III. Правоприменение: понятие, признаки, необходимость. Толкование норм права
Правоприменение – это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц[15].
Правоприменение является характерной чертой всех трех форм реализации права и состоит в том, что использование и исполнение (активное поведение) или соблюдение (пассивное поведение) норм права осуществляются самими участниками регулируемого данной нормой общественного отношения, субъектами прав и обязанностей.
Но в ряде случаев, например, при нарушении требований правовой нормы, возникает один субъект – властный орган, который вклинивается в процесс реализации права со стороны, обеспечивает его, доводит до конца претворение юридических норм в жизнь.
Необходимо обратить внимание на смысловой оттенок выражения «применение права». Так, закон издан, вступил в действие, все субъекты должны им руководствоваться. И вместе с тем есть органы и лица, которым закон «вверяется», «передается в руки» для того, чтобы он мог быть строго и точно претворен в жизнь (исполнен) в конкретных жизненных случаях. Например, в случаях, когда субъекты сами не выполняют свои обязанности, совершают правонарушения. Или как это происходит в сфере частного права – необходимо разрешить спор между сторонами, конфликт. То есть напрямую включиться в самую сердцевину юридического регулирования в правовое разрешение данной жизненной ситуации.
Существуют три главных основания, обусловливающих необходимость указанной особой деятельности – применение права.
В литературных источниках выделяют следующие признаки применения норм права:
1) правоприменительную деятельность оскществляют лишь компетентные государственные органы (должностные лица) или органы общественности по поручению государства;
2) деятельность по применению норм права носит государственно-властный характер;
3) содержание правоприменительной деятельности выражается в издании на основе норм права индивидуальных правовых предписаний (актов). Эти акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам
4) применение норм права осуществляется в строго установленном законом порядке. Особо важное значение имеет такой порядок при применении норм уголовного и гражданского права, обеспечивая, тем самым, законность при разрешении обстоятельств конкретного юридического дела.
Конкретный жизненный случай, в отношение которого осуществляется применение закона (норм права), именуется юридическим делом.
Применение права необходимо:
1) В случаях, когда закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля. Когда предусмотренные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц и реализоваться без их государственно-властной деятельности. Для возникновения и реализации этих прав и обязанностей в каждом случае необходимо принятие компетентным органов властного решения в отношении конкретного лица. Например, необходимо издание приказ руководителя соответствующего учреждения о приеме на работу.
2) В случаях, когда есть спор о праве, правах и обязанностях. Например, покупатель, по договору купли-продажи оплатил покупку качественного товара, а ему вручили бракованную вещь.
3) В случаях, когда юридические обязанности не исполняются добровольно. Например, одна организация обязалась по договору поставлять другой организации определенную продукцию, но не выполнила свое обязательство.
4) В случае, если совершено правонарушение, и необходимо определить соответствующую меру юридической ответственности правонарушителю. Например, при совершении работником дисциплинарного проступка взыскание определяет его начальник, применяя соответствующую норму Трудового кодекса. В случае если совершено преступление, меру наказания определяет суд, на основании норм Уголовного кодекса[16].
Во всех этих случаях требуются установление и анализ конкретных обстоятельств и такое понимание и применение закона, когда нередко приходится рассматривать непростые, порой запутанные жизненные обстоятельства и решать сложные юридические вопросы, а главное – вынесение правосудного решения, когда совершается суд по праву.
Правовые нормы предназначены для активного воздействия на поведение людей, регулировать общественные отношения. В связи с этим люди поступают так, как это предписано нормой закона Правомерное поведение в зависимости от характера правовых предписаний может осуществляться по-разному и достигается посредством реализации норм права. Реализация норм права – это воплощение предписаний этих норм в поведение людей. Различают следующие формы реализации норм права:
1) соблюдение норм права;
2) использование предоставленного нормой субъективного права;
3) осуществление юридических обязанностей; (насколько правильно выражение «осуществлять обязанности»? На мой взгляд, обязанности можно исполнять, может быть, соблюдать, а вот «осуществлять» не знаю, как-то ломает язык такое высказывание. У В.Н. Хропанюка обозначены следующие формы: осуществление (использование) прав; исполнение обязанностей; соблюдение обязанностей. М.Н. Марченко называет следующие формы: осуществление (использование прав; исполнение обязательств и применение норм права)
4) применение права.
Соблюдение норм права – это исполнение предписаний, обязывающих и запретительных правовых норм. Оно представляет собой наиболее простую форму реализации права. Большинство людей во всяком обществе делает это сознательно и добровольно, понимая, что требования правовых норм выражают подлинные интересы общества, а несоблюдение данных требований является морально недопустимым. Что касается лиц, склонных к совершению правонарушений, то они могут подчиняться правовым запретам и выполнять обязанности общего характера простым воздержанием от нарушения правил дорожного движения, санитарных норм и т.п. Тем не менее, и в том и в другом случаях формой правомерного поведения будет воздержание от неправомерных действий.
Другой, значительно более распространенной и активной формой реализации права является использование прав, вытекающих из требований правовых норм. Оно заключается в совершении гражданами активных действий в соответствии с имеющимися у них правами: участие в выборах, заключение сделок. Активными действиями является и исполнение обязанностей, которые требуют инициативного поведения: исполнение обязательства должником по договору, осуществление функций управления или правосудия государственным органом.
Применение права – один из видов государственной деятельности и, поэтому, всегда осуществляется от имени государства. Применение права обычно подразделяется на две основные формы: оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная форма применения права предполагает реализацию предписаний права путем воссоздания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права и с непосредственной целью их реализации.
Правоохранительная деятельность направлена на охрану права, от каких бы то ни было нарушений. Ее цель – контроль над соответствием деятельности субъектов права государственным предписаниям, а в случае правонарушения – восстановление нарушенного порядка, прав и свобод.
Толкование норм права.Согласно сложившемуся в юридической науке представлению о понятии и содержании толкования норм права оно рассматривается как особый вид деятельности компетентных органов государства (должностных лиц), общественных организаций и отдельных граждан, направленной на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление в них государственной воли. Таким образом, толкование норм права – это уяснение и разъяснение смысла и содержания правовой нормы с целью её наиболее правильного применения. При уяснении смысла нормативных предписаний необходимы определенные базовые знания: а) языка, на котором изложена норма права; б) данной системы права, системных связей толкуемой нормы с иными правовыми предписаниями; в) об истоках нормы права, обстоятельствах и целях её принятия; г) об условиях и обстоятельствах реализации данной нормы. Разъяснение правовой нормы осуществляется когда в процессе уяснения проявляются неясности в её содержании. В связи с этим возникает необходимость в дополнительном разъяснении сущности и действительного смысла правовой нормы. При наличии соответствующих знаний осуществляется соответствующее разъяснение смысла и порядка её применения.
В зависимости от особенностей субъекта толкования и возникающих при этом последствий различают официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование дается компетентными, уполномоченными на то органами, носит обязательный характер для тех, кто применяет данную норму и влечет юридические последствия. Разновидностями официального толкования являются нормативное и казуальное толкование.
Нормативное толкование рассчитано на повторяемость. Оно имеет юридическое значение для неопределенно большого количества субъектов, оказавшихся в типичной жизненной ситуации. Основная цель такого толкования – обеспечить единообразное понимание смысла и содержания норм права и одинаковое их применение. Подвидами нормативного толкования следует считать аутентическое и легальное.
Аутентическое (авторское) толкование дается автором толкуемого правового акта, например, даваемое Федеральным Собрание РФ в отношении принятого закона.
Легальное (делегированное) толкование дается по поручению правотворческого органа иным, специально уполномоченным на то органом. Акты легального толкования обладают обязательной силой лишь для тех субъектов, которые подпадают под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые и др. органы.
Следует иметь в виду, что некоторые авторы, считают, что, в зависимости от субъектов толкования, официальное толкование норм права подразделяется на аутентическое и легальное толкование относят[17]
При анализе различных форм официального и иногда неофициального толкования выделяют, так называемое казуальное толкование, которое рассчитано на конкретную жизненную ситуацию, конкретный случай (казус) и адресуется к персонально определенным субъектам. Осуществляется такое толкование как уполномоченными на то государственными органами (судом, исполнительными органами и др.), так и негосударственными организациями и лицами (научными учреждениями, адвокатами, экспертами и др.)
Неофициальноетолкование дается неопределенно большим количеством неофициальных субъектов и не влечет юридических последствий. Оно осуществляется негосударственными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов, отдельными гражданами и выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, рекомендаций. Такие акты на имеют обязательного характера и не влекут за собой каких бы то ни было юридических последствий. Его подразделяют на доктринальное, профессиональное и обыденное.
Доктринальное(научное) толкование дается представителями науки, высококвалифицированными практическими работниками в результате теоретического анализа норм права.
Профессиональное – дается, например, юристами не по конкретным юридическим фактам.
Обыденное толкование может осуществляться любым непрофессиональным участником правоотношения, любым гражданином.
Для уяснения смысла правовых предписаний используются определенные способы толкования. Способы толкования – это совокупность специальных приемов, позволяющих установить истинный смысл правового предписания для урегулирования конкретной жизненной ситуации. По способам толкования выделяют грамматическое, логическое, систематическое, историко-политическое.
Грамматический способ позволяет уяснить смысл правового предписания с помощью правил грамматики (при этом существенное значение имеет каждый знак препинания, союз и другие, орфографические и синтаксические особенности построения текста).
Логический способ основан на непосредственном использовании законов и правил логики (усматривается логическая связь структурных элементов нормы, возможные логические противоречия, взаимоисключающие суждения и т.п.).
Системный способ состоит в сопоставлении текста толкуемого правового предписания с содержанием иных видов нормативных предписаний, институтами и отраслями права. Устанавливается его место в системе действующего законодательства.
Историко-политический способ связан с анализом историко-политической обстановки, в условиях которой было принято толкуемое предписание; устанавливается, какие цели при этом стремился достичь правотворческий орган.
Кроме того, толкование может быть дифференцировано и по объему толкования. При таком толковании учитываются возможные несовпадения смыслового содержания и словесного выражения правовых предписаний. В связи с этим различают: а) буквальное, адекватное толкование, возможное при полном совпадении текста («буквы») и содержания («духа») закона; б) распространительное толкование, которое возникает, когда смысл предписания шире его текстуального выражения; в) ограничительное толкование возникает, когда смысл предписания уже его текстуального выражения