Административный порядок рассмотрения жалоб
Административное обжалование регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (апрель 1993 г.)[90]. На уровне субъектов Федерации особое административное производство (по обжалованию во внесудебном порядке) регламентируется региональным законодательством, например Законом города Москвы «Об обращениях граждан» (принят в июне 1997 г.)[91]. Разрабатывается вопрос административного обжалования | и на ведомственном уровне. Так, действуют Правила подачи жалоб, заявлений и ходатайств и их рассмотрения в Высшей патентной палате Российского агентства по патентным и товарным знакам[92]. Право на жалобу служит одним из средств, как указано выше, дополнительного гарантирования прав и обязанностей граждан, а также устранения нарушений законности и их предупреждения.
Административный порядок рассмотрения жалоб имеет определенное предпочтение у населения по сравнению с судебным разбирательством. Причины можно указать следующие:
— возможность компетентного органа оперативно рассмотреть обращение, устранить нарушение законности и применить меры взыскания к виновным;
орган государственного управления рассматривает дело по существу, и не только на предмет соответствия акта требованиям законности, но и целесообразности. В этом состоит отличие административного обжалования от судебного, в котором полномочия суда сводятся к признанию правового акта управления законным или незаконным; — обращения граждан — одна из форм обратной связи, помогающая государственно-административным органам управления выполнять правообеспечивающие и правозащитные функции.
Предметом обжалования могут быть не только незаконные, но . и нецелесообразные акты управления.
Право на жалобу не ограничено ни по содержанию, ни по форме. Письменные и устные жалобы имеют одинаковое юридическое значение, поэтому письменная форма не является преимущественным фактором.
Под порядком рассмотрения жалоб подразумевается установленная законодательством последовательность действий, иначе говоря, процедура приема жалобы, ее проверки, подготовки и принятия решения по жалобе, исполнения этого решения. Хорошо разработанный механизм рассмотрения жалоб способствует оперативному, законному и справедливому реагированию на обоснованные требования граждан. В этом заинтересованы и государственные органы, поскольку без участия граждан они не могут уловить многие Нарушения законодательства.
Устные обращения широко распространены, прием их прочно вошел в организацию работы почти всех звеньев государственного аппарата.
По несложному вопросу гражданину гораздо проще обратиться с устной жалобой, а должностному лицу постараться сразу же дать ответ. Таким образом, в ряде случаев подача устных жалоб способствует сокращению сроков их рассмотрения, устраняет излишнюю переписку и помогает более оперативно разрешить возникший вопрос. Однако сложные жалобы, нуждающиеся в проверке, разумеется, следует оформлять письменно.
Изучение практики показывает, что многие жалобы содержат избыточную информацию., не относящуюся к сути обращения, в то же время в них часто отсутствуют необходимые сведения. Это затрудняет разрешение жалоб, обусловливает потребность выяснения дополнительных данных, которые своевременно могли быть без особого труда приведены. Поэтому должностному лицу, принимающему жалобу, следует проявить внимание при приеме жалобы к заявителю, помочь ему грамотно ее изложить. Речь идет о необходимости указания Ф. И. О, места жительства (или работы) заявителя, изложения предмета жалобы, требований, предъявляемых гражданином к государственному органу, должностному лицу.
Принятая жалоба должна быть зарегистрирована в специальном журнале или регистрационной карточке. С этого начинается делопроизводство по жалобе.
Жалоба после регистрации передается соответствующему должностному лицу — руководителю или тому, на кого возложены обязанности по разбору жалоб. Получивший жалобу решает вопрос о том, подлежит ли она рассмотрению данным органом или ее необходимо направить по принадлежности в другой — компетентный орган, т. е. по подведомственности — но ни в коем случае нельзя переправлять жалобу туда и тем, действия которых обжалуются. Необходимость и справедливость такого запрета всем понятны. Однако практика свидетельствует о прямых и косвенных нарушениях этого запрета.
Прямые нарушения, как правило, являются следствием нерадивого отношения некоторых должностных лиц и обстановки фактической безнаказанности. Ликвидация этих причин связана главным образом с общим повышением эффективности института юридической ответственности.
Косвенные нарушения выражаются в том, что вышестоящий орган (должностное лицо) дает поручения подчиненным звеньям аппарата и лицам, чьи действия обжалуются, собрать информацию по жалобе (т. е. фактически провести проверку по ней), а затем эту информацию переслать «наверх» для окончательных выводов. В этой связи уместно привести древнюю и меткую римскую пословицу: Neto sudex in causa sua (никто не судья в собственном деле). Разумеется, этот запрет следует распространить и на устные жалобы.
Проверка жалобы — это важнейшая стадия производства. Всесторонность, полнота, объективность (непредвзятость) — основные правила, принципы ее осуществления. При этом важно выявить причины и условия, способствующие нарушениям, которые порождают жалобы.
Проверка должна проводиться беспристрастными лицами, компетентными специалистами в соответствующих областях. При этом в ходе проверки необходимо получить как письменные объяснения от заявителя (если в жалобе не все ясно), так и от лица, представителя организации, чья деятельность обжалуется.
Лицо, обращающееся с жалобой, и его законный представитель (в частности, адвокат) вправе ознакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства. Государственные органы удовлетворяют ходатайства либо, если оно необоснованно или незаконно, мотивированно отказывают в удовлетворении.
Вынесение решения по жалобе предполагает полное удовлетворение требований жалобщика, частичное или их отклонение.
Логически и юридически аргументированное решение способствует максимально четкому и законному завершению всего производства по жалобе.
Закон требует сообщать гражданам в письменной или устной форме и в установленный срок о решениях, принятых по жалобам, а в случае их отклонения указывать мотивы, по просьбе граждан разъяснить порядок обжалования. К сожалению, встречаются решения по жалобам, в которых отсутствуют достаточно логичные и юридические основания.
В случае спорной ситуации следует, видимо, придерживаться порядка, согласно которому письменное решение по жалобе вручается Гражданину во всех случаях отказа в удовлетворении его жалобы. Разумеется, должно удовлетворяться требование гражданина о получении им письменного ответа и в случае положительного исхода. Но в последнем случае можно не использовать письменную форму ответа, если гражданин не настаивает на этом.
Письменные решения, вынесенные единолично должностными лицами, оформляются в виде ответа гражданину. Решения коллегиальных органов издаются в соответствии с их компетенцией в форме правовых актов.
Ответ и решение содержат определенные реквизиты:
— наименование органа, учреждения, должностного лица, вынесшего решение;
— дату ответа или вынесения решения;
— краткие сведения о лице, обратившемся с жалобой;
— изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении жалобы;
— фактические и юридические условия принятия решения;
— распорядительную часть с указанием содержания принимаемого решения;
— порядка и сроков обжалования;
— подпись должностного лица (должностных лиц).
Сроки принятия решения по жалобе в каждом конкретном случае могут устанавливаться: а) от одного месяца в случаях, когда требуется дополнительное детальное изучение и проверка; б) безотлагательно, если нет необходимости в дополнительном изучении; в) в иных случаях — не позднее 15 дней с момента поступления жалобы в орган, обязанный разрешить вопрос по существу.
Существующим инстанционным порядком устанавливается, что вышестоящие органы управления, руководители дают оценку решениям подчиненных им лиц и органов, а при необходимости оперативно отменяют или изменяют их, выносят новые решения, контролируя потом их исполнение. Вместе с тем в законодательстве отсутствует указание на то, какая инстанция принимает окончательное решение. Одни и те же жалобы неоднократно направляются гражданами в самые различные учреждения и организации. Этот пробел в правовом регулировании следует устранить и четко определить конечные инстанции в иерархии административных органов, принимающих окончательное решение (обжалованию не подлежащие).
Анализ практики и теории администрирования приводит к выводу о целесообразности создания в органах исполнительной власти специальных юрисдикционных коллегий, которые выступали бы на правах второй инстанции и принимали бы по конкретной категории жалоб окончательные решения. В состав такой коллегии могли бы входить три должностных лица: представитель юрисдикционной коллегии (из числа заместителей первого должностного лица) и два члена коллегии, скажем, заведующий юридическим отделом и представитель отдела управления, компетенция которого затронута жалобой. Состав такой коллегии целесообразно утверждать приказом министра, решением представительного органа территориальной власти. Решение такой коллегии может подвергаться апелляционному обжалованию в судебные инстанции.
Исполнение решения — завершающая стадия в производстве по жалобе. Выделяются два вида процессуальных сроков: к первому относится время вступления решения в законную силу, а ко второму — время фактического исполнения решения. Кроме того, особо отмечается момент завершения всего производства по жалобе, т. е. когда она считается полностью разрешенной.
Время вступления решения по жалобе в законную силу наступает с момента доведения до сведения лица, подавшего жалобу. Но в особых случаях процессуальный срок определяется иначе. Так, постановление о наложении штрафа вступает обычно в законную силу через 10 дней после его вручения правонарушителю. Впрочем, это можно было бы сделать общим правилом.
Устанавливается срок и для фактического исполнения решения, как правило, месячный с момента его вынесения. Целесообразно этот срок указывать в реквизитах принятого решения по жалобе, так как на практике нередки случаи, когда положительное решение по жалобе, принято, а фактически права гражданина не восстановлены и тем самым его требования не удовлетворены.
Целесообразно закрепить порядок; производство по жалобе закончено, если фактически исполнено принятое по ней решение, а исполнение производилось в строго определенный срок.
Реальное значение имело бы правило, устанавливающее, что при исполнении решения по жалобе должны устраняться все последствия, наступившие в результате неправильных актов и незаконных действий, отменяемых данным решением. При фактической невозможности этого (порча или уничтожение вещи, подлежащей возврату, и т. п.) должна обеспечиваться равноценная материальная, а по требованию заявителя — и моральная компенсация.
Жалобы не должны быть анонимными. По анонимным производство не начинается.
Если заявитель просит, чтобы в ходе расследования по жалобе его личность не раскрывалась — тайну имени следует сохранить. Если же обнаруживается, что заявитель действовал недобросовестно, то с предварительного согласия руководства вышестоящего органа, несмотря на просьбу о сохранении анонимности, личность жалобщика должна быть раскрыта.
И в заключение можно отметить, что наряду с жалобами в административном порядке каждый гражданин может использовать судебный канал разрешения жалоб.
Следует исходить из того, что судебный и административный способы рассмотрения жалоб не исключают друг друга, а выступают подсистемами единого демократического института права жалобы. Речь нужно вести не об альтернативе «или-или», а о совершенствовании обеих форм при более целесообразной юридической их скоординированности.