Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти

Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти
Понятие
Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти — это государственные органы, находящиеся в подчинении федеральных органов исполнительной власти, которые их создали.
Основы организации
Правовая основа
  • действуют на основе Конституции РФ и иных законодательных актов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента, постановлений и распоряжений Правительства РФ;
  • руководствуются в своей деятельности правовыми актами ведомств Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Федерации, принятыми в пределах их компетенции.
Создание, реорганизация и ликвидация Производятся соответствующими центральными органами федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга (те же вопросы на территории автономного округа, входящего в край, область, решаются по взаимному согласию сторон).
Назначение и освобождение от должности руководителей Производятся соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с губернаторами, администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Финансирование деятельности Осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации, а также соответствующих бюджетов субъектов Федерации и других источников финансирования, установленных законодательством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Федерации оказывают необходимую помощь территориальным органам в выделении им помещений и создании необходимых условий для их работы и социального развития.
Основные задачи
  • принимают участие в соответствии с профилем их деятельности в выработке мер и способов государственного регулирования социально-экономического развития субъектов Федерации в условиях проведения экономической реформы, в анализе межрегиональных программ, разработке вариантов межрегиональной кооперации и подготовке других вопросов, входящих в компетенцию соответствующих ведомств;
  • систематически информируют ведомства Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Федерации о проводимой ими работе в регионах в условиях экономической реформы.
Принципы деятельности
  • разделение законодательной, исполнительной и судебной властей;
  • разграничение предметов ведения между центральными органами федеральной исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • персональная ответственность.
Права
1) представляют соответствующие ведомства Российской Федерации в их отношениях с органами исполнительной власти субъектов Федерации;
2) запрашивают и получают:
  • от соответствующих ведомств Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Федерации необходимую для осуществления своей деятельности информацию;
  • от предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности сведения, необходимые для выполнения возложенных на них задач;
  • от органов статистики информационно-аналитические материалы, экономико-статистические данные в установленном порядке;
3) участвуют в работе соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти;
4) принимают участие в разработке программ, концепций, схем и других документов, связанных с вопросами реализации экономической реформы;
5) вносят предложения в соответствующие центральные органы федеральной исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации.
     

1 Старилов Ю.Н. Указ. соч. — С. 422—423.

2 Нести административную ответственность — это единственный признак правового статуса субъекта отрасли, который объединяет всех субъектов административного права, предусматривая, однако, учет факторов статусного свойства, поскольку деликтоспособность в рамках института административной ответственности возникает в зависимости от того, физическое, должностное или юридическое лицо является субъектом правонарушения.

3 В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин, З.А. Багишаев и Ю.Н. Старилов предлагают наиболее полную классификацию субъектов административного права. См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право- Учебник - М., 1996. - С. 43-45; Старилов Ю.Н. Указ. соч. - С. 426-430.

4 Некоторые специалисты (Д.Н. Бахрах) не относят Президента РФ к числу субъектов административного права. Причиной такого отказа от признания за Президентом административно-правового статуса может являться, в частности, то обстоятельство, что в ряде государств должность Президента предполагает, что именно он является главой исполнительной власти (например, в США). В таком случае административные полномочия Президента более очевидны. В нашей же Конституции Президент выведен за рамки системы исполнительной власти, и его административно-правовой статус становится очевидным только в результате анализа целой группы норм Основного закона страны. См.: Бахрах Д.Н. Указ. соч.

5 Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 28 июля, 13 сентября, 11 октября, 18 ноября, 1 декабря 2004 г., 22 июля, 5 сентября, 3 октября 2005 г.).

6 Распоряжение Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ от 6 августа 2004 г. № 1363/1001 «Перечень полных и сокращенных наименований федеральных органов исполнительной власти» (с изм. от 26 августа 2005 г.) // Российская газета. — 2004. — № 170.

7 Порядок наделения гражданина Российской Федерации полномочиями высшего должностного (руководителя лица субъекта Федерации высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) определяется Федеральным законом от 11 декабря 2004 г. № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

8 Определяется Указом Президента РФ от 27 декабря 2004 г. № 1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации».

Наши рекомендации