Разделение властей в правовом государстве.

Разделение властей — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Идея - Аристотелю (Предложена, Джоном Локком. Воплощена Монтескье - выделил в отдельную ветвь судебную власть).

Правовым называется такое государство, чье функционирование основано на праве и основным направлением деятельности которого является соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы.

Законодательная - власть, обладающая верховенством, т.к.формируется непосредственно народом и устанавливает правовые основы государственной и общественной жизни.

Исполнительная – власть, представленная в лице государственных органов, занимающихся непосредственной реализацией принятых законодательными органами норм права.

Судебная – власть, осуществляемая судебными органами и призванная охранять права и свободы граждан, правовые устои государственной и общественной жизни от любых посягательств и независимо от того, кто совершил эти посягательства.

Цель – исключить узурпацию власти Монархом.

Т.о. разделение властей позволило:

а) рационально распределить функции государства между отдельными ветвями;

б) установить «систему сдержек и противовесов» между ветвями власти. В правовом государстве это позволяет не только контролировать друг друга, но и позволяет обеспечить участие гражданского общества в контроле за государственным аппаратом (право вето у Президента, Парламент может преодолеть вето, импичмент Президенту, роспуск Парламента Президентом (ГД м.б. распущена Президентом, если 3 р. ГД не согласится на Пост Председателя Правительства), Конституционный Суд обладает правом осуществлять проверку законов на их конституционность и т.д.);

в) разделение властей позволяет рационально определять задачи государственным органам;

г) разделение властей тем не менее сохраняет комплекс государственного управления в единстве, т.к. между государственными органами существуют правовые связи.

8. Государственная исполнительная власть: структура и функции.

Согласно принципу разделения властей государственная власть делиться на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Исполнительная власть вручается Правительству.

В парламентских государствах Правительство возглавляет лидер парламентского большинства (Премьер-министр, Правительство ФРГ – канцлер). В президентском государстве возглавляет Президент (США, Мексика, Чили, Аргентина)

Структура пр-ва зависит от множества факторов:

- политические традиции

- экономическое развитие

- национальный состав го-ва

Финансовые возможности

В отдельных странах (президентских) в исполнительной власти по вертикали могут находиться Президент и Председатель Правительства. К таким странам относится РФ.

Президент – глава исполнительной власти, глава государства. Его полномочия прописаны в ст. 83 Конституции РФ (председательствует на заседании Правительства). В РФ структура Правительства включает в себя следующие элементы: Президент, Председатель Правительства, зам. Председателя Правительства, Министерства, внутри Министерств имеются агентства и службы. Последние элементы появились в ходе административной реформы, которая проводится в течение 8 лет.

Правительство РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ (глава 6), а также ФКЗ 1997 г. «О правительстве РФ», а также в соответствии с Указами Президента РФ, которые он издает при его избрании (назначение на те или иные должности, изменение структуры Правительства).

Функции Правительства:

-исполнительно-распорядительная деятельность, формирование бюджета, правоохранительная деятельность, экономическая деятельность, налоговые вопросы.

9. Судебная власть: структура и функции.

Согласно принципу разделения властей государственная власть делиться на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную.

Вручается судебным органам.

Структура зависит от традиций, которые существуют в государстве.

В РФ судебная власть вручается Конституционному Суду, Верховному Суду и судам общей юрисдикции. Система арбитражных судов во главе с Высшим арбитражным Судом.

В США – Верховный Суд, в Англии – Палата лордов, Высокий суд.

По структуре судебная власть строится по-разному.

В РФ кроме федеральных судов существуют суды субъектов (конституционные и уставные. Они имеются не во всех субъектах, не включены в какую-нибудь систему, не подчиняются Конституционному Суду, являются независимыми) и мировые судьи.

Функции Конституционного Суда: осуществляет толкование основного закона, проверяет на законность Конституции).

Верховный Суд и суды общей юрисдикции: рассматривают в уголовном и гражданском судопроизводстве.

Арбитражные суды: споры между хозяйственными субъектами.

Судебная власть регламентирована целым рядом законов, деятельность каждого направления регламентирована ФКЗ («О Конституционном Суде РФ» и т.д.) и Конституцией РФ гл. 7 ст. 118.

Главная и исключительная функция судов — осуществление правосудия, определяются процессуальные формы осуществления судебной власти посредством различных видов судопроизводства.

10. Типы государства: формационный и цивилизационный подходы.

Государство –особая организация политической власти, которая осуществляется специальным аппаратом, распространяется на всю территорию, ее население, обладает суверенитетом, издает правовые веления и взымает налоги.

В современном мире существуют два подхода: формационный и цивилизационный.

Главным критерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.). Формационный подход – классовый, основан К. Марксом, Ф.Энгельсом. В основу положены формации (большой промежуток времени, в рамках которого зарождался и развивался определенный тип общественно-экономических отношений) первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Государство существует в рабовладельческой, феодальной, капиталистической, а также в начале стадии коммунистической формации.

Достоинства: четко определяется причина развития государства (борьба классов, появление государства нового типа).

Не учитывается: этно-культурное развитие.

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические и др. Представители: английский историк А. Тойнби. Он предложил рассматривать государство в рамках развития цивилизации.

Цивилизация – этно-культурное общество людей, которое проживает на определенной территории, земной шар поделил на 21 цивилизацию. Этим цивилизациям определил тип государства (Северо-Американское, Европейское, Древне-Китайская цивилизация, Египет и др.).

Достоинства: учитываются интересы нации, народов, характеристике подвергнуты религиозные особенности, характеристика общества дается разнопланово, характеризуются все классы.

Недостаток: исключает характеристику борьбы классов.

Эти два подхода не исключают друг друга, а дополняют.

11. Формы государства: понятие и виды.

Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.

Форма гос-ва как понятие указывает на опред-ые свойства гос-ва.

Понятие «форма государства» включает в себя три элемента: 1) правление, 2) государственное управление, 3) режим.

1.​ Форма правления указывает на организацию политической власти, а именно: из каких органов состоит государство, как они формируются, каковы их функции, как они взаимодействуют между собой, как реализуют интересы населения.

Различают 2-е формы правления – республика и монархия.

Республика– Республиканская форма правления – это форма правления, в которой верх гос-ая власть принадлежит выборным на срок органам.

Республики бывают:

1. Президентская – (Президент) – глава гос-ва и глава правительства;

- избирается всенародно;

- прав-во подотчетно Президенту;

- между ветвями власти установлена жесткая система сдержек и противовесов.

(США, Россия, Чили, Аргентина, Венесуэла).

2. Парламентская – (Президент – глава гос-ва, обладает представительскими функциями, как и монарх в парламентарной монархии, - это почетная должность) – избирается либо парламентом, либо коллегией. (Италия, ФРГ).

-ключевая фигура - Глава прав-ва (лидер парламентского большинства) – формирует правительство;

-правительство подотчетно парламенту.

3. Смешанная республика

-Прав-во формируется как Президентом, так и парламентом.

- такова же и подотчетность.

Монархия – это форма правления, в которой верховная государственная власть принадлежит одному человеку – Монарху, и, как правило, передается по наследству, а монарх неподотчетен ни кому.

Исторически монархия прошла следующие формы:

1.​ Раннефеодальная монархия, где власть монарха была ограничена самой природой его появления (первый среди равных);

2.​ Сословно-представительная монархия ограничена сословными органами. В России Земский Собор (сер. 16 – сер.17 вв.), во Франции – Генеральные штаты, в Англии – Парламент (1295 г.).

3.​ Абсолютная монархия – не ограничена властью, передается по наследству (в настоящее время – Саудовская Аравия Арабские Эмираты).

Переходной моделью от абсолютной монархии к парламентарной является дуалистическая монархия. Здесь монарх возглавляет Правительство, которое сам и формирует, а Парламент представляет собой законодательную власть. (Дуализм разный, двойственный – Россия (1906 – 1917) дуалистическая монархия с сильной властью). В настоящ время – Бутан, Непал (за последн 10 лет – появились парламенты, кот хоть и незначительно, но ограничили власть монарха.

Парламентарная монархия наиболее типичная монархия современности:

- Парламент формируется всенародно;

- лидер Парламента большинством становится Премьер-министром;

- он формирует Правительство;

- Правительство подотчетно Парламенту;

- Монарх – глава государства, исполняет лишь представительские функции, его роль не значительна. (Англия, Испания, Швеция, Дания, Япония)

2.Форма территориального устройства указывает на то, из каких частей состоит территория государства, какой их правовой статус (этих частей), как они взаимодействуют между собой и с централизованной властью

Различают 2-а вида гос-в по устройству:

- унитарное государство,

- федерации,

- а также межгосударственные объединения – конфедерация и иные формы содружества (союзы).

Унитарное государство – простое, единое гос-во, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нем существует единая система высших органов и единая система зак-ва (Польша, Франция).

Признаки унитарного гос-ва:

- единое цельное государственное образование;

- субъекты самостоятельностью не обладают;

- единая система законодательства;

- единая система высших органов гос власти (субъекты не имеют)

- одна Конституция;

- единое гражданство

- одна налоговая, финансовая система, система правоохранительных органов;

- в унитарном государстве могут образовываться автономии с особым статусом (Крым в Украине; Аджария в Грузии).

Различают:

- централизованное унитарное гос-во (власть формируется из центра (Украина – Президент назначает глав субъектов)

- децентрализованное гос-во (власть в субъектах формируется путем выборов)

Федерация – это сложное государственное образование, субъекты которого обладают определенной самостоятельностью (высшие органы власти, Конституцию и т.д).

Признаки федерации:

- территория федерации состоит из территорий субъектов

- 2-ух уровневая система законод-ва

- субъекты имеют свои органы гос власти, свои конституции

-2-ух уровневая система налогообложения

- может устанавливать двойное гражданство

- как правило одна из палат Парламента представляет интересы субъектов (ФРГ – верхняя палата – Бундесрат)

- законодательно определены предметы ведения субъектов.

Конфедерация– временный союз гос-в, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей (не является формой гос устройства – это межгосударств объединение, союз, содружество, сообщество). При этом:

- создается на время с целью решения какого-то вопроса

- после решения либо распадается (Германский союз 19в), либо становится федерацией (США 1781-1787г)

- государство своего суверенитета не теряет (Европейский союз).

-создаются лишь межгосударственные органы.

Наши рекомендации