Государственная служба в системе государственной власти и управления Российской Федерации

В Федеральном законе «О сис­теме государственной службы Российской Федерации» дано сле­дующее определение понятия «государственная служба» (ст.1). Это - «профессиональная служебная деятельность граждан Рос­сийской Федерации по обеспечению исполнения полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных феде­ральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конститу­цией Российской Федерации, федеральными законами для не­посредственного исполнения полномочий федеральных государ­ственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных ор­ганов субъектов Российской Федерации».

Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти (целей, задач и функций государства). Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.

Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления: выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и политического развития страны; подбор кадров, способных реализовать эту стратегию; создание организационных структур власти; принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны; осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.

Система органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровне за период с 1992 по 2010 г. изменялась неоднократно:

На первом этапе (до 1996 г.) были предприняты меры по департизации государственного аппарата и формированию федеральных органов исполнительной власти, которые по своей типологии и компетенции все еще напоминали советскую систему управления.

На втором этапе (1997 - 1998 гг.) была сформулирована концепция новой системы исполнительной власти и обеспечения правового порядка в государственном управлении.

На третьем этапе (1999 - 2000 гг.) Центром стратегических разработок была подготовлена Концепция государственного строительства, в которую вошли основные идеи Концепции административной реформы 1998 г.

В Посланиях Президента РФ Федеральному собранию на 2003 и 2004 годы было уделено внимание вопросам оптимизации функций федеральных органов исполнительной власти. Президент РФ подчеркнул, что государственные функции, уже признанные избыточными, не должны быть реанимированы на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.

Минэкономразвития России в октябре 2004г. была подготовлена и представлена в Правительство РФ Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах. Распоряжением Правительства РФ документы были одобрены.

После издания указанного распоряжения начинается новый этап реформирования государственного аппарата, связанный с реализацией административной реформы.

К настоящему времени Концепцией реформы предусмотрены пять этапов реализации ее цели и задач (в 2008 г. вносились изменения продлившие срок проведения реформы до 2010 г.).

1 этап (конец 2005 г.) - разработка и принятие первоочередных нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции органов исполнительной власти, координация действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

2 этап (2006 г.) - передача ряда государственных функций саморегулируемым организациям; передача части государственных организаций с федерального на региональный уровень; разработка нормативной базы для применения процедур управления по результатам; разработка нормативных актов для совершенствования контроля и надзора процесса закупок для государственных нужд, аутсорсинга административно-управленческих процессов и др.

3 этап (2007 г.) - ликвидация и приватизация избыточных государственных функций, разработка и внедрение большинства административных регламентов в федеральных и региональных органах исполнительной власти, внедрение процедур управления по результатам приоритетных стандартов государственных услуг и др.

4 этап (2008 г.) - обеспечение широкого внедрения успешного опыта государственного управления на региональном уровне; развитие форм участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти, мониторинг мероприятий административной реформы.

5 этап (2009 – 2010 гг.) - создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на территориях субъектов Российской Федерации; переход федеральных органов исполнительной власти на оказание государственных услуг в электронном виде с использованием общероссийского государственного информационного центра.

Наши рекомендации