Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?

а) нет

б) разумеется, признаю

в) постараюсь примирить наши точки зрения

Оценка результатов

Каждый ваш ответ оценивается от 1 до 4 очков. Оценку ответов вы найдете в предлагаемой таблице.

Ответ Вопросы
а
б
в

От 30 до 44 очков. Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда же вам при­ходится вступать в спор, вы учитываете, как это может отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 очков. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это по­влияет на ваши служебные или личностные отношения. И за это вас уважают.

До 14 очков. Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая часть которых излишня. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если вы не правы. Вы не оби­дитесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности?


Приложение 2

Й. ГАЛТУНГ

ПАМЯТКА ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОЛОГОВ

И МИРОТВОРЦЕВ

(Galtung J. Conflict Transformation by Peaceful Means.

The Mini-Version – United Nations, 1998 )

"Да"

[1] Постарайтесь определить позитивные качества у каждой из сторон конфликта, что-либо такое, чем участники гордятся; поощряйте эти качества.

[2] Попытайтесь определить конструктивные элементы в конфликте, относитесь к Конфликту как к Созидателю.

[3] Будьте созидательным в своих действиях, не бойтесь сделать что-либо неправильно, не ориентируйтесь слишком серьезно на все пособия по разрешению конфликтов, доверяйте своей интуиции и больше всего своему опыту.

[4] Найдите совместно короткую и хорошо запоминающуюся формулу выхода из конфликта, например: "взаимная безопасность", "устойчивое развитие", которая хотя и не будет применимой ко всей сложности конфликта, но будет поддерживать коммуникацию.

[5] Будьте честны по отношению к себе и другим, и если Вы считаете что-либо неправильным, так и скажите, если Вы считаете предложение кого-либо из участников конфликта ужасающим, так и скажите, но не относите это к самому участнику. Иногда лучший способ быть "дипломатичным" – не быть "дипломатичным".

[6] Позвольте своим чувствам продемонстрировать, что Вы счастливы удачному повороту в переговорах и несчастливы неудачей, но не прерывайте отношений.

[7] Позвольте участникам конфликта бросить Вам вызов. Другие участники процесса могут устать от Ваших вопросов и будут стремиться восстановить симметрию в отношениях, отбиваясь от Вас, бросая Вам вызов.

[8] Всегда предлагайте альтернативные варианты действий: "в этих обстоятельствах Вы можете действовать так-то, но можете и так-то". Никогда не предлагайте только одно средство.

[9] Сделайте себя "избыточным", не вынуждайте других быть зависимыми от Вас.

[10] Помните. Идеализм в сердце, реализм – в голове.

[11] Помните. Пессимизм и цинизм – слишком мелко для вас, для вас – оптимизм.

[12] Помните. Работа с конфликтом – искусство невозможного.

"Нет"

[1] Не манипулируйте. Выложите свои карты на стол, скажите открыто, чего Вы хотите достичь, сделайте ясными свои намерения и свое понимание вещей.

[2] Не распределяйте вину и ответственность. Сделайте упор на общих корнях проблем, таких как, например, неработающие общественные структуры, а также на общей ответственности за поиск выхода, а не на плохих участниках конфликта.

[3] Не играйте роль священника или судьи. Вас никто не уполномочивал выполнять эту функцию.

[4] Не слишком беспокойтесь по поводу консенсуса. Задача – выработать хорошие идеи; если они хорошие, вполне возможно, что они будут новыми, по крайней мере для участников конфликта. Если они новые, легче достичь консенсуса.

[5] Не требуйте признания этих идей от сторон конфликта, устного или письменного; идеи сработают, если пришло их время.

[6] Не требуйте того, чтобы участники обязательно сотрудничали. Если они недолюбливают друг друга и предпочитают каждый идти своей дорогой – пусть будет так. Совместность не является целью. Возможно, позднее они найдут друг друга.

[7] Не нарушайте обещание конфиденциальности. Вы не должны быть причиной того, что стороны конфликта будут бояться открыто говорить о своих проблемах.

[8] Не стремитесь к публичности, но рассматривайте средства массовой информации как помощников в поиске выхода из конфликта.

[9] Не ищите благодарности, Ваша награда будет заключаться в хороших плодах от того, что Вы посеете, а Ваше наказание – если их не будет.

[10] Не стремитесь слишком запрограммировать людей, Ваша задача – побудить их самих искать выход.

[11] Не деформируйте конфликт, выводя из него реальных участников путем изменения повестки обсуждения таким образом, чтобы отдалить ее от того, что реально хотят разрешить стороны.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Глава I. Введение в общую теорию конфликтов. Характеристика концепций социального конфликта. Понятие конфликта и его причины. Основные виды классификации конфликтов. Структура конфликта. Функции конфликта. Периоды и этапы в развитии конфликта.................................................................................... 5

Глава II. Этнонациональный конфликт и его специфика.Особенности этнонациональных конфликтов и их причины. Динамика и типология этнонациональных конфликтов. Формы и способы регулирования этнонациональных конфликтов. Правовые основы предупреждения и разрешения этнонациональных конфликтов в Российской Федерации. 42

Глава III. Религиозные конфликты и основные пути их разрешения.Природа и сущность религиозных конфликтов. Основные причины и особенности динамики развития религиозных конфликтов современности. Пути урегулирования религиозных конфликтов. Крупные религиозные конфликты XX века..................... 74

Глава IV. Межгосударственные конфликты.Механизмы возникновения межгосударственных конфликтов. Динамика и типология межгосударственных конфликтов. Формы и методы предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов.................................................................................................................... 100

Глава V. Конфликты в сфере государственного управления.Факторы появления конфликтов в сфере государственного управления. Типология конфликтов в сфере государственного управления. Технологии контроля и урегулирования конфликтов в сфере государственного управления........................................................... 127

Глава VI. Организационно-управленческий конфликт.Природа, сущность и специфика организационно-управленческих конфликтов. Типология организационно-управленческих конфликтов. Формы предупреждения и разрешения организационно-управленческих конфликтов....................................................................... 164

Глава VII. Проблемы конфликтов в современных правовых отношениях.Подходы к пониманию, типология и динамика юридических конфликтов. Юридические способы предупреждения конфликтов. Юридические способы разрешения конфликтов.................................................................................................................... 191

Глава VIII. Демократические технологии государственного управления.Особенности содержания демократических технологий управления. Роль СМИ в демократических технологиях государственного управления. 218

Литература…………………...………………………………………………242

Приложение 1.Тест «Самооценка конфликтности»......................................... 254

Приложение 2. Памятка для практических конфликтологов

и миротворцев................................................................................... 257

ЗЕЛЕНКОВ Михаил Юрьевич

СОЦИАЛЬНАЯ КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Учебное пособие

Редакция Юридического института МИИТа

ЛР № 020903 от 28.07.99

Изд. заказ 44 Бумага офсетная Тираж 200 экз.

Подписано в печать 16.10.03 Печать трафаретная Цена договорная

Усл. печ. л. 25,3 Уч.-изд. л. 17,8 Формат 60х84/16

127994, Москва, А – 55, ул. Образцова, 15.

[1] Подробнее о социально-психологических особенностях возникновения и разрешения конфликтов см.: Зеленков М.Ю. Социально-психологические проблемы конфликтов. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.

[2] Действительно, арабские странызанимают 9% суши и пятое место по численности населения в мире. В то же время их вод­ные ресурсы составляют лишь 0,7% совокупных мировых запасов, а объем воды на душу населения равен 1,5 тыс. куб. метров в год при средней мировой обеспеченности 13 тыс. куб. метров. Ситуация та­кова, что нарастающий дефицит воды станет здесь вскоре важ­ным ограничителем экономического роста. Не случайно, что про­блема воды на Ближнем Востоке все больше превращается в объект разногласий в отношениях арабов с соседними странами и между собой. Дефицит водного ресурса уже давно инициирует противо­речия между Турцией, Сирией и Ираком, между Израилем, Сири­ей и Иорданией, между Египтом и Суданом. Таким образом, про­блема воды становится проблемой жизнеобеспечения и приобретает­ первостепенное значение в рамках национальной безопасности. Исходя из сложившейся ситуации, уже с середины 80-х годов в арабском мире все чаще поднимают вопрос о нарастающей угрозе конфликта из-за воды.

[3] В качестве справки хотелось бы отметить, что Россия граничит с 16 государствами. Протяженность границ Российской Федерации – 60 тыс. 932,3 км (сухопутных – 14 тыс. 509,3 км; морских – 38 тыс. 807 км; речных – 7 тыс. 141 км; озерных – 475 км). Площадь исключительной экономической зоны составляет 8,6 млн. км2. Граница, унаследованная от СССР, оформленная в международно-правовом отношении, составляет 9 тыс. 850 км (8 сопредельных государств). В то же время граница, не оформленная в международно-правовом отношении, – 13 тыс. 599 км (8 сопредельных государств). Но и это еще не все. Из 89 субъектов Российской Федерации 45 (51%) являются приграничными. Из них 24 субъекта оказались приграничными впервые.

[4] Показательно, например, что госу­дарственный флаг республики Тува в сентябре 1992 г. был освящен главой ламаистской церкви Тибета Далай-Ла­мой XIV.

[5] Отметим, что в настоящее время в мире действует уже более 170 конвенций и почти 180 рекомендаций, принятых Международной организации труда.

Наши рекомендации