Контроль знаний

Контроль за усвоением программы учебной дисциплины осуществляется в несколько этапов в соответствии с Листом контрольных мероприятий по дисциплине «Административное право».

Итоговая оценка по предмету (по сто балльной шкале) складывается из двух частей: 50 баллов – отводятся на проведение текущего контроля в течение семестра в процессе работы студентов на лекционных и семинарских занятиях. 50 баллов формируются в процессе итогового межсессионного контроля (ответ на экзамене). У студентов заочной формы обучения дополнительно оценивается подготовка и защита письменной контрольной работы (домашнего задания).

При формировании итоговой оценки текущего контроля (максимальное количество – 50 баллов в семестр) во внимание принимаются следующие параметры:

- посещение лекций и семинаров (до 5 баллов за семестр);

- работа на лекциях ( контрольные работы по итогам освоения модулей) ( до 5 баллов за семестр);

- участие в научно-образовательных мероприятиях (ролевая игра, научно-образовательная олимпиада, научная конференция, конкурс студенческих научных работ, публикация научной статьи) (до 4 баллов за семестр);

- работа на семинарах (до 36 баллов за семестр), которая включает такие виды образовательных мероприятий как: участие в устном опросе по вопросам, вынесенным на подготовку к семинару, участие в интерактивных методах работы (блиц-опросе, проблемной дискуссии, мозговом штурме, работе малых групп и т.д.), подготовка докладов по вопросам, вынесенным на самостоятельное изучение, участие в решении задач, тестировании и т.д.

Примерный перечень заданий для текущего контроля на семинарах, контрольные работы по итогам изучения каждого модуля, вопросы к экзаменам, варианты домашних заданий (для заочной формы обучения) отражены в разделе «Текущий и промежуточный контроль знаний студентов» Рабочей программы по настоящей дисциплине.

Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1. Тесты для текущего и итогового контроля 1. Из предложенных вариантов выберите наиболее точное определение предмета административного права: 5) общественные отношения, урегулированные Кодексом РФ об административных правонарушениях; 6) общественные отношения, формирующиеся в сфере государственного управления, организации и деятельности исполнительной власти; 7) общественные отношения, одним из участников которых является исполнительный орган; 8) управленческие отношения. 2. Из предложенных вариантов выберите наиболее точное определение понятия «административно-правовое отношение»: 5) отношение, урегулированное нормами административного права; 6) общественное отношение, складывающееся в сфере государственного управления; 7) общественное отношение, урегулированное административно-правовыми нормами; 8) общественное отношение, возникающее в сфере деятельности органов исполнительной власти. 3. Одной из особенностей административно-правового статуса иностранного гражданина (лица без гражданства) является: 1) отсутствие обязанности платить налоги, предусмотренные законодательством РФ; 2) на них не распространяется законодательство РФ об административной ответственности; 3) только к этим субъектам может быть применено административное выдворение за пределы РФ; 4) перемещаются по территории РФ только под контролем правоохранительных органов. 4. Правительство РФ: 1) издает указы и распоряжения; 2) издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение; 3) издает инструкции и указания, обязательные для исполнения всеми органами исполнительной власти; 4) издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения нижестоящими органами исполнительной власти. 5. К органам исполнительной власти субъекта РФ относятся: 1) администрации и правительства; 2) законодательные собрания и мэрии; 3) государственные комитеты и службы; 4) аппарат полномочного представителя Президента РФ в субъекте РФ. 6. Органом исполнительной власти специальной компетенции является: 5) федеральное министерство; 6) Генеральная прокуратура РФ; 7) Государственная Дума Федерального Собрания РФ; 8) Правительство РФ. 7. Метод административного права: 5) императивный; 6) диспозитивный; 7) диспозитивный с элементами императивности; 8) императивный с элементами диспозитивности. 8. Юридическая сила административно-правовых актов зависит от: 5) иерархии органов государственной власти; 6) сроков принятия (утверждения) акта; 7) источника публикации; 8) целевого назначения. 9. Высшее должностное лицо субъекта может быть отрешено от должности: 5) Председателем Правительства РФ; 6) Президентом РФ; 7) полномочным представителем Президента РФ в данном федеральном округе; 8) законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. 10. Высшее должностное лицо субъекта РФ избирается на должность на срок: 1) не более четырех лет; 2) не более четырех лет, не более двух сроков подряд; 3) не более пяти лет, не более двух сроков подряд; 4) не более пяти лет. 11. Правительство РФ вправе отменять акты: 1) федеральных органов исполнительной власти; 2) высших должностных лиц субъектов РФ; 3) высших исполнительных органов субъектов РФ; 4) органов исполнительной власти субъектов РФ. 12. Коллегиальными органами исполнительной власти являются: 1) Правительство РФ; 2) Администрация Президента РФ; 3) Федеральное министерство; 4) Государственный совет РФ. 13. В ведении субъектов РФ не находится: 1) гражданская и военная служба; 2) военная и правоохранительная служба; 3) военная и милитаризированная служба; 4) гражданская и правоохранительная служба. 14. Срочный служебный контракт с государственным гражданским служащим заключается на срок: 5) от одного года до трех лет, если иной срок не установлен федеральным законом; 6) от одного года до семи лет; 7) от трех лет до пяти лет; 8) от одного года до пяти лет, если иной срок не установлен федеральным законом. 15. В нормативно-установленную систему государственной службы РФ включаются: 1) гражданская и милитаризированная; 2) гражданская и военная; 3) гражданская и правоохранительная; 4) гражданская, военная и правоохранительная. 16. Аттестация государственных гражданских служащих проводится: 1) один раз в пять лет; 2) один раз в три года; 3) не реже одного раза в два года и не чаще одного раза в три года; 4) один раз в четыре года. 17. Государственный служащий не вправе: 1) осуществлять предпринимательскую деятельность; 2) прекращать исполнение должностных обязанностей с целью урегулирования служебного спора; 3) состоять в политической партии; 4) быть членом религиозного объединения. 18. Из предложенных вариантов выберите наиболее точное определение понятия «административная ответственность»: 1) это разновидность дисциплинарной ответственности; 2) это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за совершение административных правонарушений; 3) это юридическая ответственность, установленная КоАП РФ; 4) это юридическая ответственность, влекущая административного наказание правонарушителя. 19. Дело должно быть рассмотрено с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, в случае, если административным наказанием, которое к нему должно быть применено, выступает: - административный штраф; - выдворение; - дисквалификация; - конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения. 20. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается: 5) Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти; 6) Президентом РФ; 7) Председателем Правительства РФ; 8) Президиумом Правительства РФ. 21. Права собственника имущества унитарного предприятия не может осуществлять: 5) орган государственной власти РФ; 6) орган государственной власти субъекта РФ; 7) орган местного самоуправления; 8) руководитель данного унитарного предприятия. 22. Административно-правовые акты по юридическим свойствам классифицируются на: 1) письменные, устные и конклюдентные; 2) нормативные и ненормативные; 3) коллегиальные и единоначальные; 4) федеральные акты и акты субъектов Российской Федерации. 23. Из предложенных вариантов выберите наиболее точное определение понятия «административно-правой метод»: 5) способ достижения целей субъекта публичной власти; 6) способ сознательного воздействия на объекты управления; 7) способ реализации воли субъекта власти; 8) способ практической реализации задач и целей исполнительной власти. 24. К административно-пресекательным мерам можно отнести: 5) проверку документов; 6) применение оружия; 7) административный штраф; 8) разъяснительную работу по применению правил дорожного движения. 25. Временный запрет деятельности выступает как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, если административным наказанием выступает: 1) административное приостановление деятельности; 2) административный штраф; 3) административный арест; 4) дисквалификация. 26. Законодательство РФ об административных правонарушениях состоит из: 1) Кодекса РФ об административных правонарушениях и отдельных федеральных законов; 2) Кодекса РФ об административных правонарушениях и законов субъектов РФ об административных правонарушениях; 3) Кодекса РФ об административных правонарушениях; 4) Кодекса РФ об административных правонарушениях, законов субъектов и нормативно-правовых актов муниципальных образований об административных правонарушениях. 27. Перечень видов административных наказаний: 1) закреплен Кодексом РФ об административных правонарушениях и может быть дополнен законами субъектов РФ об административных правонарушениях; 2) закреплен Кодексом РФ об административных правонарушениях и может быть дополнен нормативно-правовыми актами муниципальных образований; 3) закреплен Кодексом РФ об административных правонарушениях и может быть дополнен федеральными законами об отдельных видах административных правонарушений; 4) закреплен Кодексом РФ об административных правонарушениях и является закрытым. 28. Дополнительным административным наказанием может являться: 1) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 2) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства; 3) дисквалификация; 4) предупреждение. 29. Производство по делам об административных правонарушениях урегулировано нормами: 1) Кодекса РФ об административных правонарушениях и отдельных федеральных законов; 2) Кодекса РФ об административных правонарушениях и законов субъектов об административных правонарушениях; 3) Кодекса РФ об административных правонарушениях; 4) Кодекса РФ об административных правонарушениях, законов субъектов и нормативно-правовых актов муниципальных образований об административных правонарушениях. 30. К юридическим лицам не может применяться такой вид административного наказания, как: 1) дисквалификация; 2) предупреждение; 3) административный штраф; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. 31. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется: 1) Министерством образования и науки РФ; 2) Министерством информационных технологий и связи РФ; 3) Министерством юстиции РФ; 4) Федеральной службой государственной статистики. 32. Характеристикой субъективной стороны административного правонарушения является: 5) неосторожность; 6) неоднократность; 7) повторность; 8) антиобщественность. 33. Государственная регистрация юридических лиц осуществляется: 5) уполномоченными органами местной администрации; 6) органами Федеральной налоговой службы; 7) органами Министерства юстиции РФ; 8) уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ. 34. К лицензирующим органам в Российской Федерации относятся: 1) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ; 2) федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальные органы; 3) органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальные органы; 4) федеральные органы исполнительной власти. 35. Функции надзора в системе федеральных органов исполнительной власти закреплены за: 5) федеральными министерствами; 6) федеральными службами; 7) федеральными агентствами; 8) Правительством РФ.  
2. Вопросы для подготовки к экзамену: 1.Государственное управление: понятие, сущность и признаки. 2.Исполнительная власть: понятие, ее место в системе разделения властей. 3.Административное право как отрасль права. 4.Система и принципы административного права. 5.Место административного права в правовой системе Российской Федерации. 6.Понятие и система субъектов административного права. Административная правоспособность и дееспособность. 7.Понятие, структура и виды административно-правовых норм. Реализация административно-правовых норм. 8.Источники административного права. 9.Понятие и основные черты административно-правовых отношений. Юридические факты в административном праве. 10. Основания классификации и виды административно-правовых отношений. 11. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации. 12. Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации, и их полномочия. 13. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления. Административно-правовые гарантии прав, свобод и законных интересов граждан. 14. Обращения граждан: виды и механизм реализации. 15. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. 16. Понятие и виды органов исполнительной власти Российской Федерации, принципы их организации и деятельности. 17. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. 18. Система и структура федеральных органов исполнительной власти. 19. Правительство Российской Федерации как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации (порядок образования, состав и компетенция). 20. Федеральные органы исполнительной власти, их организационно-правовые формы и компетенция. 21. Административно-правовой статус территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. 22. Административно-правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 23. Понятие, система и принципы государственной службы Российской Федерации. 24. Административно-правовой статус государственных гражданских служащих. 25. Административно-правовое регулирование прохождения гражданской службы. 26. Классификация должностей и классные чины гражданской службы. 27. Административно-правовой статус государственных и негосударственных предприятий и учреждений. 28. Административно-правовой статус общественных объединений. 29. Административно-правовой статус религиозных объединений. 30. Понятие и виды форм реализации исполнительной власти. 31. Понятие, юридическое значение и виды правовых актов органов исполнительной власти. 32. Действие правовых актов органов исполнительной власти. 33. Требования, предъявляемые к актам органов исполнительной власти. 34. Административно-правовые договоры (соглашения) и их использование в государственно-управленческой деятельности. 35. Понятие, виды и содержание административно-правовых методов реализации исполнительной власти. 36. Административное принуждение: сущность, основания и виды. 37. Понятие, признаки и правовые основы административной ответственности. 38. Понятие, признаки и состав административного правонарушения. 39. Освобождение от административной ответственности и ее ограничение. 40. Понятие и виды административных наказаний, правила их назначения. 41. Понятие, правовые основы и основания наступления дисциплинарной ответственности. 42. Понятие материальной ответственности, ее субъекты и основания наступления. 43. Дисциплинарная и материальная ответственность государственных служащих. 44. Понятие, признаки, правовое регулирование административного процесса. 45. Сущность и виды административно-процедурных производств. 46. Административная юрисдикция: понятие и основные черты. Виды административно-юрисдикционного производства. 47. Административная юстиция: практика зарубежных государств и формирование в России. 48. Понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях. 49. Судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. 50. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности. 51. Доказательства по делам об административных правонарушениях. 52. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. 53. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении: сущность и содержание. 54. Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении: сущность и содержание. 55. Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. 56. Стадия исполнения постановлений (решений) по делам об административных правонарушениях. 57. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний. 58. Понятие законности и дисциплины в сфере управления, способы их обеспечения. 59. Контроль Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти. 60. Контроль за исполнительной властью, осуществляемый органами законодательной власти. 61. Контрольные полномочия органов исполнительной власти. 62. Роль органов судебной власти в обеспечении законности в управлении. 63. Общественный контроль в Российской Федерации. 64. Административный надзор: понятие, субъекты и содержание. 65. Понятие и задачи надзора прокуратуры. Формы реагирования прокурора на нарушение законности. 66. Система и структура государственного управления. Экономическая, социально-культурная и административно-политическая сферы управления. 67. Соотношение компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области организации государственного управления. 68. Функции, методы и формы управления в современных условиях. 69. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации. 70. Система и правовое положение органов управления экономическим развитием в РФ. 71. Государственное антимонопольное регулирование в Российской Федерации. 72. Система и правовое положение органов государственного управления промышленностью и торговлей. 73. Организация государственного управле­ния энергетикой. 74. Организационно-правовая система управления сельским хозяйством. 75. Правовое регулирование и организационно-правовая система государственного управ­ления транспортным комплексом. 76. Организация государственного управле­ния региональным развитием в РФ. 77. Органы государственного управления в сфере связи и массовых коммуникаций, их право­вое положение. 78. Организационно-правовая система государственного управ­ления в сфере природопользования и экологии. 79. Государственное управление финансами и кредитом. 80. Организационно-правовая система государственного управ­ления образованием. 81. Государственное управление в области науки. 82. Правовое регулирование и организационно-правовая система государственного управ­ления в области культуры. 83. Правовое регулирование и организационно-правовая система государственного управ­ления здравоохранением. 84. Организация государственного управления в области труда и социального развития. 85. Система органов управления обороной и их правовой статус. 86. Система и правовой статус органов управления безопасностью.
  1. Система и правовой статус органов управления внутренними делами.
  2. Органы государственного управления в области ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
89. Государственное управление иностранными делами. 90. Государственное управление в области юстиции.

Задачи:

1. Работник производственного предприятия «Рубин» решил воспользоваться рабочим инструментом дома. Работник упаковал инструмент в полиэтиленовый пакет и намеревался вынести с территории предприятия. Однако в тот же день был задержан на проходной сотрудниками охраны. Постановлением мирового судьи он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.27 КоАП РФ («Мелкое хищение») и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в сумме 300 рублей. Работник, получив юридическую консультацию, подал жалобу. В жалобе ставиться вопрос об отмене постановления и делается ссылка на то, что в действиях Работника нет состава административного правонарушения. Верно ли обоснование жалобы?

2.Из указанного ниже перечня выберите меры административного принуждения и сгруппируйте их по видам. Выявите природу тех воздействий, которые не относятся к мерам административного принуждения.

1) введение комендантского часа; 2) закрытие опасных участков дороги; 3) предупреждение; 4) привод; 5) снос самовольно возведенного строения; 6) депортация; 7) налоговая проверка; 8) применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; 9) приостановление деятельности политической партии в режиме чрезвычайного положения; 10) запрет эксплуатации неисправного транспортного средства; 11) отстранение от управления транспортным средством; 12) приостановление действия лицензии; 13) принудительное лечение; 14) выговор; 15) дисквалификация.

3. Генеральный директор ООО «Торговый центр «Меркурий» был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 3000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ. Основанием послужил факт реализации продавцом Торговцевой пачки сигарет без применения контрольно-кассовой машины в торговой точке, принадлежащей Торговому центру. Признавая Директора виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, руководитель Инспекции Федеральной налоговой службы исходил из того, что Генеральный директор как должностное лицо должен нести ответственность за административное правонарушение, совершенное работником Торгового центра. Правомерно ли применена ответственность?

4. На основании Закона субъекта РФ «Об административных правонарушениях» гражданин Н. был привлечен к административной ответственности за нарушение правил торговли (торговля с рук). На основании ст. 8.4 данного Закона он был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 рублей с конфискацией товара. Законно ли применены меры ответственности? Проведите полный анализ ситуации со ссылками на статьи законодательства.

5. 22 сентября 2001 года гражданин М. ввез на территорию Российской Федерации автомобиль "Форд-Транзит", 1996 года выпуска, который был направлен на таможню для таможенного оформления сроком доставки 6 дней. Однако обязанность декларирования не была исполнена. После обнаружения данного факта Постановлением судьи от 18 февраля 2005 года М. был привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров и (или) транспортных средств, подлежащих декларированию, и подвергнут штрафу в размере 71.500 рублей. Гражданин М. обжаловал постановление. В жалобе М. указал на то, что к административной ответственности привлечен незаконно, так как истек годичный срок с момента совершения административного правонарушения. Какое решение будет принято по жалобе?

6. Постановлением Управления государственного пожарного надзора от 14 сентября 2007г. Банк был привлечен к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ; ему выдано предписание от 10 октября 2007г. об устранении выявленных нарушений в срок до 10 октября 2008г.

В ходе проведения Управлением пожарного надзора 20 октября 2008г. внеплановой проверки в административном здании, принадлежащем Банку, выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Постановлением управления от 22 октября 2008г. Банк вновь был привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Банк обжаловал данное постановление, ссылаясь на то, что Управление пожарного надзора нарушило положение части 5 статьи 4.1 КоАП РФ, согласно которой никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение. Какое решение будет принято по жалобе?

7.Постановлением мирового судьи от 20.11.2006 г. Водитель привлечен к административной ответственности в виде лишения права управления транспортными средствами по ст. 12.26 КоАП РФ, за невыполнение 21.08.2006 г. требования сотрудника полиции о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. По ходатайству Водителя дело было передано для рассмотрения по месту учета транспортного средства, в связи с чем был пропущен двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности.

Водитель подал жалобу, в которой просил отменить постановление, указывая на нарушение срока давности привлечения его к ответственности. Судья районного суда жалобу не удовлетворил, поскольку учитывая ходатайство на передачу дела по месту жительства не усмотрел нарушения процессуальных сроков. Водитель обратился с жалобой в Верховный суд РФ. Есть ли законные основания для отмены решения о привлечении к административной ответственности?

8. Индивидуальный предприниматель обратился в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления начальника иммиграционного отдела Управления федеральной миграционной службы о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.16 Кодекса об административных правонарушений РФ в виде взыскания штрафа в сумме 350 тыс. рублей. Решением Суда о 09.07.07 данное постановление было отменено в части назначения наказания в виде взыскания штрафа в сумме 350 тыс. рублей и назначено административное наказание в виде предупреждения. При вынесении решения суд исходил из того, что предприниматель ранее к ответственности не привлекался, имеет троих несовершеннолетних детей. Суд также учел состояние здоровья предпринимателя.

В свою очередь в Федеральный арбитражный суд округа обратилось Управление с кассационной жалобой, в которой просит изменить решение суда от 09.07.07 в части наложения административного наказания в виде предупреждения и принять по делу новый судебный акт. Каковы основания подачи жалобы?

Наши рекомендации