Классификация правовых форм государственного управления

Классификация правовых форм государственного управления
Классификация Ю. М. Козлова4.
По степени юридического выражения
Основные Заключаются в издании правовых актов уполномоченными на то государственными органами.
Базирующиеся на основных Влекут определенные юридические последствия или имеют определенную юридическую направленность (регистрационную, разрешительную, надзорную и т.п.).
По достигаемым результатам
Позитивного регулирования Заключаются в регулировании общественно – экономических отношений, происходящих в государстве (законы, регулирующие определенные сферы общественно–экономических отношений).
Реакции на негативные явления Целью является прекращение или приостановление негативных общественно-правовых явлений (утверждение программ социально-экономического развития и т.п.).
По направленности
Воздействующие на общественные отношения в сфере государственного управления Основное направление действия — внешняя направленность. Регулирование отношений, возникающих вне сферы государственного управления.
Воздействующие на деятельность нижестоящего управленческого аппарата Основное направление действия — внутренняя направленность. Регулирование отношений, складывающихся внутри сферы государственного управления.
По объему
Общеобязательные Обязательны для выполнения управляемыми субъектами по всей сфере государственного управления.
Адресованные конкретным объектам Регулируют сферу действия конкретных объектов сферы государственного управления.
По адресату
Вся система исполнительной власти Охватывают отношения, складывающиеся по всей системе исполнительной власти.
Конкретные работы исполнительного органа Направлены на регулирование определенной деятельности исполнительного органа власти.
По характеру
Процедурные Определены полномочиями конкретного органа государственной власти.
Процессуальные Определены особым обязательным порядком решения определенных ситуаций.
По субъектному выражению
Односторонние Регулируют отношения конкретного субъекта.
Многосторонние Сложный субъектный состав, в котором субъекты имеют многосторонний характер.
По инициативности
По собственной инициативе Субъект отношений собственной инициативой регулирует образование отношений.
По инициативе других участников Действия субъекта отношений определяют волевые действия других субъектов отношений.
По условиям применения
Нормальная общественная жизнь Регулирование общественных отношений в стандартных ситуации.
Чрезвычайная ситуация Продиктовано сложившийся ситуацией, необходимо введение в действие специальных форм правового регулирования.
По объекту управляемого воздействия
Законодательные органы Продиктовано особенностями нормативного регулирования законодательных органов.
Судебные органы Основой выступают процессуальные формы государственного регулирования.
По юридическому содержанию
Предписывающие Определяют порядок деятельности управляемого субъекта.
Запрещающие Определяют действия, выполнение которых недозволительно.
Дозволительные Предоставляют управляемому субъекту возможность действовать по своему усмотрению.
Классификация А. П. Коренева5
По содержанию
Правотворческие Регулируют процесс принятия правовых актов.
Правоприменительные Осуществляют контроль за применением правовых актов.
По направленности
Внутренние Регулируют внутренние отношения, возникающие в сфере административных отношений.
Внешние Взаимодействуют со схожими отраслями права, регулируя правоотношения, возникающие при взаимодействии.
По способу выражения
Словесные Имеют устное выражение.
Конклюдентные Выражены в определенных действиях уполномоченных на то государственных лиц (жест государственного инспектора по безопасности дорожного движения).
Классификация Д. Н. Бахрах6
По юридическим действиям
Принятие правовых актов Полномочия принятия актов, регулирующих общественные отношения.
Заключение договоров Регулирование общественных отношений в порядке свободного волеизъявления.

3. Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и признаки

Правовые акты управления: понятие, юридическое значение и признаки
Понятие
Правовой акт управления — это управленческий документ, содержащий властное волеизъявление уполномоченного субъекта государственного управления в виде нормативного или индивидуального предписания, осуществленное в рамках его компетенции и для целей решения задач управленческой деятельности, принятие которого влечет определенные юридические последствия.
Признаки правового акта управления7
  • имеет юридическую форму управленческого решения, посредством которой реализуются задачи и функции государственного управления;
  • издается полномочным субъектом государственного управления в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством;
  • носит юридически-властный характер, т.е. в нем находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;
  • имеет одностороннее волеизъявление субъекта государственного управления;
  • императивен, т.е. содержит в себе предписание, безусловно обязательное для адресата;
  • служит юридическим фактом либо предпосылкой для возникновения юридических фактов, провоцирующих возникновение, изменение и прекращение общественных отношений в сфере государственного управления;
  • подзаконен, т.е. издается исключительно в соответствии и во исполнение Конституции РФ и действующих законов;
  • занимает определенное место в иерархической системе актов управления, что подразумевает его соответствие актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;
  • представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц);
  • характеризуется определенной процедурой принятия (подготовки проекта, обсуждения, визирования, правовой экспертизы, согласования, утверждения и т.д.);
  • может быть обжалован в вышестоящий орган (должностному лицу) либо в суд, опротестован (прокурором);
  • обеспечен силой государственного принуждения, несоблюдение установленных актом государственного управления предписаний влечет возникновение негативных правовых последствий для нарушителя.
Юридическое содержание
  • является служебным документом; акт государственного управления отличается от всех прочих документов такого рода своим юридическим содержанием;
  • акт государственного управления отличен от юридически значимых документов, выдаваемых органами государственного управления и другими субъектами административного права и служащих подтверждением определенного юридического факта (например, диплом о присвоении квалификации, протокол о правонарушении);
  • Факты государственного управления (как и смешанные) в настоящее время могут приниматься ограниченным кругом субъектов управления. К ним относятся: Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, а также уполномоченные на нормотворчество органы исполнительной власти субъектов Федерации;
  • правовой акт управления может осуществляться и в виде жеста регулировщика8;
  • совершается в разнообразнейших формах, в том числе в форме принятия, издания акта государственного управления, т.е. надлежащим образом оформленного документа, содержащего властное предписание;
  • управленческое решение в акте государственного управления может быть выражено как в форме правила поведения (и тогда мы имеем дело с нормативным актом), так и в форме распоряжения, предписания, запрета и т.п. управленческого решения, относящегося к конкретному практическому случаю, определенной управленческой ситуации;
  • издается в рамках компетенции издающего его субъекта государственного управления и призван повлечь за собой вполне определенные юридические последствия.

Наши рекомендации