Вопрос № 1. Порядок поступления на службу в органы внутренних дел (испытание).
Органы внутренних дел как система государственных органов исполнительной власти, выполняют специфические функции: они призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства. Особенности возлагаемых на органы внутренних дел функций, говорят о том, что трудовые отношения с лицами, принимаемыми на службу и увольняющимися с нее должны регулироваться специальными, а не общими положениями трудового законодательства.
Эффективная деятельность органов внутренних дел во многом зависит от ведения правильной кадровой политики в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и, в конечном итоге, от соблюдения предписаний нормативно-правовых актов, регулирующих служебные правоотношения.
Правовая основа деятельности органов внутренних дел — это совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и касающихся в той или иной мере содержания, условий, средств и пределов осуществления, социальных гарантий и других аспектов деятельности органов внутренних дел. Характер решаемых ими задач во многом придает правовому регулированию их деятельности такую специфическую черту, как множественность источников.
Современное российское законодательство формируется с учетом следующих основных положений:
- ориентация на повышение уровня правового регулирования: закрепление основных параметров деятельности органов внутренних дел и полиции в актах высшей юридической силы;
- приближение к требованиям международных правовых стандартов, имплементация в отечественное законодательство норм международного права;
- открытость и общественное обсуждение принимаемого законодательства.
Естественно, что ядро правовой основы деятельности органов внутренних дел составляет Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Конституция Российской Федерации как основной закон государства устанавливает основы прохождения службы, важнейшие принципы и «правила поведения» всех силовых структур. Основополагающее значение для деятельности полиции имеют те ее положения, которые устанавливают равный доступ граждан к государственной службе, права на труд, отдых и социальное обеспечение, а также запреты на осуществление определенных действий.
Далее, необходимо отметить Федеральные законы, закрепляющие особенности правового регулирования служебной деятельности в органах внутренних дел. К ним относятся Федеральные законы:
- «О полиции» от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ;
- «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (далее – Закон о службе в ОВД);
- «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ;
- «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ;
- «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы» от 28 марта 1998 № 52-ФЗ;
- «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 года № 4468-I;
- «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ.
Одним из элементов правовой основы деятельности органов внутренних дел являются иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Это собирательное понятие включает в себя:
- Указы Президента Российской Федерации;
- постановления Правительства Российской Федерации;
- приказы, положения, наставления, инструкции, правила, уставы и иные нормативные правовые акты МВД России;
- акты (постановления, заключения и определения) Конституционного Суда Российской Федерации;
- акты (постановления, заключения и определения) Верховного Суда Российской Федерации.
Это далеко неполный перечень законодательных актов, при помощи которых осуществляется правое регулирование трудовых отношений лиц, проходящих службу в органах внутренних дел.
Порядок поступления на службу в органы внутренних дел (испытание)
Вопросы поступления на службу в органы внутренних дел отражены в главе 4 (статьи 17-19) Закона о службе в органах внутренних дел.
На службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме вправе поступать в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет. Зачисление в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел.
Предельный возраст поступления на службу в органы внутренних дел устанавливается:
1) для замещения должностей в органах внутренних дел – 35 лет;
2) для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме – 25 лет.
Возрастные ограничения для поступления на службу в органы внутренних дел граждан, ранее проходивших службу в органах внутренних дел или в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий, определяются возрастными ограничениями для пребывания на службе в органах внутренних дел.
Ограничения, в связи с которыми гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел, предусмотрены частью 1 статьи 29 и частью 3 статьи 35 Федерального закона «О полиции».
Граждане, поступающие на службу в органы внутренних дел, проходят в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, психофизиологические исследования (обследования), тестирование, направленные на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами.
На гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином ограничений и запретов, установленных для сотрудников настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Порядок и категории должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительство, определен приказом МВД России от 18 мая 2012 г. № 522 «Об утверждении Порядка оформления личного поручительства при поступлении на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и Категорий должностей, при назначении на которые оформляется личное поручительству».
По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований (обследований), тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:
1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании;
2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел;
3) о заключении с гражданином контракта;
4) о направлении гражданина для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;
5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.
О принятом решении уполномоченный руководитель сообщает в письменной форме гражданину в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.
Для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных законодательством. При поступлении на службу в органы внутренних дел на должность, при замещении которой присваивается специальное звание полиции, установление испытания на срок менее трех месяцев не допускается.
На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания.
Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера.
В период испытания со стажером заключается срочный трудовой договор, на стажера распространяется действие трудового законодательства, а также частей 1 - 3 статьи 68 Закона о службе в ОВД.
Не позднее, чем за 14 дней до окончания срока испытания непосредственный руководитель (начальник) стажера подготавливает заключение в письменной форме о выполнении стажером служебных обязанностей в период испытания. Это заключение после ознакомления с ним стажера представляется уполномоченному руководителю на утверждение.
Заключение должно содержать одну из следующих рекомендаций:
1) о признании стажера выдержавшим испытание;
2) о признании стажера не выдержавшим испытание.
На основании заключения уполномоченный руководитель не позднее чем за три дня до окончания срока испытания принимает одно из следующих решений:
1) о заключении со стажером контракта;
2) о расторжении со стажером трудового договора в порядке, установленном трудовым законодательством.
В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности стажера и другие периоды, когда он фактически не выполнял служебные обязанности. Увеличение срока испытания на период временной нетрудоспособности стажера, а также на время его отсутствия на службе по иным уважительным причинам оформляется приказом уполномоченного руководителя.
Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
Испытание не устанавливается:
1) для граждан, назначаемых на должности высшего начальствующего состава;
2) для граждан, поступающих в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;
3) для граждан, назначаемых на должности по результатам конкурса.
По решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя испытание может не устанавливаться для граждан, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных (воинских) званий.
Вывод: Органы внутренних дел как система государственных органов исполнительной власти, выполняют специфические функции: они призваны защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства. Особенности возлагаемых на органы внутренних дел функций, говорят о том, что трудовые отношения с лицами, принимаемыми на службу и увольняющимися с нее должны регулироваться специальными, а не общими положениями трудового законодательства.