Тема 29. Российское государство
в 90-е годы ХХ – начале XXI в.
План
1. Глобализационные процессы в современном мире и место в них России.
2. Основные направления и этапы внешней политики России.
3. Формирование российской государственности после распада СССР: приоритеты и результаты.
4. Проблемы социально-экономического развития страны в 90-е годы XX в. – в начале XXI в.
Литература
Барсенков А.С., Вдовин А.И. История России (1938–2002). М., 2003.
Владимирова О.В. История России в ХХ – XXI веках (1941 – 2009). М., 2010.
Выбор пути. История России 1939–2000 / Под ред. А.Т. Тертышного, В.Д. Камынина, А.В. Трофимова. Екатеринбург, 2001.
Гайдар, Е.Т. Гибель империи. Уроки для современной России [Текст] / Е.Т. Гайдар. – М., 2007.
Зиновьев А.А. Планируемая история. М., 2009.
Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация от Великой победы до наших дней. М., 2001. Кн. 2.
Костина, А.В. Культурная политика современной России. Соотношение этнического и национального [Текст] /А.В. Костина. – М., 2007.
Медведев Р. Время Путина. Россия на рубеже веков. М., 2002.
Новейшая история России. 1914–2008 : учебное пособие для студентов вузов [Текст] // под ред. М.В. Ходякова. – М., 2008.
Российская модернизация: размышления о самобытности [Текст] / под ред. Э.И. Паина и О.Д. Волкогоновой. – М., 2008.
Россия в современнойсистеме обеспечения глобальной стабильности: политика и восприятие / под ред. А.А. Кокошина. – М., 2008.
Согрин В.В. Политическая история современной России (1985– 2001): от Горбачева до Путина. Любое издание.
Социальная структура современного российского общества [Текст] / под ред. А.В. Воронцова– СПб., 2007.
Социальные неравенства и социальная политика в современной России [Текст] / под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой. – М., 2008.
Толстых В.И. Россия эпохи перемен. М., 2012.
Фроянов И.Я. Погружение в бездну: Россия на исходе ХХ века. СПб., 1999.
Тесты
1. По Конституции 1993 г. Россия является:
а) парламентской республикой;
б) президентской республикой;
в) парламентско-президентской республикой;
г) президентско- парламентской республикой
2.Изменение социальной структуры общества в России в 1990-е гг. выразилось в:
А) появлении слоя собственников крупного капитала
б) сокращении слоя бюрократии
а) появлении многочисленного среднего класса
г) значительном увеличении числа промышленных рабочих
3. В 1993 г. в современной России впервые выбирались представители в:
А) Государственную думу
б) Совет Федерации
в) Верховный Совет
г) Государственный совет
4. Что стало новым явлением общественно-политической жизни России в 1990-е гг.:
а) проведение выборов на безальтернативной основе
б) проведение курса на обновление социализма
в) развертывание движения диссидентов
г) предвыборная борьба партий и блоков за голоса избирателей
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ
О методике подготовки к семинарским занятиям
Важной формой работы студента во время экзаменационной сессии являются семинарские занятия, которые учат студентов творчески подходить к изучению отечественной истории и наиболее важных тем курса.
Каждый студент в ходе подготовки к семинарским занятиям обязан глубоко изучить указанную ниже литературу. Наиболее важные из работ рекомендуется законспектировать. Конспекты послужат серьезным подспорьем при подготовке к экзамену.
В процессе подготовки к семинарским занятиям студенты должны быть готовы к таким формам их проведения, как дискуссия, пpecc-конференция, метод «малых групп».
Дискуссия – форма проведения семинарских занятий, которая предполагает обсуждение вопросов семинара в дискуссионном плане.
При проведении семинарского занятия по типу пресс-конференции студенты разбиваются на три-четыре подгруппы в соответствии с количеством вопросов, рассматриваемых на занятии. Каждая из групп (подгрупп) отвечает на вопросы, поставленные другими.
Метод «малых групп» предполагает состязательность между отдельными группами студентов в знании вопросов, поставленных на обсуждение семинарского занятия. Студенческая группа делится на несколько подгрупп во главе с ведущим. Вопросы ставят преподаватель и студенты.
Результаты работы студента на семинарских занятиях обязательно учитываются преподавателем при приеме экзамена.
Ниже приводятся вопросы к семинарским занятиям и литература, рекомендуемая для подготовки к ним.