Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Глава 14 КоАП РФ содержит 25 видов составов правона­рушений в области предпринимательской деятельности, под которой, согласно ст. 2 ГК РФ, понимается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направлен­ная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказа­ния услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве (в ка­честве предпринимателей) в установленном законом порядке. Вред, причиняемый правонарушениями в области предприни­мательской деятельности, носит многосторонний характер и представляет собой реальную угрозу как экономической безо­пасности страны в частности, так и ее национальной безопас­ности в целом. Этим, собственно, и обусловлена ее правовая охрана, поскольку, с одной стороны, поощряя развитие пред­принимательства, государство в то же время должно в инте­ресах общества осуществлять и определенного рода контроль­ные и надзорные функции за ней, устанавливать определенные правила поведения на товарных рынках и, следовательно, от­ветственность (в том числе и административную) за наруше­ние этих правил. В этих целях нормами главы 14 КоАП РФ и установлена ад­министративная ответственность граждан, должностных лиц (к категории которых согласно ст. 2.4 КоАП РФ относятся и ин­дивидуальные предприниматели) и юридических лиц за осущест­вление предпринимательской деятельности без государственной регистрации (ст. 14.1 КоАП РФ); за незаконную продажу това­ров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП РФ); за нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ); за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества, с нарушением санитарных правил (ст. 14.4 КоАП РФ), а также при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5 КоАП РФ); за нарушение порядка ценообразования, т. е. за завышение или занижение регулируемых государством цен и тарифов (ст. 14.6 КоАП РФ); за обман, т. е. за обвешивание, об­счет, введение в заблуждение насчет потребительских свойств и иной обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), равно как и за на­рушение иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ); за ограничение свободы торговли со стороны должностных лиц орга­нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления (ст. 14.9 КоАП РФ); за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслу­живания или наименования места происхождения товаров (ст. 14.10); за незаконное получение кредита путем предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о своем хозяйственном или финансовом положении (ст. 14.11 КоАП РФ); за фиктивное или преднамеренное банкротство (1) (ст. 14.12 КоАП РФ); за неправомерные действия при банкротстве, например, сокрытие имущества или имущественных обязательств, сокры­тие сведений об имуществе, о его размерах и пр. (ст. 14.13 КоАП РФ) и другие деяния. Отдельные составы административных правонарушений при этом касаются ненадлежащего управления юридическим лицом, совершения лицом, выполняющим управ­ленческие функции в организации, сделок и иных действий, вы­ходящих за его пределы, а также нарушения законодательства о товарных биржах и биржевой торговле. Объективная сторона административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, как и многих других административных правонарушений, характеризуется как действием, так и бездействием. Причем большинство правонарушений в этой сфере носит формальный состав и признается оконченными с момента совершения указанного в законе противоправного деяния, независимо от наступления вредных последствий, поскольку действующим законодательством степень общественной опасности исчерпывающе определена лишь применительно к классификации преступлений.

Наши рекомендации