Государственный строй Веймарской республики
Структура органов власти и управления Веймарской республики несла на себе печать незаконченности буржуазно-демократических преобразований.
Первое место среди верховных органов власти занимало народное представительство, рейхстаг. Конституция определяла, что рейхстаг избирается путем всеобщих выборов сроком на четыре года, заседания его публичны, за исключением случаев, когда он он сам постановит иное.
Главной функций рейхстага объявлялась законодательная деятельность. Статья 68 устанавливала, что «имперские законы издаются рейхстагом». Для принятия закона было достаточно простого большинства, а для закона, изменявшего конституцию, требовалось квалифицированное большинство (2/3 голосов при участии в голосовании не менее двух третей депутатов).
Однако власть рейхстага была существенно урезана другими высшими органами власти - прежде всего рейхсратом, наследником бундесрата и преемником Комитета государств. Это был бюрократический орган, состоявший из членов правительств земель. Рейхсрат имел право «отсрочивающего вето» (suspensives veto), мог опротестовать законы, принятые рейхстагом, которые в этом случае поступали на вторичное рассмотрение и нуждались в квалифицированном большинстве.
Влияние рейхстага на исполнительную власть, формально ему подотчетную, тоже было ограничено. Правда, согласно конституции, имперское правительство, состоящее из рейхсканцлера и министров, назначаемых и увольняемых президентом, нуждалось для своей деятельности в вотуме доверия со стороны большинства рейхстага. При внесении в рейхстаг законопроектов правительство обязано было предварительно согласовывать их с рейхсратом.
«Президент империи, – устанавливала статья 41 Веймарской конституции, – избирается всем немецким народом. Избран может быть каждый немец, которому исполнилось 35 лет». Президент избирался на 7 лет с неограниченным правом переизбрания. В его обязанности входило представительство империи в международно-правовых отношениях, назначение правительства и министров, принятие их отставки. Преимущественное положение президента по отношению к рейхстагу заключалось прежде всего в праве президента распустить рейхстаг и назначить новые выборы.
Рейхстаг не имел возможности сместить президента, но мог поставить на народное голосование вопрос о досрочном переизбрании президента, а также возбудить перед государственным судом обвинение против президента в «преступном нарушении им законов и конституции», но для такого решения требовалось квалифицированное большинство.
Одним из важнейших источников силы президента было то, что он считался главой всей чиновничьей иерархии, имел право назначения и увольнения имперских чиновников и судей (ст.46). Другим источником его силы была армия, тоже подчиненная президенту, как верховному командующему всеми вооруженными силами республики (ст.47). Президент назначал также офицеров (ст.46).
Но все же главные права президента были заключены в статье 48 конституции. Первая часть ее давала президенту право «союзной экзекуции», а вторая распространяла это право также и на действия против «внутренних врагов» буржуазного государства.
Второй абзац ст.48 гласил: «Президент империи может, если в Германской империи общественная безопасность и порядок серьезно нарушены или подвергаются опасности, принять меры, необходимые для восстановления общественной безопасности и порядка, а в случае необходимости – вмешаться с помощью вооруженной силы. Для этой цели он может временно, полностью или частично, отменять основные права, установленные статьями 114, 115, 117, 118, 123, 124, 153.
Таким образом, президент мог одним росчерком пера отменить основные права граждан, гарантировавшиеся конституцией: свободу слова, печати, собраний и союзов, неприкосновенность личности, жилища, собственности и тайну переписки.
В положении президента и особенно в его диктаторских правах ясно проявилась подлинная классовая сущность Веймарской конституции. Здесь вышло на поверхность то глубокое антагонистическое противоречие между отрицающим демократию империализмом и стремящимися к демократии массами, которое пронизывало всю конституцию. Необходимость считаться с борьбой народных масс заставляла авторов конституции прибегать к маскировке буржуазной диктатуры различными демократическими завесами, чтобы в «нормальных» условиях осуществлять ее скрытно. Но страх перед тем, что народ может использовать даже ограниченные и формальные свободы и права для борьбы против основ капиталистического строя, побудил законодателей предусмотреть возможность использования диктатуры и в открытом, обнаженном виде.
Создавая и рекламируя представление о том, будто Веймарская республика является образцом «правового государства» ее создатели ссылались обычно на «независимость» судебной власти. В действительности это была такая же фикция, как и утверждение о «народовластии».
Конституция декларировала, что «судьи независимы и подчиняются только закону (ст.102).
Фактически несменяемость судей означала не что иное, как конституционное закрепление их бесконтрольности и безответственности перед народом.
Буржуазный суд республики лишь «изображал собою защиту порядка, а на самом деле был слепым, тонким оружием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка»[6].
Конституция предусматривала образование специальной Государственной палаты (Staattsgerichtshof), которая должна была рассматривать жалобы против президента, рейхсканцлера и министров по обвинению в нарушении конституции, а также другие конституционные конфликты. Однако не этот судебный орган, а Имперский суд в Лейпциге играл в годы Веймарской республики видную роль. Он самочинно присвоил себе право проверки «конституционности» законов, принятых рейхстагом. И тем самым превратился в своего рода бюрократическую верхнюю палату, непредусмотренную конституцией.
Судьи Веймарской Германии были только одним из отрядов весьма многочисленной армии чиновников. Положение чиновничества как замкнутой касты закреплялось в конституции рядом специальных статей. Предложение о выборности было отвергнуто не только буржуазными партиями, но и социал-демократами.
Конституция устанавливала, что «чиновники назначаются пожизненно» (статья 129), а увольнение, отстранение или перевод на другую должность может происходить только на основании закона. Чиновникам обеспечивалось также «свобода политических убеждений и свобода союзов», а с целью подчеркнуть их мнимую «надклассовость» и «надпартийность» специально говорилось, что «чиновники являются слугами всего общества, а не отдельных партий». Эта декларация не могла отменить того известного факта, что чиновничество было насквозь пропитано антидемократическим духом, связано тысячами нитей с правящей верхушкой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Естественно-правовые взгляды берут свое начало еще в Древней Греции и Древнем Риме. Они связаны с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражают попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека.
Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему – это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому государству.
Естественно-правовая теория происхождения права нередко называется в научной литературе договорной теорией или теорией договорного происхождения права.
Подобно классическим учениям XVII-XVIII веков, современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом.
Современное понимание естественного права вместе с тем существенно отличается от предшествующих трактовок.
По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились, прежде всего, взгляды на человека как носителя естественных прав. Естественно-правовые воззрения и современной юриспруденции, иначе говоря, сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов.
Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и права является теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Дюринг, австрийский социолог и государствовед Л.Гумплович и известный «ревизионист марксизма» К.Каутский.
Список используемой литературы
1. Батыр К.И. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов, «Проспект» 2007г. – 442с.
2. Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник, М: «Юриспруденция» 2007г. – 376с.
3. Крашенинников Н.А., Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов часть 1, М: «НОРМА» 2008г. – 480с.
4. Полянина Г.Б., Марковой А.Н. Всемирная история: учебник, М: «НОРМА» 2007г. – 485с.
5. Борисевич М.М. История государства и права зарубежных стран: краткий учебный курс, М: «Юриспруденция» 2008г. – 315с.
[1] Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в./Под ред. П.Н. Галанзы.-М.: Гос. изд. юридической литературы, 1957. стр. 146-147.
[2] Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в./Под ред. П.Н. Галанзы.-М.: Гос. изд. юридической литературы, 1957. стр. 153.
[3] Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/Под ред. З. М. Черниловского.-М.: Юрид. лит., 1984. стр. 170-171.
[4] Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX в.в./Под ред. П.Н. Галанзы.-М.: Гос. изд. юридической литературы, 1957. стр. 152-153.
[5]Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран/Под ред. З. М. Черниловского.-М.: Юрид. лит., 1984. стр. 173.
[6] Ленин В.И. Полное собрание сочинений, т.35, с.270