Понятие, структура и роль правосознания.
Правосознание – это представления и чувства, оценки и установки индивидов и социальных групп о праве. Исходной основой правосознания выступает информация о правовых нормах, после чего у индивида складывается то или иное отношение к ним (положительное, отрицательное, безразличное и т.д.). Наряду с правовой психологией, которая воплощает в себе эмоции по поводу правовых норм и практики их применения, составным элементом правосознания является правовая идеология, находящая свое выражение в нормативно-правовых актах. Правовая психология и правовая идеология тесно связаны друг с другом.
Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с разных позиций. По степени проникновения в суть правовых явлений правосознание подразделяется на обыденное (оно характерно для большинства граждан), профессиональное и научное(последние свойственны юристам-практикам и научным работникам). Кроме того, мы можем выделить коллективное и индивидуальноеправосознание.
Традиционно в качестве деформаций правосознания выделяют правовой идеализм и правовой нигилизм. В первом речь идет об абсолютизации роли права в жизни общества, во втором – о пренебрежительном отношении к нему.
Выделяют так же правовой фетишизм- в чем – то сродни правовому идеализму, поскольку выражает гипертрафированное представление роли права. Он может исповедоваться различными идеалогическими течениями. Как теми кто полагает, что с помощью права можно искоренить социальные и политические противоречия, построить демократическое общество, так и теми, кто полагает, что ужесточение наказаний однозначно поможет искоренить преступность.
Правовой дилентатизм– вольное обращение с правом, происходящее от небрежного отношения к юр ценностям. Правовой инфантилизм– возникает на фоне недостаточности, несформированности правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке.
Перерождение правосознания –это нетипичный случай его крайнего искажения, включая преступный умысел.
Проблема состояния правосознания той или иной страны является одной из наиболее трудных для исследования. Например, «cуществует мнение, что самый законопослушный народ – англичане. Их склонность к скрупулезному соблюдению установленных правил граничит с педантизмом. Мы же, к сожалению, прослыли как незаконопослушная нация» . Однако каких-либо количественных параметров по поводу национального правосознания не существует, а возможность для интерпретации различий правосознания конкретных народов дает более широкая категория – правовая культура.
Роль правосознания в правотворчестве выражается прежде всего в том, что правотворческие решения принимаются под непосредственным влиянием правосознания законодателя. Уровень правосознания законодателя, его представления о значимости тех или иных правовых институтов, его отношение к отдельным правовым явлениям напрямую выражаются в нормах права, создаваемых в процессе правотворческой деятельности. Законодатель должен отразить в правовых нормах существующий уровень общественного правосознания. При этом надо помнить, что законодатель - субъект коллективный, поэтому индивидуальное правосознание субъектов правотворческой деятельности несомненно сказывается на оформлении общей воли законодателя. В процессе правотворчества особую роль играет научное правосознание, т.к. без него невозможно создать качественные законодательные новации. Роль профессионального правосознания также не следует преуменьшать, т.к. юристы-практики, привлеченные к разработке проектов нормативных актов, помогут обеспечить реальную применимость права, его соответствие общественным реалиям, связь права с общественной жизнью и юридической практикой. Профессиональное правосознание в процессе подготовки правотворческих решений поможет избежать пробелов в праве, недооценки процедурных и правореализационных моментов.
Особую роль играет правосознание в процессе применения права. В этом случае первостепенное значение принадлежит профессиональному правосознанию, т.е. правосознанию судей, прокуроров, следователей, дознавателей и других работников правоприменительных органов. Особая роль правосознания в этом случае определяется тем, что должностные лица выбирают нормы права, подходящие к данной ситуации, осуществляют их толкование и выносят решение по делу на основе норм права, руководствуясь исключительно своим правосознанием. Правоприменительные органы должны конкретизировать общие предписания правовых норм применительно к конкретной жизненной ситуации, т.е. их деятельность влечет юридические последствия. Правосознание работников этих органов влияет на качественность выносимых актов применения права. Любые деформации правосознания могут негативно отразиться на истинности и правомерности принимаемые юридических решений. Поэтому правосознание - это не просто теоретическая категория, оно имеет большое практическое значение, ибо в процессе применения права правосознание должностных лиц по сути влияет на возникающие юридические последствия.
Правовая культура.
Правовая культура –это своего рода юридическое богатство общества, поскольку включает лишь то, что есть в правовых явлениях относительно прогрессивного, социально полезного и ценного.
Как и правосознание, правовая культура подразделяется на правовую культуру общества и индивидуальную правовую культуру(личности).
Правовая культура общества является частью общей культуры. Она характеризуется следующими чертами:
- состоянием правосознания
- уровнем совершенства законодательства и состояния законности в стране
- соотношением общечеловеческого и общенационального права
-степенью развитости в стране юридической науки и юридического образования
-эффективностью деятельности правоприменительных органов
Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими областями или сферами культуры: политической, нравственной, религиозной. В этой связи особо значимым является взаимодествие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременное. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним механизмом определения правовой позиции(выбор правомерного или противоправного варианта поведения).
Правовая культура личности включает в себя следующие элементы:
- правосознание человека(знание и понимание права)
-привычку к правомерному, законопослушному поведению
-правовую активность личности, т.е. умение эффективно использовать правовые средства для достижения своих целей, реализации субъективных прав и свобод.
Не всякого индивида, знающего и понимающего нормы права можно считать человеком высокой правовой культуры. Таковым является только тот, чье знание юридических норм сочетаестя с внутренней потребностью строгого соблюдения их предписаний, кто в своей юридической деятельности неуклонно им следует.
Важное значение для государства имеет профессиональная культура работников правоохранительных органов. Ее должны отличать следующие черты:
- знание и уважение права, действующего законодательства
-законность действий при выполнении должностных обязанностей
-умение пользоваться данной властью, нетерпимость к произволу и злоупотреблениям
- способность эффективно обеспечивать права и свободы граждан
-умение вести правовое обучение и воспитание подчиненных граждан
Т.О. создание и функционирование в нашей стране правового государства невозможно без воспитания у граждан высокой правовой культуры.
Правовая культура включает в себя правосознание и юридически значимое поведение. Она характеризует уровень социального отношения к праву и правовой активности общества, особенности структуры юридических норм и юридической деятельности. На правовую культуру оказывают влияние следующие факторы:
- реальная потребность в праве;
- состояние законности и правопорядка в стране;
- степень развитости в обществе юридической науки и юридического образования, а также целый ряд социально-политических, экономических, геополитических и культурно-психологических факторов.