.

3. Система права.

Обучение охране труда руководителей, инженеров по технике безопасности, доверенных лиц и специалистов - student2.ru Система права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.
Отрасль права - это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Наиболее объемные по содержанию отрасли права могут делиться на отдельные части, которые обычно называются подотраслями. Отрасль права обычно делится на правовые институты.. В правовой институт входят нормы, регулирующие однородные отношения и отличающиеся качественным единством. Наряду с отраслевыми институтами существуют и так называемые межотраслевые (комплексные) институты, состоящие из норм различных отраслей и регулирующие взаимосвязанные отношения в определенной сфере государственной жизни (транспортное, морское право и др.). Основаниями деления права на отрасли и институты являются предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это качественные особенности своеобразия регулируемых правом отношений в различных сферах жизни общества.

Метод правового регулирования - Это установленные правом специфические способы и приемы, с помощью которых государство воздействует на определенные виды общественных отношений.

Широко известно провозглашенное еще в римском праве деление права на две отрасли - публичное и частное право.

· Публичное право - эта та часть системы действующего права, которая регулирует отношения государства.

· Частное право защищает частный интерес личности.

4. Система сертификации работ по охране труда.

В соответствие со ст. 212 Трудового кодекса РФ аттестация рабочих мест по условиям труда и последующая сертификация работ по охране труда являются обязанностью руководителя предприятия, организации, учреждения любых организационно-правовых форм всех видов собственности. Сертификации работ по охране труда подлежат организации, завершившие работу по аттестации рабочих мест по условиям труда, то есть аттестовавшие 100% рабочих мест.

Сертификация работ по охране труда в организациях – это высшая ступень развития системы охраны труда, качественно новый подход к производству, где в основу положено обеспечение безопасности и сохранение здоровья работающих. Основной целью Системы сертификации является содействие методами и средствами сертификации решению проблемы создания здоровых и безопасных условий труда на основе их фактической и достоверной оценки, учета результатов сертификации при реализации механизма экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий труда.

Подготовка и проведение сертификации работ по охране труда осуществляется органом по сертификации по заявке организации. Решение по заявке организации, принимаемое органом по сертификации в течение 2 недель, сроки и результаты ее проведения во многом зависят от выполнения условий и качества материалов, предусмотренных заявкой на ее проведение. Испытательные лаборатории, аккредитованные ССОТ, осуществляют в соответствии с областью аккредитации измерения (оценку) параметров вредных и опасных производственных факторов для целей сертификации

Сертификация работ по охране труда на предприятии (в организации) осуществляется комиссией, формируемой руководителем органа по сертификации, посредством проверки и оценки соответствия работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям. Процедура подтверждения такого соответствия при сертификации работ по охране труда, проводимые организациями любых форм собственности и организационно-правовых форм, включают в себя:

· деятельность работодателя по обеспечению безопасных условий труда в организации;

· деятельность служб охраны труда;

· деятельность совместных комитетов (комиссий) по охране труда;

· проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

· планирование и реализация мероприятий по охране труда;

· организация проведения обучения, инструктажа и проверки знаний правил, норм и инструкций по охране труда и др.

Системой сертификации для организаций-соискателей установлен Знак соответствия работ по охране труда, наносимый на сертификат. Организациям, осуществившим сертификацию работ по охране труда, выдается Знак соответствия работ охране труда, Сертификат безопасности, регистрирующийся в Госстандарте России, и в Центральном органе сертификации работ по охране труда, ведущим реестр сертифицированных организаций. Сертификат соответствия в рекламных целях в рекламных и печатных изданиях используется на основании лицензии, порядок применения которой в этих целях определяется Минтрудом России.

5. Общество, политическая власть, государство. Политическая система общества.

Общество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами.

Политическая власть– это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основнымипризнаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняетвнутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Политическая система – это совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Она является сложным образованием, обеспечивающим существование общества как единого организма, централизованно управляемого политической властью. В зависимости от времени и места понятие политической системы имеет различное содержание, так как значимость компонентов политической системы меняется соответственно типу политического режима. Кроме того, политическую систему определяют как взаимодействия, посредством которых в обществе авторитетно распределяются материальные и духовные ценности.
Основными функциями:
1. Определение целей и задач общества, выработка программ деятельности в соответствии с интересами граждан страны.
2. Мобилизация ресурсов и организация деятельности общества для осуществления его целей и задач.
3. Укрепление единства общества.
4. Распределение ценностей в соответствии с интересами всего общества и отдельных социальных групп, наций, каждого человека.
5. Урегулирование конфликтов.

6. Виды и порядок проведения медицинских осмотров. Медицинские регламенты допуска к профессии.

Медицинские осмотры работников - это лечебно-профилактические мероприятия, проводимые в целях выявления нарушений состояния здоровья работников и медицинских противопоказаний к работе, а также в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Медицинские осмотры:

1. Предварительные. Предварительный медицинский осмотр (обследование) проводится при поступлении работника на работу с целью определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе.

2. Периодические. Периодическим медицинским осмотрам работники подвергаются в процессе трудовой деятельности с целью:

- определения соответствия состояния здоровья работников выполняемой работе;

- динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска;

- выявления общих заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов;

- своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.

Периодические медицинские осмотры предполагают освидетельствование работника с регулярностью, устанавливаемой законодательством с учетом выполняемой работы или среды, в которой он исполняет свои обязанности. Периодичность осмотров зависит от времени, необходимого для наблюдения за изменениями в состоянии здоровья работника, от цели осмотров, а в отдельных случаях и от возраста обследуемого (например, для несовершеннолетних работников часть первая статьи 266 ТК РФ устанавливает обязательность ежегодных осмотров до достижения возраста 18 лет; молодые работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в т. ч. на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, в силу части первой статьи 213 ТК РФ обязаны ежегодно проходить медицинские осмотры до достижения 21 года).

Проводятся предрейсовые или предсменные медицинские осмотры. Их скорее можно отнести к постоянным медицинским осмотрам, поскольку, прежде чем работник приступает к исполнению своей трудовой функции перед началом рабочего дня (смены) врачи (медицинские работники) должны оценить состояние его здоровья (физическое, психоэмоциональное, психологическое) и сделать выводы о трудоспособности работника на текущий рабочий день (смену, рейс).

3. Внеочередные (внеплановые) осмотры. Преимущественно они проводятся по просьбам работников или в соответствии с медицинскими рекомендациями с целью выяснения наличия профессиональных заболеваний.

Медицинские осмотры работников подразделяются на две группы:

I группа - медицинские осмотры, проводимые с целью определения пригодности работников для выполнения работы и предупреждения профессиональных заболеваний. Таким осмотрам подлежат работники:

- занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах) (часть первая статьи 213 ТК РФ);

- занятые на работах, связанных с движением транспорта (часть первая статьи 213 и часть вторая статьи 328 ТК РФ);

- не достигшие возраста 18 лет (часть первая статьи 266 ТК РФ).

II группа - медицинские осмотры, проводимые с целью охраны здоровья, обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения (предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний). В соответствии с частью второй статьи 213 Трудового кодекса РФ прохождение медицинских осмотров данной группы обязательно для работников:

- организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли;

- водопроводных сооружений;

- лечебно-профилактических и детских учреждений;

- иных организаций.

7. Право работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда.

Каждый работник имеет право на:

рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда;

обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством Российской Федерации;

получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;

отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности;

обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты работников в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя;

обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;

профессиональную переподготовку за счет средств работодателя в случае ликвидации рабочего места вследствие нарушения требований охраны труда;

запрос о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда или органами общественного контроля за соблюдением требований охраны труда;

обращение в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, к работодателю, в объединения работодателей, а также в профессиональные союзы, их объединения и иные уполномоченные работниками представительные органы по вопросам охраны труда;

личное участие или участие через своих представителей в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на его рабочем месте, и в расследовании происшедшего с ним несчастного случая на производстве или его профессионального заболевания;

внеочередной медицинский осмотр (обследование) в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанного медицинского осмотра;

компенсации, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, коллективным договором (соглашением), трудовым договором (контрактом), если он занят на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда.

8.Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет.

· Отправка извещения о несчастном случае (ст. 228.1 ТК РФ; п.5 ч.1 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 24.10.2002 №73 );

· Создание комиссии по расследованию несчастного случая (ст. 229 ТК РФ);

· Запрос в медицинские учреждение на получение медицинской справки 315/У «О характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая на производстве и степени их тяжести» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.04.2005 № 275);

· Проведение опросов пострадавшего, очевидцев, должностных лиц (ст. 229.2 ТК РФ);

· Осмотр места происшествия, заполнение соответствующего протокола (ст. 229.2 ТК РФ);

· Составление схемы места происшествия (ст. 229.2 ТК РФ);

· Подготовка копий документов (ст. 3 № 125-ФЗ от 24.07.1998):

- копия трудовой книжки;

- копия трудового договора;

- копия листка нетрудоспособности (при невозможности предоставить больничный лист — разрешается копия табеля учета рабочего времени);

- копия паспорта (при тяжелом несчастном случае);

- копия СНИЛС (при тяжелом несчастном случае).

· Формирование акта Н-1.

9.Основы административного права.

Административное право - это отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые возникают в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления (административных органов).

Субъектами административно-правовых отношений являются органы исполнительной власти и их должностные лица, в официальной форме выражающие волю и интересы государства. В некоторых случаях, определенных законодательством, в роли субъекта данных отношений могут выступать суды (например, при рассмотрении административных дел) и общественные объединения (например, профсоюзы при управлении подведомственными санаторно-курортными учреждениями).

Административным проступком может быть признано только такое поведение, которое запрещено нормами административного права и за совершение которого предусмотрена административная ответственность.

Обязательным признаком административного правонарушения является виновность совершенного деяния. Вина выражает осознанное отношение человека к содеянному и его последствиям. Поэтому для признания деяния (действия или бездействия) правонарушением надо установить, что оно совершено осознанно, т.е. явилось продуктом деятельности здравомыслящего человека. Не может оцениваться как правонарушение административно наказуемое деяние, совершенное лицом, страдающим расстройством психики и не способным руководить своими действиями, отдавать в них отчет.

Пример административных правонарушений: нарушение правил дорожного движения, нарушение несовершеннолетними временных правил и т.д.

Обучение охране труда руководителей, инженеров по технике безопасности, доверенных лиц и специалистов.

В соответствии с Постановлением 1/29 «Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда» устанавливает общие положения обязательного обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда всех работников, в том числе руководителей:

руководитель организации;

заместитель руководителя организации, курирующие вопросы охраны труда, заместители главных инженеров по охране труда;

работодатели – физические лица, иные лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью;

руководители, специалисты, инженерно-технические работники, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах и в производственных подразделениях, а также контроль и технический надзор;

специалисты служб охраны труда;

работники, на которых работодателем возложены обязанности организации работы по охране труда, члены комитетов (комиссий) по охране труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.

Наши рекомендации