Деятельность Группы Восьми и Группы Двадцати
Большая восьмёрка – международный клуб, объединяющий правительства Великобритании, Германии, Италии, Канады, России, США, Франции и Японии. Так же называют и неофициальный форум лидеров этих стран (с участием Европейской комиссии), в рамках которого осуществляется согласование подходов к актуальным международным проблемам.
«Большая восьмёрка» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмёрки» не имеют обязательной силы (как правило, речь идёт о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определённые подходы в решении тех или иных вопросов.)
Тем не менее, Большая восьмерка является одним из важнейших международных акторов в современном мире. Она стоит в одном ряду с такими «классическими» международными организациями как МВФ, ВТО, ОЭСР.
История возникновения и этапы развития.
Своим появлением «Большая восьмерка» обязана серии крупных международных событий, приведших к кризисным явлениям в мировой экономике в начале 1970-х.
1) распад Бреттон-Вудской финансовой системы и неудачные попытки МВФ и МБРР реформировать мировую валютную систему;
2) первое расширение ЕС в 1972 и его последствия для экономики Запада;
3) первый международный нефтяной кризис октября 1973, приведший к серьезным разногласиям западных стран в отношении общей позиции со странами ОПЕК;
4) начавшаяся в 1974 как следствие нефтяного кризиса экономическая рецессия в странах ОЕЭСР, сопровождавшаяся инфляцией и ростом безработицы.
В этих условиях возникла потребность в новом механизме согласования интересов ведущих стран Запада.
G6 возникла на совещании глав государств и правительств Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии во дворце Рамбуйе в 1975 году.
В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 поэтапно (по схеме «7+1») преобразована в «восьмёрку» с участием России.
С 1991 Россию стали приглашать к участию в работе «семерки».
С 1994 это происходило в формате «7+1».
В 1996 в Москве состоялся специальный саммит «семерки» по ядерной безопасности с полноправным участием России.
В 1998 в Бирмингеме (Англия) «Большая семерка» официально стала «Большой восьмеркой», предоставив России формальное право полноправного участия в этом клубе великих держав.
Поначалу участие РФ сводилось к поиску новых кредитов, реструктуризации внешнего долга, борьбе с дискриминацией российских товаров, признанию России в качестве страны с рыночной экономикой.
К началу 21 в. страна оправилась от кризиса 1998 и изменилась роль РФ. На саммите в Окинаве (Япония, 2000) Россия уже не поднимала вопрос о кредитах и реструктуризации долгов. В 2001 на встрече в Генуе РФ впервые выступила в качестве донора по некоторым программам «восьмерки». Только весной 2003 РФ выделила 10 млн. долл. в трастовый фонд Кельнской инициативы Парижского клуба кредиторов, предоставила 11 млн. долл. Всемирной продовольственной программе.
2006 г. Россия - страна – председатель G8.
Тем не менее, по мнению экспертов-международников, хотя геополитическая значимость России не вызывает сомнений, ее экономическая мощь все еще не отвечает уровню остальных стран «Восьмерки», а потому российские представители лишь частично участвуют в заседаниях министров финансов и глав центральных банков членов «Группы восьми». Эксперты сходятся к тому мнению, что «стопроцентное» участие страны в работе «Восьмерки» неосуществимо до тех пор, пока она не станет членом двух других ключевых международных организаций – ВТО и ОЭСР.
Работа «восьмерки» представляет собою ежегодные саммиты глав государств и встречи министров или официальных лиц, как регулярные так и ad hoc – «по случаю», материалы которых иногда попадают в прессу, а иногда не публикуются.
Ключевую роль в проведении саммитов играют так называемые «шерпы». Шерпами в Гималаях называют местных проводников, помогающих альпинистам подняться на вершину. Учитывая то, что само слово «саммит» (summit) на английском означает высокую горную вершину, получается, что «шерп» на дипломатическом языке – это главный координатор, помогающий своему президенту или министру разобраться во всех обсуждаемых на саммите проблемах.
Они же готовят черновые варианты и согласовывают окончательный текст коммюнике – основного документа саммита. Оно может содержать прямые рекомендации, обращения к странам-членам, постановку задач для решения в рамках других международных организаций, решение об учреждении нового международного органа. Коммюнике оглашает президент страны, принимающей саммит «восьмерки» с соблюдением соответствующей торжественной церемонии.
Значимость: саммиты G8 освобождают многосторонние переговоры от присущих им бюрократизма и недоверия.
Критика: обвинения в элитарности, недемократичности и гегемонизме Большой восьмерки, требования выплатить так называемый «экологический долг» развитых стран перед третьим миром и т.д. характерны для критики Восьмерки со стороны антиглобалистов.
Новые тенденции и планы реформирования «восьмерки».
Формат "Большой двадцатки" (G20) заменит "Большую восьмерку" и станет новым основным международным механизмом по управлению мировой экономикой. Об этом было заявлено на саммите G20 в американском Питтсбурге 2009.
Кризис заставил ведущие западные страны полностью пересмотреть саму философию дальнейшего управления мировым хозяйством, причем ставка стала делаться теперь на Китай, Индию, Бразилию, страны ЕС, которые начали оказывать на глобальную экономическую инфраструктуру все более существенное влияние.
"Двадцатка" стала "первостепенной организацией" для борьбы с глобальным экономическим кризисом.
Таким образом, роль и характер деятельности «Группы восьми» претерпели изменения, обусловленные институционализацией «Группы двадцати» и переносом обсуждения комплекса финансово-экономических вопросов в формат «двадцатки».
27. Международные отношения в Латинской Америке: основные направления и тенденции. Политика России в регионе.
Регион состоит из 34 суверенных государств: Южная Америка, Мексика, Карибская Америка. Занимает срединное положение в мировой системе. Доля в мировом населении и ВВП – 8-10%. Крупные игроки: Бразилия, Аргентина, Мексика, Колумбия, Венесуэла.
Особенности региона:
- занимает среднюю ступень в мировой системе;
- разброс в темпах экономического роста;
- периферийная обусловленность развития;
- ограниченная автономность внешнеполитической деятельности (акцент на внутрирегиональные или локальные проблемы);
- существование государств с крупным потенциалом (Бразилия, Мексика);
- крупнейший католический регион мира;
- концепция открытого регионализма.
Международные связи:
- североамериканское направление;
- европейское направление;
- азиатско-тихоокеанское (АТР и двусторонние связи с Японией и Китаем);
- отношения с Россией и странами СНГ;
- участие в деятельности ООН;
- внутрирегиональные отношения.
90-е:
- качественные сдвиги в экономической и политической области;
- усиление международной деятельности государств этого региона;
- либерализация торгового режима, приватизация, оздоровление финансовой системы;
- переход к активной внешнеторговой политике;
- процесс демократизации и переход к гражданской форме правления.
ЛА-США
Отношения стран ЛА традиционно сконцентрированы на США. Такие отношения отличаются, с одной стороны, асиметричной взаимозависимостью, с другой – конфликтом, периодически обостряющимся или затухающим.
Буш-младший провозгласил прагматический курс, направленный на решение конкретных задач, связанных с обеспечением безопасности, борьбой с наркотрафиком и терроризмом. Ещё Буш-старший принимает программу «Инициативы для Америк», главная цель которой – создание зоны свободной торговли Америк (АЛКА).
Отношение к АЛКА двойственное. С одной стороны, страны получают доступ на самый платежеспособный рынок в мире – рынок США. С другой стороны, существует вероятность подавления экономической мощью США хозяйственных систем других стран. Особенно это не нравится Бразилии.
Также особое значение имеет кубинский вопрос – причисление Кубы к «оси зла». США не намерены изменять свою позицию и снимать политико-экономическую блокаду до смены в стране демократического строя.
Пик отношений – встреча 34 глав государств Западного полушария 10-13 декабря 1994 года в Майами. Принята Декларация принципов партнёрства во имя развития и процветания на Американском континенте, в плане действий которой провозглашено создание к 2005 году Панамериканской зоны свободной торговли.
В 1998 году в Венесуэле к власти приходит Уго Чавес, занимающий отрицательную позицию в отношении США. Его часто поддерживает президент Боливии Эво Моралес.
ЛА-ЕС
Начало XXI в. – существенная активизация отношений с ЕС.
Активное двустороннее сотрудничество. ЕС – МЕРКОСУР и КАРИКОМ.
Особый интерес проявляют Испания и Португалия. С их подачи началось формирование Ибероамериканского сообщества наций (ИСН). Функция сообщества – координация позиций стран-участниц по ключевым проблемам международной политики и мирового развития, активизация взаимодействия членов сообщества в области экономики и культуры. Первый саммит состоялся в 1991 г. С тех пор проводится каждый год.
Организации:
ОАГ (Организация Американских Государств) – международная организация, созданная 30 апреля 1948 года. 35 государств.
МАБР (Межамериканский Банк Развития), межгосударственный региональный банк для кредитования программ развития стран Латинской Америки. Основан в 1959. 44 государства-члена: 25 латиноамериканских, 19 нерегиональных.
Группа Рио – постоянно действующий механизм политических консультаций для согласования единых латиноамериканских позиций по ключевым региональным и международным проблемам, включающий в себя ежегодные совещания президентов стран-членов, периодические встречи на уровне министров иностранных дел и, при необходимости, контакты министров по другим направлениям. Группа Рио была образованна в 1986 году. 22 государства.
На 23-м саммите Группы Рио, который состоялся 22-23 февраля 2010 года, было решено создать международную организацию, которая заменит Организацию американских государств, находящуюся под патронажем Вашингтона. Новое объединение получило название – Сообщество государств Латинской Америки и Карибов (CELAC). США и Канада не станут участниками этой организации. Одной из задач CELAC станет противовес региональной политике американской гегемонии. Пока цели и формат организации окончательно не определены. Участники саммита в Канкуне лишь закрепили в итоговой декларации, что она будет политической и экономической и полностью заменит собой Группу Рио. Главное отличие CELAC от прочих региональных организаций на саммите в Канкуне было объявлено очень четко: она объединит все страны Латинской Америки и Карибов, но не будет включать в себя США и Канаду. Таким образом, новая организация призвана стать противовесом патронируемой США ОАГ.
МЕРКОСУР – общий рынок стран Южной Америки. В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали своё согласие на принятие Венесуэлы в члены), а в качестве ассоциированных членов — Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Перу; также проводятся консультации о расширении сотрудничества с Кубой.
В нынешним виде блок был создан 26 марта 1991 года в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор — основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи.
С 1 января 1995 Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. В августе 2010 года был утвержден общий Таможенный кодекс, который должен завершить формирование Таможенного союза в рамках МЕРКОСУР.
Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) – соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского Сообщества (Европейского союза). Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994. Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами и барьеров на привлечение инвестиций. 1991 – соглашения о свободной торговле между Мексикой и ЦА, Мексикой и Чили. 1993 – между Мексикой и Венесуэлой
ЛА-Россия
В КВП-2008 отношения между Россией и странами ЛА по региональным приоритетам находятся на последнем месте. Хотя в новых условиях российско-латиноамериканские отношения (РЛО) развиваются в основном по восходящей линии. Особенно это касается отношений с Бразилией в рамках БРИКС. Партнёрство ЛА-Россия не отягощено грузом исторических противоречий или соперничества.
Четыре периода развития РЛО:
1)начальный этап (первая половина 1990-х): пассивная адаптация к ослаблению наших позиций в регионе после распада СССР. Последний регион в списке приоритетов РФ, т.к. ориентация на Вашингтон. Свёртывание нашего присутствия на Кубе. В ЛА Россию воспринимают как державу второй категории. 1992 г. – Россия получает статус наблюдателя в ОАГ.
2) второй этап (вторая половина 1990-х): исправление перекосов начального этапа. Активизация отношений, возобновление диалога, расширение торгового и инвестиционного сотрудничества. Визиты Примакова в 1996 – в Мексику, на Кубу, в Венесуэлу; в 1997 – в Бразилию, Аргентину, Колумбию, Коста-Рику. Налаживание контактов с Группой Рио, МЕРКОСУР и Андским сообществом. Между Бразилией и Россией подписаны Декларация о принципах взаимодействия России и Бразилии, устремленного в ХХI век (1997), и ряд соглашений по сотрудничеству в отдельных областях (например, соглашение о сотрудничестве в области исследования космического пространства).
Причины: схожесть развития экономик и общая незаинтересованность в однополюсном миропорядке, стремление к неконфронтационному сдерживанию гегемонистических устремлений в политике США.
3)третий этап (2000-2008): наша политика в ЛА приобрела самостоятельное значение. Возросла интенсивность политических контактов. Расширение в 2002-2003 гг. сотрудничества с Венесуэлой.
Налажено взаимодействие с МЕРКОСУР, КАРИКОМ.
4) четвёртый этап (2008 – н.вр.): положительное взаимодействие со странами в регионе. Бразилия совместно с Россией приняла участие в 2 саммитах БРИК (июнь 2009, апрель 2010) и саммите БРИКС (апрель 2011). Однако в КВП-2008 отношениям с ЛА вновь уделено последнее место.